занимательные загадки



Занимательные загадки.

Конкурс « Кто хочет на загадки отгадки находить».

Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, скреплены рифмами и созвучьями. Для них характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чтобы процесс отгадывания был более осмысленным надо более подробно разобрать ту или иную загадку.

У меня много подобрано загадок , я использую их как в перерыве между занятиями, так и во время отдыха, в конкурсах. Загадки всегда подобраны по темам.

Ниже приводятся загадки на многие темы – народные и разных авторов. Они расположены в определённой системе (явления природы, человек, животный и растительный мир, техника, учение, книга, школа, жилище и домашний быт, а также загадки — шутки и загадки с коллективным ответом).

ПРИРОДА И ЕЁ ЯВЛЕНИЯ.

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. ( Небо, звёзды, месяц)

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды)

Ну-ка кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит и не пекарь, печёт ? (Солнце)

Сестра к брату в гости идёт, а он от сестры прячется. (Луна, солнце)

Когда я молод был – светло светил, под старость стал – меркнуть стал. (Месяц)

Ночью на небе один золотой апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Месяц)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут – я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)

Что идёт, не двигаясь с места? (Часы)

Семь братьев: годами равные, именами разные. ( Дни недели)

Что было завтра, а будет вчера? (Сегодняшний день)

Виден край да не дойдёшь. (Горизонт)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём – ищем, ищем – не найдём. (роса)

Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не пойду, покуда он идёт. ( Дождь)

Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут (дождь)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Приказало солнце – стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет – рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)

Без рук, без ног, а ворота открывает. ( Ветер)

Серое сукно тянется в окно. (Пар)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. ( Волна)

Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Серое сукно тянется в окно. ( Пар)

Летом бежит, а зимой стоит. (Река)

Два братца в воду глядятся и все не сойдутся. (Берега)

У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, и нет у рыбы в море. (Тень)

Ты за ней — она от тебя, ты от неё – она за тобой. ( Тень)

Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Морозы)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)

Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Загадка лёгкая, мой друг, сумей лишь только взвесить: две головы и пара рук, шесть ног, а пальцев десять (всадник на лошади)

ЧЕЛОВЕК.

Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются, один водит и приказывает. (Человек)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. ( Ноги)

Ношу их много лет, а счёта им не знаю. (Волосы)

У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (пальцы рук)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб, всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю. (Рот и зубы)

Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. ( Глаза)

На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами закрываются. (Глаза)



Один говорит, двое глядят, двое слушают ( Язык, глаза, уши)

МИР ЖИВОТНЫХ.

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и самм я весь кудрявый, даже завитком рога. ( Барашек)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

С бородой родится, никто не дивится. (Козёл)

Не царь, а в корзине, не всадник, а со шпорами. (Петух)

Явился в жёлтой шубке – прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

В воде купался, а сух остался. ( Гусь)

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать. (утёнок)

Прыг- скок, трусишка! Хвост – коротышка, уши –вдоль спинки, глаза – с косинкой, одежда – в два цвета: на зиму и лето. ( Заяц)

Серовать, зубовато, пополю рыщет, телят ягнят ищет. (Волк)

Хозяин лесной просыпается весной, а весной под вьюжный вой спит в избушке снеговой.( Медведь)

Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)

Ползун ползёт, иголки везёт. ( Еж)

На линейках сели ноты и порхают вверх и вниз. Но играть по этим нотам не умеет баянист. (Птицы на проводах)

Сто за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? ( грач)

« Сотру, сотру», — кричит, в кору, в кору стучит, живёт в лесной глуши, и зимой и летом старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел)

Маленький мальчик в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Домик без окон, только вход есть балкон. В дом забраться не легко, он над нами высоко. Ни ступенек, ни крыльца… Для какого ж он жильца? (Для скворца)

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. ( Сова)

Стали братья на ходули ищут корму по пути. На бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти. ( Журавли)

Сначала ползёт. Червяком живёт. Потом умирает, сучком засыхает. Потом оживает. Как птичка летает. ( Бабочка)



Шевелись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел. Он хотел и улетел. (Бабочка)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза)

Чёрен, да не ворон рогат, да не бык, летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)

У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. ( рыба)

Нос долог, голос тонок, кто его убьёт, тот то свою кровь прольёт. ( Комар)

В тесной избушке ткут холст старушки. ( Пчёлы)

Чудо город –городок – шумных домиков рядок. Целый год янтарный мёд в бочках не кончается. И всё лето весь народ на цветках качается. ( Улей, пчёлы)

Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу, зачем спешить мне по – попусту, свой дом я при себе ношу, а потом всегда я дома. ( Улитка)

На поляне возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нём — миллион. ( Муравейник)

РАСТЕНИЯ.

Стоят в поле сестрицы, платьица, белены, шапочки зелены. (Берёзы)

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ёлка)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлуди)

Круглый , зрелый, загорелый. Попался на зубок, расколоться всё не мог. А попал под молоток, хрустнул раз – треснул бок. (Орех)

Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( Колос)

На море, а не волнуется. (Нива)

Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)

Он стоит в одёжке, как огонь на ножке. Станет без одёжке шариком на ножке.(мак)

Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. ( Одуванчик)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он откликается. (Гриб)

ТРУД, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ.

