зрительный анализатор



Комитет по образованию администрации Троицкого района.

МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»

ТЕМА: Зрительный анализатор

Учитель биологии и географии Зеленополянской средней общеобразовательной школы с. Зеленая Поляна Троицкого района Алтайского края Ермоловой Елены Александровны.

2011 год

Ермолова Елена Александровна

МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: БИОЛОГИЯ Раздел: Анализаторы Класс: 8 Учитель: Ермолова Елена Александровна Тема урока: Зрительный анализатор

Пояснительная записка

Данный урок моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Считается, что эта технология является разновидностью личностно ориентированного обучения.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Выделяется четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы:

Оно содержит ситуацию выбора, которую учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

Предполагает смену ролевых позиций учащихся;

Настраивает на доверие участников группы друг к другу;

Выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Признаки критического мышления

Мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

Самостоятельное, ответственное;

Аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

Многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

Индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

Социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

На данном уроке (тема «Зрительный анализатор») учитель использует два приема, характерных для названной технологии.

Прием «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ). Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Прием «Чтение с остановками». Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам или использует текст учебника. Текст должен содержать последовательное изменение мысли. Учитель разбивает его на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определенном месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине предложения или конец абзаца). Затем учитель задает вопрос о дальнейшем развитии мысли. (как вы считаете, о чем пойдет речь в тексте дальше?) ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. (Текст, с которым работают учащиеся, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели его продолжения.)

Алгоритм работы на уроке

Ввод в проблему – стадия вызова

а) работа по актуализации жизненного опыта и полученных знаниях о зрительном анализаторе.

б) осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о зрительном анализаторе, самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.

Осмысление содержания

а) отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.

б) определение вывода по изучению основного материала. Работа по обобщающей схемой.

Размышление (рефлексия)

а) анализ записи в тетради. (Чему научились?)

б) анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)

в) синквейн (5).

ТЕМА «Зрительный анализатор».

Цель урока:

сформировать у ребят представление о работе зрительного анализатора.

сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира.

продолжить развитие у школьников умения выделять главное, сравнивать.

Задачи урока:

Образовательные:

выяснить, какое участие принимает в восприятии зрительных образов кора головного мозга человека;

объяснить, почему наши зрительные ощущения не всегда соответствуют действительности.

Развивающие:

вовлечение учащихся в совершение мыслительных операций, формирование навыков самостоятельной, поисковой деятельности.

Воспитательные:

формирование представлений о связи теории с практической жизнью, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.

Учащиеся должны знать:

терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,

Описывать анатомию и физиологию анализаторов.

Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.

Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях;

Развивать любознательность;

Воспитывать эмоциональное ценностное отношение к предмету изучения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

Развитие навыков узнавания структур глаза.

Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.

Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник для 8 класса, рабочая тетрадь, раздаточный материал — листы-опросники, рабочие листы (приложение) модель глаза человека, фотоаппарат, стакан с водой и стеклянная трубочка или игрушечная рыбка,

ТИП УРОКА: комбинированный — обобщение и систематизация знаний; — изучение нового материала.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: — частично-поисковый; — репродуктивный.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: — индивидуальная; — групповая;

— фронтальная.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организацион-ный момент.

— Добрый день! Садитесь. Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы к активной работе на уроке.

— проверка отсутствующих на уроке;

— вводная беседа.



Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2.

Актуализация,

целеполагание,

мотивация..

(Вызов)

Контрольно-оценочный по теме

«Анали-заторы»

Урок, на котором нам сегодня предстоит совершить интересные открытия, мне бы хотелось начать со стихотворения печорского поэта Бориса Хватова.

Путь к истине как трудный путь в пустынеТы от сомнений чуть живой уже…Вдруг вспомнишь: дело все в гемоглобине –И как-то сразу легче на душе.Огонь любви…Холодный мрак изменыГде корень зла?Тупик, хоть околей!Но кто-то очень мудро скажет: “Гены”, – И как-то сразу на душе светлей.Все лето дождь. Холодный ветер стонет,И мокрой веткой клен стучит в окноНо вспомнишь вдруг, что дело все в циклонеИ на душе уже не так темно.

– Какая она все-таки удивительная – природа человеческого организма! Пастернак называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Как связано прочитанное мною стихотворение с природой человека?

– Да, но мы стремимся не только понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли, чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения – это наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, звуками, запахами.

Блок контроля и взаимоконтроля.

— С помощью каких органов мы воспринимаем все эти явления?

— Что такое анализатор?

— Из чего состоит анализатор?

— Что такое восприятие?

— Какие виды ощущений вы знаете?

— А теперь узнайте орган чувств по описанию. Это сложнейший оптический прибор. Он отвечает на ничтожно малые дозы световой энергии, такие, что потребовалось бы десяток лет, чтобы ими можно было нагреть на 1о один грамм воды?

– Это глаза, органы зрения. Какие ощущения возникают у нас благодаря глазам? – Вот мы и определились с темой урока. Зрительные ощущения. Зрительные анализаторы. Как вы думаете какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Перед нами стоит задача. — Изучить природу зрительных ощущений человека. — изучить строение и функции глаза, его частей, — особенности восприятия окружающего мира.

