задания по русскому языку для формирования словарно-орфографической зоркости учащихся



Фрагмент урока с использованием словарика-тренажёра

Цель: обучить детей правописанию словарных слов с помощью словарика-тренажера.

Ход урока

I. Подготовительная работа.

1. С о з д а н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и.

На доске записаны буквы: Е В И Р Т.

Какие задания вы можете предложить к записанному ряду букв? (Разбить на группы, записать каллиграфически, составить слово.)

2. М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я.

– Самопроверка правил каллиграфии.

– «Соберём» слово:

Дети испытывают затруднение, так как не знают, какую букву писать: е или и.

Как поступим, чтобы решить проблему? (Проблему можно будет решить после проведённого исследования слова.)

3. С о з д а н и е э м о ц и о н а л ь н о г о н а с т р о я.

Учитель сообщает о том, что сегодня в Академгородке будут работать 4 «учёных совета».

II. Словарная работа с использованием словарика-тренажера.

1. О р г а н и з а ц и я г р у п п о в о й р а б о т ы.

Группы – «учёные советы» – формируются по цвету. Дети проходят по классу и находят карточку с цветным значком, пересаживаются за тот стол, где стоит соответствующий указатель цвета.

– Сложите из ваших карточек картинку. (Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография». Эти слова являются названиями групп – «учёных советов».)

С п е ц з а д а н и е: один ученик исследует слово «ветер» с точки зрения «Фразеологии».

2.  С а м о с т о я т е л ь н а я и с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т аг р у п п.

Каждой группе выдаётся лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.

Памятки:

а) «М о р ф о л о г и я»:

– изучает части речи;

– имя существительное;

– вопросы кто?, что?;

– предмет;

– одушевленное – неодушевленное;

– род;

– число.

б) «Ф о н е т и к а»:

– изучает звуки речи;

– запись транскрипции слова;

– обозначение звуков цветом;

– ? букв, ? звуков.

в) «С л о в о о б р а з о в а н и е»:

– подбор однокоренных слов;

– определение приставки;

– корня;

– суффикса;

– окончания;

г) «О р ф о г р а ф и я»:

– изучает правила правописания;

– поставить ударение;

– подсчет количества трудностей;

– определение правила проверки.

Один ученик (докладчик) пишет маркером результаты исследования на листе, остальные члены группы делают записи в своих рабочих тетрадях.

3. П р о в е р к а р а б о т ы.

Докладчик выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал «учёный совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы жестами: показывают своё согласие и несогласие с полученными результатами.

– Что узнал «учёный совет» («Морфология», «Словообразование», «Фонетика», «Орфография»)?

а) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «М о р ф о л о г и я»: Ветер – имя существительное. Отвечает на вопрос что? Обозначает предмет. Неодушевлённое, мужского рода, единственного числа.

б) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «С л о в о о б р а з о в а-н и е»:

Однокоренные слова: ветерок, ветрище, обветрить и т. д. Корень слова – ветер.

в) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «Ф о н е т и к а» демонстрирует транскрипцию слова: [в’эт’ир]. Дает характеристику звукам (полную, по схеме). Называет количество звуков и букв (6 букв, 6 звуков).

г) Д о к л а д ч и к «у ч ё н о г о с о в е т а» «О р ф о г р а ф и я»: В слове ветер ударение падает на гласную е, значит, вторая гласная – безударная, в слабой позиции, её нужно проверить. Гласная непроверяемая, её нужно запомнить или посмотреть слово в словаре. Мы выяснили с помощью орфографического словаря, что в слове ветер пишется буква е. В этом слове одна орфографическая трудность.

Учитель делает в ы в о д:

– Итак, перед вами слово с непроверяемой орфограммой, словарное, его нужно запомнить. Как поступим дальше? Нам необходим словарик-тренажёр с «окошками».

4. Р а б о т а с п р а к т и ч е с к и м п о с о б и е м.

– Вставим в «окошко» букву е.

– На страничке «Помоги своей памяти» нарисуйте свой способ запоминания.

Групповая работа: каждая группа предлагает свой вариант. После представления различных вариантов выбирается наилучшая пиктограмма, которую дети рисуют в своих словариках на странице «Помоги своей памяти».

Возможный вариант пиктограммы:

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

– Есть ли характер у ветра? Попробуйте изобразить пантомимой ветер под звуки вьюги.

5. З а к р е п л е н и е и з у ч е н н ы х с л о в.

– Вставьте пропущенные буквы в слова.

– Проверьте себя с помощью странички для самопроверки, оцените свою работу по «шкале успеха».

– В каких словах допущены ошибки? Приклейте символ (задумавшегося человечка) к тому слову, в котором была допущена ошибка, чтобы в следующий раз вспомнить пиктограмму к этому слову и не допустить ошибки.

III. Работа над фразеологией и синтаксисом.

1. П р о в е р к а в ы п о л н е н и я с п е ц з а д а н и я.

Ученик исследовал слово ветер с точки зрения фразеологии.

Ветер в голове – это значит, что кто-то крайне несерьёзен, то есть легкомыслен, ненадёжный человек.

Ветер свистит в карманах – нет денег.

2. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и я и з г р у п п ы с л о в.

Р а з б о р п о ч л е н а м п р е д л о ж е н и я.

– Какая наука поможет нам продолжить исследование? (Синтаксис.)

– Что изучает синтаксис? (Сочетания слов, предложения.)

– Что записано на доске? (На доске – слова: берёзки, веет, сквозь, ветерок, тихо, тёплый.)

– Это предложение или группа слов? (Группа слов.)

– Составьте из них предложение.

Учащиеся составляют предложение: Сквозь берёзки тихо веет тёплый ветерок. (С. Чёрный.)

Запись с комментированием и синтаксический разбор предложения.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

– Какой ветерок по характеру в этом предложении?

– Похулиганим?

Дети выполняют под музыку упражнения для плечевых суставов, попеременно хмурятся и улыбаются.

3. Т в о р ч е с к о е з а д а н и е.

– Вспомним, что такое загадка. Она должна быть маленькой, ёмкой, в ней не должно быть прямого указания на предмет.

Т в о р ч е с к о е з а д а н и е: придумать загадку о ветре по опорным словам: Рыщет. Свищет. Стучится. Просится.

Примерный вариант:

По свету рыщет,

Поёт да свищет.

Под окном стучится,

В дом просится.

IV. Подведение итогов работы с новым словарным словом.

– С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу? (Узнали, как писать ещё одно слово с непроверяемой гласной – слово «ветер».)

– Вам понравилось работать в группах? Почему?

– Можем ли мы утверждать, что всё знаем о слове ветер? (Нет, мы не исследовали его с точки зрения этимологии.) Узнать историю происхождения слова ветер вам предстоит дома – это будет вашим домашним заданием.

– Захотелось ли вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают? Желающие могут подготовить об этом доклад к уроку естествознания.



sitemap
sitemap