Не летает, не жужжит – жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму, и колёса. И мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

Дом по улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках. (Троллейбус, автобус)

Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились и помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. (Поезд, вагоны)

Он в безбрежном океане туч касается крылом. Развернётся – под лучами отливает серебром. ( Самолёт)

Еду – еду, следу нету; режу, режу – крови нету. (лодка)

Под водой железной кит, днём и ночью кит не спит. Днём и ночью под водой охраняет мой покой. ( Подводная лодка)

Сам вагон открыл нам двери, в город лестница ведёт. Мы своим глазам не верим: всё стоит, а он идёт. (Эскалатор)

К рам во двор забрался крот, роет землю у ворот, тонна в рот земли войдёт, если крот раскроет рот. (Экскаватор)

Не живой я, а шагаю, землю рыть я помогаю. Вместо тысячи лопат я один работать рад.(Шагающий экскаватор)

Длинной шеей верчу – груз тяжёлый подхвачу, где прикажут- положу, человеку я служу.(Подъемный кран)

Словно рубанок землю строгаю, делать дороги я помогаю. Где новостройка – всюду вниманье славной машине с трудным названьем. (Бульдозер)

Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной – летом встанет рожь стеной. (трактор)

Стоит красивый сундучок, его не тронешь – он молчок. А стоит ручку повертеть, он будет говорить и петь.(радиоприёмник)

Живёт в нём вся вселенная, а вещь необыкновенная. ( телевизор)

В белом сундучище мы храним на полка пищу. На стоит жарища, в сундучище – холодище. (Холодильник)

Есть у нас в квартире робот. Любит робот чистоту и гудит как робот «Ту». (Пылесос)

Через поле и лесок подаётся голосок. Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там. (телефон)

В лес со мной заберёшься, с путине собьёшься. (Компас)

Наведён стеклянный глаз, щёлкнет раз – и помнит вас. ( Фотоаппарат)

Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит. (Клещи)

У конька, у горбунка деревянные бока. У него из под копыт стружка белая бежит. ( Рубанок)

Доски грызла и кусала, на пол крышек набросала, но не съела ни куска: знать не вкусная доска. (Пила)

Замечательный дружище: деревянная ручища да железный обушок, закалённый гребешок. Он у плотника в почёте – каждый день с ним на работе.(Топор)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

Толстый тонкого побьёт – тонкий что- нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Гостя примут от души: так обнимут – не души! ( Тиски)

Она с винтом пустилась в пляс! А он, кружась, в доске увяз. ( отвёртка и шуруп)

Везде суёт свой нос витой. Дыру проткнёт в стене, чтобы узнать, а что на той, обратной стороне. (сверло).

ШКОЛА, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ИГРЫ.

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами терпеливым языком. (Книга)

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – станешь вчетверо умней. (Книга)

С подругами и сёстрами она приходит к нам, рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)

Белое поле; чёрное семя, кто его сеет, тот разумеет. ( Письмо)

Чёрные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш)

Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. ( Карандаш)

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, в морях воды нет. ( Географическая карта)

Кулик не велик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись. (Школьный звонок)

Белый зайчик прыгает по чёрному полю. ( Мел и доска)

Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. ( Портфель)

Лето, зиму, все на лыжах; братец стол, сестра скамья. Это самые на свете неразлучные друзья. ( Парта)

На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. ( Шахматы)

Кинешь в речку — не тонет, бьёшь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать, станет кверху летать. ( Мяч)

Деревянные кони по снегу скачут, в снег не проваливаются. (Лыжи)

ЗАГАДКИ – ШУТКИ.

Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от всех других тем, что не подсказывают ответ, не подводят к нему, а наоборот, заставляют мысль работать в неверном направлении . Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа.

Отгадать загадку – шутку очень трудно. Но это и не обязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получат от воспитателя и будут предлагать её другим. Предлагать такие задачи лучше по одной или две. Лучше ими дополнять к загадкам.

Когда мальчика называют женским именем? ( Когда он долго спит его называют — Соней.

Когда козе минет семь лет, что будет дальше ? ( Пойдёт восьмой)

Кто на все руки мастер? (Перчаточник)

Из какой посуды нельзя ничего поесть? ( Из пустой)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( Я сам)

Сколько яиц можно съесть натощак? ( Одно, остальные не натощак)

Какое слово всегда звучит неверно? ( Слово «Неверно»)

Когда руки бывают тремя местоимениями? ( Когда они вы- мы- ты)



На какое дерево садится ворона во время проливного дождя ( На мокрое)

На что похожа половина яблока? ( На вторую половину)

У трёх шофёров был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть? ( Да, шофёры были женщины)

Может ли страус назвать себя птицей? ( Нет он не умеет говорить)

Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан. (Сами они войти не могут)

Можно ли в решете воды принести? ( Можно, когда она замёрзнет).

Когда человек бывает в комнате без головы? ( Когда он высовывает голову в окно через окно на улицу)

Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком)

На какой вопрос никто никогда не ответит «да»? ( спящий на вопрос: « Вы спите»)

Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Те. Которые остановились)

Что можно видеть с закрытыми глазами? ( сон)

Каких камней нет ни в одном море? ( сухих)








sitemap
sitemap