выступление на районном семинаре Технология модульного обучения



Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. К тому же в условиях нашей школы, где нет четкого отбора в классы с углубленным изучением математики, а есть отбор более сильных классов в каждой параллели, мы сталкиваемся с проблемой разноуровневых классов. В каждом углубленном классе есть дети, обладающие высокой мыслительной деятельностью и учащиеся со средними способностями, и нам необходимо с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка сформировать компетентную личность. Чтобы одновременно решить все эти задачи, я пользуюсь модульной системой обучения.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать..Модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия от традиционной     системы.     Содержание     обучения     представляется     в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания. Использование блочно-модульной технологии обучения математике дает мне возможность: больше внимания уделять основным понятиям математики; материал выступает блоком; сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно; группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах.

Модульная педагогическая технология помогает мне осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.

В качестве примера предлагаю вам посмотреть разработанное мною модульное пособие по теме «Квадратные уравнения». Данное пособие состоит из 6 обязательных модулей и одного со звездочкой дополнительного модуля. Изучение нового материала проводится в форме лекции по принципу обратной связи, позволяющей передать ученикам укрупнённую единицу.

Рассмотрим сам модуль на примере второго. В состав модуля входит несколько учебных элементов, в каждом поставлена конкретная цель и план ее достижения, указано каким теоретическим материалом надо пользоваться, что надо решать. В модульном пособии задания составлены таким образом, что учащийся может не выполнять все до последнего задания в модуле. Он может выбрать свой индивидуальный путь изучения материала и свой уровень изучения. Если учащийся ставит перед собой цель работать на третьем (самом сложном) уровне сложности получить оценку “5”, он должен постараться выполнить все задания самостоятельно. Для некоторых ребят сразу работать даже на втором уровне сложности проблематично, но они упорно ставят перед собой цель, дорабатывают материал дома, или обращаются за помощью к учителю. Поскольку цель на уроке поставлена диагностично на три уровня сложности, учащийся конкретно знает, какой материал он должен изучить на соответствующую оценку, какие упражнения должен научиться выполнять в этом модуле.

Так же каждый учащийся выбирает сам темп работы. На каждый учебный элемент показано максимальное отведенное время, более сильные могут изучать материал с опережением, тогда оставшееся время они выполняют не обязательный шестой модуль, где подобраны самые сложные задания по всей данной теме. В процессе работы с модульным пособием одни учащиеся, пользуясь системой общих ориентиров, осуществляют самостоятельную деятельность. Другие, в случае необходимости, обращаются за помощью к учителю или ассистенту, если такая форма работы предусмотрена на уроке, или к дополнительному учебному материалу в виде порции информации. По завершении модуля проводится промежуточный дифференцированный контроль с последующей коррекцией, а по завершении темы все учащиеся пишут дифференцированный выходной контроль, где каждый так же выбирает свой уровень, на который он изучил данную тему. Далее проводится коррекция знаний по всей теме.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая система, которая состоит из непрерывно набираемых баллов в период обучения и на этапах промежуточного контроля , а так же на выходном контроле — рейтинг. От этого зависит его конечная оценка.

Однако данная система имеет и недостатки:

1. Отсутствие  готовых и апробированных модульных   учебных  , специальных учебников и учебных пособий.

2.  Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных детей.

3.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

Поэтому я ввожу модули в учебный процесс постепенно и только на отдельные темы. Чаще всего я сочетаю традиционную систему обучения с модульной, проводя модульные уроки. Каждый модульный урок делится на учебные элементы. Каждый учебный элемент — это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Урок можно разделить на такие учебные элементы: УЭ , направленный   на   определение   интегрирующей   цели   по достижению результатов обучения;  УЭ, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме ; УЭ , являющийся отработкой учебного материала; и завершающий УЭ , включающий выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), дифференциация домашнего задания (с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

На моих модульных уроках учащиеся чаще всего работают парами, в группах постоянного и переменного состава. Например : Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Такая группа применима на любых учебных элементах. Динамическая пара. это малая группа в 4 человека. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Такая группа лучше применяется в УЭ по отработке учебного материала. Разноуровневая пара. Это группа из 4-5 человек. Основанием для формирования групп является уровень усвоения материала учащимися. В группу собираются учащиеся одного уровня усвоения данной темы и выполняют общее задание группы. Оценивается участие каждого в решении и обсуждении задания. Роль преподавателя на таких уроках заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Данная система имеет и большие достоинства. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками, тем самым освобождается время для решения большего количества заданий. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. Поэтапный — модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. Обеспечивается высокий уровень активизации учащихся на уроке. Сочетание   контроля   с   самоконтролем   обучающихся,   который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Эта система обучения конечно требует от учителя большой предварительной работы, от ученика — напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности. Сравнив результаты обучения 8А 2011 года, работающего по данной системе обучения, и 8А 2010 года, обучающегося по традиционной системе, мы пришли к следующим выводам: хотя оба  класса  находятся  на  одном  уровне  в   плане   сформированности общеучебных умений и навыков, но результаты   контрольных  работ   показывают   более   высокий   уровень качества знаний учеников 8А 2011 года, особенно там, где было применено модульное обучение, а уровень обученности дает 100% результат.

Контрольная работа по темам:

% успеваемости

% качества

8А 2011

8А 2010

2011

2010



«Дроби и их свойства»

82

81

51

50

«Арифметический квадратный корень и его свойства»

98

81

57

50

«Квадратные уравнения»

100

92

66

59

Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет мне сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития компетентной личности каждого ученика.








sitemap
sitemap