Обращает внимание учащихся на тему урока, предлагая её записать в тетрадях.

— Давайте вспомним, что мы знаем о анализаторах в том числе и о зрительных?

На основе ответов учащихся начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю»

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Что такое анализатор – это специальный чувствительный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

2. Из чего состоит анализатор – из рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

и т.д. (Ответы могут быть разные т.к. в 7 классе изучая животных эта тема встречается)

Ответы детей.

Ответы детей. – С помощью органов чувств: глаз, органов слуха, обоняния. – специальный чувствитель-ный орган благодаря которым мы получаем все сведения об окружающем нас мире.

— рецепторов, нервных путей и мозговых центров.

— различные ощущения на явления внешнего мира.

световые,звуковые,болевые…

Ответы детей.

Зрительные.

Ответы учащихся.

Учащиеся пишут тему урока в тетрадях.



Работают в своей тетради заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю»

Знаю

Хочу знать

Узнал

см в графе (деятельность учителя)

3. Постановка проблемы

1. как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств”?- как устроены и работают разные виды анализаторов у человека, по каким причинам возникают сбои в их работе – это и предстоит нам выяснить.

2. С.С.Смирнов в своей книге «Рассказы о неизвестных героях» описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете почему это случилось?

— Ребята вам не хватает определенных теоретичес-ких знаний, я предлагаю погрузиться в изучение нового материала, который поможет вам ответить на этот вопрос. Физминутка. Поморгайте, посчитав до 10. Это способствует улучшению кровообращения.

Ответы учащихся…….. -головной мозг анализирует разнообразную информацию, полученную из внешней внутренней среды благодаря органам чувств.

Ребята строят свои предположения по этому поводу, но дать грамотный ответ им не удается.

Учащиеся выполняют физминутку.

4. Организацион

но-деятель-

ностный.

Изучение

нового

материала и

его

закрепление

(Осмысление)

Работать на уроке мы будем следующим образом: класс разбит на группы, в каждой группе есть учащиеся — хранитель времени (он же руководитель группы). При получении задания начинается индивидуальная работа с текстом в течении 1 мин, затем идет групповое обсуждение 1-2 мин вопроса и назначается выступающий от группы.

А сейчас я предлагаю вам еще раз обратить внимание на тему нашего сегодняшнего урока и его цели. (называет тему урока и цели урока) и исходя из темы урока и целей, которые я назвала, подумайте, пожалуйста, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке, какие обсудить вопросы и чему научиться?

Исходя из перечисленных вами вопросов в графе «хочу знать» давайте запишем основные вопросы, ответы на которые мы будем сегодня рассматривать. Продолжает заполнять таблицу на

доске графу «хочу знать». (наиболее значимые)

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Значение зрения. 2. Расположение глаз. 3. Строение глаза. 4. Оптическая система глаза. 5. Бинокулярное зрение.

Физминутка. Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.

Давайте послушаем сообщение: «Значение зрения», а вы в это время делайте заметки в своих тетрадях. Сообщение. См прил. У.

— Вы прослушали сообщение, обсудите первый вопрос «Значение зрения» На основе ответов учащихся начинаю на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал

Значение зрения.

а) 95% информации человек получает с помощью зрения.

б) опознает предметы, определяет его место в пространстве, следит за перемещениями. (познаём внешний мир)

в) благодаря зрению люди научились читать и писать. и.т.д.

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 244 – 245. и ответьте на вопросы.

1. Где расположены глаза?

2. Что такое глазное яблоко?

3. Что такое глазница?

— Координируя ответы учащегося на вопросы:

Знаю

Хочу знать

Узнал

2. Расположение глаз.

— Глаза, точнее глазные яблоки, расположены в глазницах – парных углублениях черепа.

— Ни для кого не секрет, что зрительные ощущения возникают благодаря глазам. Я предлагаю вам повернуться лицом друг к другу и заглянуть в глаза соседа. Что вы в них увидели, какие они глаза вашего соседа?

– А теперь анатомический вопрос. Какие части глаза вы наблюдали?

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 244 – 247. – изучают строение глаза.

1. Приложение 1. Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза. (это приложение вклеивается в тетрадь уч-ся) 2. Приложение 2. Заполните таблицу и ответьте на вопросы или дополните предложение:

1) Глаза состоят из ……….

2) Вспомогательный аппарат глаза состоит из…..

3) К защитным образованиям относятся ………… 4) Каково их значение?

5) Слезный аппарат представлен …………

6) Что такое зрачок? Каковы его функции?

7) Как работает хрусталик?

8) Где располагаются колбочки и палочки? Каковы их свойства?

9) Что такое слепое пятно? (место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов)

Знаю

Хочу знать

Узнал

3. Строение глаза.

рис.1.

(ответы учащихся можно тоже фиксировать в графу «Узнал»)

Используя приём «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом. Стр. 247 – 248. и приложение 4 выполните демонстрационный опыт и

лабораторную работу на стр. 249 ответьте на вопросы.

1.Что является адекватным раздражителем для глаза? 2. Как меняется зрачок в зависимости от освещения? 3. Что такое бинокулярное зрение?

4. Объясните: Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

5. Как вы думаете из каких частей состоит зрительный анализатор?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap