земельное право экзамен 4 4 2014



1. Государственная земельная политика РФ и роль земельного права в ее закреплении и реализации

2. Земля как основа жизни и деятельности человека, природный объект, важнейшая составная часть природы, природный ресурс, недвижимое имущество, объект собственности и иных вещных пав, объект земельных отношений

3. Понятие земельного права, его предмет, методы регулирования и система

4. Понятие и виды источников земельного права

5. Конституционные основы земельного права

6. Федеральные законы и законы субъектов РФ как источники земельного права

7. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти как источники земельного права

8. Акты органов местного самоуправления как источники земельного права

9. Договорное регулирование земельных отношений: виды договоров

10. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений

11. Соотношение обычая и права в регулировании земельных отношений: традиционное природопользование в РФ

12. Понятие, виды и классификация земельных правоотношений

13. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

14. Объекты, субъекты и содержание земельных правоотношений

15. Охрана земель в РФ: цели и содержание

16. Федеральные целевые программы охраны земель: порядок разработки, утверждения и исполнения

17. Понятие и юридически значимые признаки земельного участка как объекта земельных прав

18. Правовые формы образования (преобразования) земельных участков

19. Собственность как экономическая и правовая категории: формы собственности на землю

20. Право государственной собственности на землю

21. Право муниципальной собственности на землю

22. Право частной собственности на землю

23. Правовые способы обеспечения публичных интересов при регулировании земельных отношений

24. Особенности оборотоспособности земельных участков по Зем. Кодексу РФ

25. Право аренды земельного участка

26. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

27. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

28. Право ограниченного пользования чужим земельным участком

29. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком

30. Основания возникновения прав на землю

31. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

32. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

33. Условия и порядок предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством

34 – нет. 35. Приобретение прав на земельные участки в порядке ст. 36 Зем. Кодекса РФ

36. Купля-продажа, в том числе на торгах (конкурсах, аукционах) земельных участков

37. Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка

38. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

39. Основания прекращения права собственности и других вещных прав на землю

40. Ограничение прав на землю

41. Условия и порядок добровольного и принудительного прекращения прав на земельный участок

42. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

43. Способы защиты прав на землю. Рассмотрение земельных споров

44. Управление в области использования и охраны земель: виды управления

45. Система, функции и компетенция федеральных органов исполнительной власти в области использования и охраны земель

46. Государственный мониторинг земель и порядок его осуществления

47. Землеустройство: порядок его организации и проведения

48. Особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков как объектов недвижимости

49. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд и порядок его проведения

50. Государственный земельный надзор, муниципальный, общественный, производственный земельный контроль и порядок их осуществления

51. Понятие и правовые основы методов экономического регулирования в области использования и охраны земель

52. Правовое регулирование оценочной деятельности в области использования и охраны земель

53. Понятие, содержание, порядок и методология проведения государственной кадастровой оценки земель различных категорий

54. Рыночная стоимость земли и порядок определения её размера

55. Земельный налог: природоресурсные критерии установления основных показателей налога

56. Арендная плата и порядок определения ее размера

57. Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков, ограничением прав на землю либо ухудшением качества земель

58. Понятие и состав земельного правонарушения, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

59. Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства

60. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

61. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

62. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

63. Понятие, состав и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

64. Правовые меры по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения (мелиорация, рекультивация, реабилитация и др.)

65. Правовой режим земель населенных пунктов

66. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения

67. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

68. Правовой режим земель лесного фонда

69. Правовой режим земель водного фонда и земель запаса

70. Правовое регулирование использования и охраны земель в международном праве и праве зарубежных стран

1. Государственная земельная политика РФ и роль земельного права в ее закреплении и реализации

«Основы гос политики использ зем фонда РФ на 2012 — 2017», — распоряж прав2012.

Цель: создание и соверш прав, эконом, соц и организ условий для развития зем отнош. Понимание зем участков как:1) особые объекты природного мира, использ как основы жизни и деятельности человека, 2)средство производства в сх и др деят, 3)недвиж имущ с особым прав режимом. Направления:1)созд усл для рац использ зем участков (+учет обществ и отраслевых потреб, необход устойч развития террит, соблюдение прав участников зем отнош) 2)охрана природы и окруж среды (+сохран объектов культ наслед) 3)сохран и повыш качеств сост земель 4)сохран статуса особо охран природ террит как особо охран зем участоков в зем фонде, 5) повыш эффект гражд оборота зем участков (защита прав на недвиж имущ, сниж административ барьеров, налогооблож недвиж) Меры по осущест гос полит: 1) разраб и принятие нпа на соверш зем-имущ отнош в соответ с направ политики 2)осущ гос и муницип программ по направл 3) контроль и надзор за деят органов исполн и органов мсуп по реализ зем политики

2. Земля как основа жизни и деятельности человека, природный объект, важнейшая составная часть природы, природный ресурс, недвижимое имущество, объект собственности и иных вещных пав, объект земельных отношений

Природ ресурс. Характер пространством, рельефом, почвами, водами, недрами, растит и живот миром. По мере развития производит сил этот ресурс превращ в объкт соц-эконом связей, главное средство производства в сх. Земля как объект недвиж. Общие свойства: пространст ограниченность, невозмож перемещения без сущест наруш ее характеристик, непременное улов любой хоз и общест деят. Особые: производительная способ, возмож улучш качетва при рац использ, сущест повыш ценности при измен целевого назнач. (К ст9)

3. Понятие земельного права, его предмет, методы регулирования и система

I. Понятие, предмет и метод земельного права.

Земельное право — это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Объектами земельных отношений являются «земля как природный объект и природный ресурс» и «земельные участки (части земельных участков)» (п. 1 ст. 6 ЗК РФ). Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, наблюдается расширение прав собственников земли и землепользователей, в т. ч. арендаторов.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству в лице его органов;

2) касаются только юридических норм;

3) обеспечиваются государственным принуждением.

Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. Специфика предмета правового регулирования (земельные отношения) определяет специфику метода правового регулирования в земельном праве, которая состоит в том, что в земельно-правовом методе сочетаются отдельные элементы методов правового регулирования других отраслей права.

В юридической литературе различают:



1) императивный метод правового регулирования как способ властного воздействия на участника общ-х отношений, урегулированных нормами права;

2) диспозитивный метод, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя их совершенствованию. Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми той части знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации.

II. Система земельного права. 

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли.

4. Понятие и виды источников земельного права

I. Источники земельного права

Под источниками земельного права понимают законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

1)  Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с послед, изм. и доп.); Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с послед, изм. и доп.);

3) законы РФ, например Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с послед, изм. и доп.);

4) указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» (с послед, изм. и доп.);

5) постановления Правительства РФ: Постановление Правительства от 8 ноября 2001 г. «О Федеральной целевой программе «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы»»;

6) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

7) общие принципы права,

8) нормативные договоры и соглашения,

9) некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, принятое на всех уровнях, государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Вторую группу образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане.

5. Конституционные основы земельного права

Источники земельного права — это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.

Основной Закон РФ — Конституция Российской Федерации — предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ — Конституция — содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

ст. 36 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»).

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

6. Федеральные законы и законы субъектов РФ как источники земельного права

Федеральные законы как источники земельного права

Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:

1. закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;

2. законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как

Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»;

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1) законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов — кроме земли): Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2) законы иных отраслей права.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Законы субъектов федерации как источники земельного права

Субъектам Российской Федерации федеральным законодательством предоставлен достаточно широкий круг полномочий в сфере земельного законодательства.

Ст. 10 ЗК РФ устанавливает, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

2.разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

3. иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

7. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти как источники земельного права

Указы Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ также являются источниками земельного права.

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие акты относятся к категории подзаконных актов.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

В числе подзаконных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ — конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ. Возможны случаи, когда Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Федеральной службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в частности, участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, мониторинга земель и государственного контроля за исполнением и охраной земель. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Росземкадастром, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений. Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ.

8. Акты органов местного самоуправления как источники земельного права

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

9. Договорное регулирование земельных отношений: виды договоров

Межд договор (ст15-противор-меж нормы; ст4 ЗК РФ – межд ратиф договор). 1) опред гос границы РФ и сфера действ земельных норм права (договор РФ с КНР о разделении границ 1995), 2) режимы использ природ ресур, в том числе в пригранич зоне (созд на пригранич зоне совмест заповедника с КНР «Озеро Ханка», совмест науч исследования, мониторинг) 3) основа для установл режима среды обитания объектов жив и растит миров, огранич хоз деят на опред террит (Конвенция о водно-болотных угодьях) 2) соглаш между гос органами РФ и ее субъектами (зем отнош отнесены ст 72 К к совмест, по соглаш Прав-во может передавать ряд своих полномоч субъектам и наоборот) Прим: Прав-во РФ и Прав-во Сверд обл о разгранич полномоч в сфере влад, польз, распоряж природ рес и охраны окруж среды.3) соглаш между различ субъктами права (они устан не только права и обязан строн, но и общие правила поведения для будущих участ данных общ отнош, напр: дог об общих и спец зем сервит)

10. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений

Суд органы – гаранты констит прав граждан, в том числе прав собст на землю и др вещ права на недвиж, они разреш зем споры и восстан наруш права закон правообладат зем участков.Высшие суд органы принимают руководящ разъяснения (могут рассматр как источник пр), они имеют обязат силу для судов при разреш конкрет дел. Руковод постан пленумов ВС и ВАС: 1) устраняют пробелы в зем зак-ве, применяя аналогию закона, права 2) база для соверш зем зак-ва, так как выс суд органы облад зак иниц. Прим: постан пленума ВАС от 2005 «О некоторых вопросах,связ с примен зем зак-ва» (вопр переоформ права пост бессроч польз на право аренды/собст юр лицами). КС – дела о соотв К фед законов, нпа През, Прав, законов субъектов (1998-проверка ЛесК(1997) на конституционность)

11. Соотношение обычая и права в регулировании земельных отношений: традиционное природопользование в РФ

Прав обычай – правило повед, сложив в теч длит вр и признав гос-вом в кач общеобязат. Прим: правило раздела зем участ между собственниками располож на нем строения не только пропорц долям права собст на строение, но и согласно сложив порядку польз участком. + нередко сфрмировав и устоявш правила польз землей включ в договоры сервитутов. Устоявш правила включ в распред конкретных зем долей при выделении отдельных членов. Обычай популярен в мусульманских республиках. Традиц природопольз – историч слож способы освоения природ среды на основе долговр, эколог сбаланс пользования без подрыва способ к устойч воспроизводству и снижения разнообраз природ рес. Территории трад природпол рассматр как основа жизнеобеспеч коренных малочисл народов. В России территории ТП совпадают с местами залег полезных ископаемых. Конфликт. Сегодня нет четкого прав режима польз землей и др природ ресурс, осущ коренными малочисл народами, нет регламентов отнош к ним гос-ва и бизнеса, нет процедур реш споров. В К(72) и ФЗ «О гарантправ коренных малочис нар РФ»(14) говорится о защите «искон среды обитания», но речь не идет о террит, а говорится о «местах компакт прожив». Противор. ФЗ «О гар прав кор малочисл народов РФ» говорит о безвозм предоставл зем участков кор малоч народам, находящ в границах ТТП. Но ФЗ «об обороте земель сх назнач» об аренде.

12. Понятие, виды и классификация земельных правоотношений

Земельные правоотношения — это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

особое содержание и предмет;

особый субъектный состав;

значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

объект права — индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;

содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений:

1. по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

а) в процессе сельскохозяйственного производства; б) при использовании земли в промышленности и строительстве; в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

2. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения — отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

по критерию содержания — на имущественные и неимущественные;

по критерию определенности состава субъектов — на абсолютные и относительные;

по степени взаимной обязанности их участников — на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

13. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике.

Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap