выпускная квалификационная работа по спортивному туризму



Национальный государственный Университет физической культуры,

спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Кафедра массовых физкультурных оздоровительных работ и туризма

МАКЕЙКИНА Людмила Геннадьевна

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТОВ ВОДНИКОВ 16-17 ЛЕТ К ПОХОДАМ I и II КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

Выпускная квалификационная работа

по направлению 032100(62) – Физическая культура

Представляется для защиты в ГАК

_____________________________

(дата предзащиты)

Зав.кафедрой _________________

(подпись)

Защищена на ИГА ____________ Научный руководитель:

(дата) д.п.н., профессор

с оценкой ____________________ Шеманаев В.К.

Председатель ГАК________

(подпись)

Санкт-Петербург, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

Место физической подготовки в системе тренировки туриста — водника и структура тренировочного процесса ______________________5

Особенности физической подготовки туристов — водников к походам I и II категории сложности ____________________________________15

1.3. Этапы и содержание туристской подготовки___________________23

1.4. Основные препятствия в водных туристских маршрутах__________30

1.5. Особенности снаряжения и обеспечения безопасности при прохождении водного туристского маршрута I и II категории сложности_________36

ГЛАВА2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования__________________________________40

2.2 Методы исследования______________________________________41

2.3. Организация исследования__________________________________43

ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1 Анализ физической подготовки туристов – водников 16 – 17 лет к походам I и II категории сложности__________________________________ 46

ВЫВОДЫ_____________________________________________________ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________53

ПРИЛОЖЕНИЕ_______________________________________________56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В водном туризме, как и в любом другом виде спорта, достижение высоких результатов не возможно без постоянной физической подготовки, которая составляет основное содержание тренировки , и в тоже время неразрывно связана с укреплением и увеличением общего уровня функциональных возможностей организма, поэтому совершенствование системы подготовки туристов — водников в настоящее время требует постоянных изменений, и проблематика данного исследования по — прежнему несёт актуальный характер.

Проблема состоит в том, что на этот счет существует много мнений, как правильно физически подготовить спортсмена, но единого образца не существует, и не так уж много литературы посвященной физической подготовки туристов-водников.

Несмотря на то, что научные основы теории и методики спортивной тренировки были сформулированы в работах таких ведущих ученых как: Л.П.Матвеев (1997), В.В.Петровский и другие, они до сих пор требуют систематического развития, дополнения новыми знаниями, касающимися конкретных видов спорта, уровня спортивного мастерства, а также различных сторон подготовленности спортсменов (технико-тактической, физической, психологической).

Как считает Ю.В.Верхошанский (1998) , дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования всей системы их подготовки. И хотя в содержании спортивной тренировки принято различать физическую, техническую, тактическую, психологическую подготовку, спортивный результат обеспечивается единством их проявления, тем более что в каждом случае соревновательной деятельности эти виды подготовленности спортсмена выступают в тесной взаимосвязи.

Физическая подготовка на данном этапе развития спорта достигла такого уровня, что дальнейшее повышение ее эффективности становится весьма сложной задачей. Ведущее значение физической подготовленности спортсменов связывают с использованием в тренировочном процессе больших физических нагрузок, для выполнения которых необходим высокий функциональный потенциал (Матвеев Л.П.,1997).

Центральное место физической подготовленности определяется также тем, что другие стороны подготовленности спортсменов (технико-тактическая, психологическая) реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовленности. Учитывая взаимосвязь всех сторон подготовленности спортсмена, можно говорить о том, что от уровня физической подготовленности зависит успешное освоение разнообразных двигательных навыков, что лежит в основе технической подготовленности. Всесторонняя физическая подготовленность создает практическую базу для эффективной реализации и тактических задач (Верхошанский Ю.В., 1998).

Все это чрезвычайно важно в водных туристских походах и соревнованиях: широкий арсенал двигательных навыков позволяет решать новые двигательные задачи.

Объект исследования: физическая подготовка туристов — водников 16 – 17 лет к походам I и II категории сложности.

Предмет исследования: средства и методы физической подготовки туристов – водников 16 – 17 лет к походам I и II категории сложности.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

Место физической подготовки в системе тренировок туриста-водника и структура тренировочного процесса

Физическая подготовка спортсмена — развитие функциональных возможностей организма до уровня, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья; освоение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости; улучшение физического развития и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности (Матвеев Л.П.,1997).

Физическая подготовка туриста должна обеспечить: его общую физическую подготовленность, специальную подготовленность и закаливание организма (его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, воздействии иных неблагоприятных факторов среды). Физическая подготовленность определяет общую работоспособность. При высоком уровне физической подготовленности спортсмен приобретает способность выполнять большой объем работы, повышается эффективность и скорость восстановления после больших физических нагрузок, а также в интервалах между ними.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией в туризме. В одних видах туризма и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в- третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в — четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

В процессе тренировок физическую подготовку принято разделять на общую физическую подготовку и специальную. Проблематика оптимального соединения так называемой общей и специальной подготовки спортсмена разрабатывается и дискутируется достаточно давно. В последнее время она вновь привлекала к себе повышенное внимание. Это объясняется отчасти ее неординарной сложностью, но не только. Какую-то роль в разноречивости суждений по ее поводу играют и чисто субъективные обстоятельства. (Водоходов А.А.,1985).

Задачи физической подготовки — разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств туриста — водника. Конкретно физическая подготовка туриста направлена на решение следующих задач:

-повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

— воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие с ними комплексов физических способностей.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки. Общая физическая подготовка развивают необходимые для занятия водным туризмом физические качества: общую выносливость, силу, гибкость тела, быстроту движений, ловкость. При этом развитие общей выносливости имеет в туризме первостепенное значение. Для туристских походов характерны значительные по объему нагрузки в основном небольшой или средней степени интенсивности. Тренировка общей выносливости, в частности, увеличивает показатель аэробной энергетической производительности организма туриста и позволяет без сверхусилий и предельного напряжения функциональных систем организма выполнить необходимую работу на маршруте. Общая физическая подготовка служит основой специальной физической подготовки (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.,2002).

Различия общей физической подготовки и специальной физической подготовки состоит в том, что специальные упражнения развивают лишь определенные группы мышц, а упражнения из системы общей физической подготовки разнообразнее. Методы их использования воздействуют на весь мышечный аппарат, способствуя не только гармоничному развитию спортсмена, но и более эффективному использованию мышечной системы в случаях напряженной деятельности.

В отличие от специальной физической подготовки общая физическая подготовка связана с процессом специализации не прямо, а косвенно: она не вооружает спортсмена навыками избранного вида спорта, не развивает и способностей, специфичных для данного вида спорта. Ее назначение заключается в другом — она создает базу спортивной специализации путем овладения разнообразными двигательными навыками как сходными с двигательными навыками избранного вида спорта, так и отличными от них и этим обеспечивает такое физическое развитие, которое необходимо в качестве условия спортивной специализации (Матвеев Л.П., 1997).

Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических физических качеств, необходимых для определенного вида туризма, для определенных видов соревнований: специальную выносливость, скоростно-силовую выносливость и т.д. Для туристов — водников особое значение имеет специальная выносливость и сила мышц рук.

Специальная физическая подготовка в большей степени, чем общая связана с технической подготовкой, так как используемые в ней средства близки по форме к основным техническим приемам и поэтому эта сторона подготовки совершенствует форму новых движений, адекватную ей степень приложения усилий в различных фазах, координацию движений, быстроту овладения двигательными навыками, их устойчивость, приспособляемость к изменяющимся условиям .

В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями (Верхошанский Ю.В.,1988).

Л.П.Матвеев (1997) считает, что общая физическая подготовка создает предпосылки для решения задач специальной физической подготовки и обусловливает в единстве с другими сторонами подготовки общий подъем функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее развитие его двигательных качеств и приобретение навыков, необходимых как в спорте, так и в жизненной практике. Но даже функциональный потенциал организма, приобретенный в процессе общей физической подготовки, является лишь необходимой предпосылкой для успешного совершенствования в том или ином виде спорта, однако сам по себе не сможет обеспечить достижения высоких спортивных результатов без последующей корректировки функциональной базы средствами общей физической подготовки.

Современный подход к значению и организации специальной физической подготовки просматривается в работе Ю.В.Верхошанского (1988). Он считает, что до сих пор задачи специальной физической подготовки обычно ограничивались развитием специализированных двигательных качеств. Считалось целесообразным развивать их с помощью узко — направленных средств и только затем интегрировать в некую структуру при выполнении спортивного упражнения. Средства специальной физической подготовки подбирались по внешнему формальному сходству. По мере изучения закономерностей процесса становления спортивного мастерства, и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки и в связи с первыми шагами в практической разработке идеи программирования тренировочного процесса появились новые основания к изменению взглядов на специальную физическую подготовку. Становится очевидным, считает автор, что ее функция заключается не только в развитии двигательных качеств, сколько в интенсификации мышечной работы в специфическом для каждого конкретного вида спорта двигательном режиме с целью активизации процесса адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Отсюда особую значимость обретает необходимость объединения средств, специальной физической подготовки в относительно самостоятельную систему с конкретно выраженной целевой предназначенностью. Последнее является органической частью общей системы подготовки спортсменов и должна занимать в ней строго определенное место.

Ученые в этой области пришли к мнению о том, что физическая подготовка на определенных этапах тренировки должна быть специализированной. Поэтому в 1970г. было предложено физическую подготовку разделять на общую и специальную. Такое предложение было связано с представлениями о том, что адаптационные изменения, происходящие под влиянием воздействия тренировочных нагрузок, специфичны и, следовательно, физические способности спортсмена должны быть сформированы адекватно для овладения избранной им спортивной деятельностью.

Структура тренировочного процесса, как и в иных видах спорта, тренировочный процесс туристов имеет определенную, методически обоснованную структуру, характеризуемую таким понятием, как цикличность. В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до крупных этапов многолетней подготовки. Тренировочный процесс имеет тенденцию к систематическому повторению основных элементов своего содержания (циклы), но содержание тренировочных занятий в каждом цикле соответствует логике конкретного этапа подготовки туриста (начального, базового и т.д.) и логике подготовки к участию в походах и соревнованиях заданного уровня сложности (Гонопольский В.И., 1987).

В частности, в каждый год обучения туристской специальности , занимающиеся проходят циклы тренировок, направленные на рост их физической готовности и технико-тактического мастерства. При этом содержание первого года тренировочного процесса (цикла) предусматривает, в частности, овладение ими начальными умениями и навыками в технике водного туризма, а его главной спортивной целью является их участие в походе первой категории сложности. Структура тренировочного процесса в туризме обусловлена спецификой туристской деятельности и исходит, прежде всего, из следующих ее особенностей:

— физическая нагрузка в походе оказывает значительное воздействие на туриста в течение длительного времени (ходовое время дня, бивачные работы).

— преодоление объективно опасных естественных препятствий требует высокого технико-тактического мастерства и определенных психологических качеств (Аппеняский А.И., 1989).

Можно сказать, что задачей тренировочного процесса в водном туризме является создание оптимальных условий для долговременной адаптации организма человека к высоким физическим, психическим нагрузкам, ожидаемым в походах данной категории сложности.

Структура тренировочного цикла в отличие от других видов спорта, где принят 4-х летний цикл тренировочного процесса (цикл подготовки к главным соревнованиям четырехлетия — олимпийским играм), в туризме традиционным является однолетний или двухлетний тренировочный цикл (цикл подготовки к главному в сезоне спортивному походу или ключевым соревнованиям).

Годичный (двухгодичный) тренировочный цикл (назовем его — макроцикл) включает в себя логично связанные между собою элементы. В основании тренировочного процесса лежат отдельные упражнения, направленные на развитие того или иного физического качества или умения. В основном это двигательные действия циклического (бег, плавание, лыжный ход) или ациклического характера. Кроме того, в качестве упражнений в туристской тренировке используются элементы техники туризма: вязка узлов, определение азимута на видимый объект. Совокупность упражнений на развитие определенного качества (определенного технического навыка) составляет тренировочное задание, а совокупность заданий — тренировочное занятие. В отдельном занятии могут сочетаться различные по направленности и сложности тренировочные задания , например, развитие функциональной выносливости и координации; развитие скоростной выносливости и силы мышц ног и рук (Аппенянский А.И.,1989).

Следующей ступенью в иерархии тренировочного цикла является микроцикл, включающий несколько тренировок (например, недельный микроцикл, состоящий из 2-5 логически связанных тренировочных занятий, направленных на решение главной задачи микроцикла). В микроцикле могут сочетаться, как сходные, так и разноплановые по содержанию занятия. Например, тренировки направленные на овладение специальными техническими умениями и навыками, могут сочетаться в микроцикле с тренировками, поддерживающими достигнутый уровень общей и специальной физической выносливости. А тренировки на развитие общей выносливости могут сочетаться с развитием ловкости, гибкости, координации движений.

Мезоцикл включает в себя ряд тренировочных микроциклов. Он занимает по продолжительности месяц и более. Тренировки в мезоцикле направлены на решение специфических для данного периода тренировочного процесса задач. Например, первый тренировочный мезоцикл вначале подготовки к участию в главном спортивном походе сезона (главном соревновании) направлен обычно на развитие общей выносливости и закладывает фундамент физической подготовки на весь сезон. Мезоциклы непосредственно предшествующие походу включают как тренировки на освоение туристской техники, так и тренировки на развитие специальной выносливости и наиболее важных для осуществления похода физических качеств (силы мышц ног и рук, гибкости тела, координации и пр.). При этом уровень общей выносливости поддерживается на достигнутом уровне. Принцип построения мезоциклов предполагает такую их продолжительность и содержание, (набор микроциклов) чтобы они соответствовали решению отдельных вышеуказанных задач подготовки туриста (Аппенянский А.И.,1989).

Наконец высшая ступень в цикле туристских тренировок — макроцикл (1-2 года), который включает запланированный набор мезоциклов. Мезоциклы в пределах тренировочного макроцикла взаимосвязаны друг с другом, так, что их последовательность и содержание решают общую задачу физической, технической и психологической подготовленности к осуществлению спортивного похода (к успешному выступлению на соревнованиях) , что весь тренировочный макроцикл построен, в соответствие с календарным планом осуществления походов и участия в зачетных соревнованиях в предстоящем туристском сезоне и разделен, по характеру решаемых в отдельные периоды тренировочного процесса задач на отдельные периоды.

Тренировочный процесс в каждый туристский сезон принято разделять на три периода: подготовительный, основной и переходный.

В подготовительном периоде тренировочного процесса (с ноября по апрель) туристы – водники достигают необходимого уровня общей и специальной физической подготовки, укрепляют морально-волевые качества, совершенствуют технико – тактическое мастерство, повышают уровень специальных и теоретических знаний. Иными словами в данный период осуществляется всесторонняя подготовка к участию в главном в текущем сезоне спортивном походе. Подготовительный период предшествует основному. Он практически равен по продолжительности основному, либо является более продолжительным. Вначале данного периода тренировок, у туристов повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Затем, осваиваются, совершенствуются технические приемы, и улучшается спортивная форма туристов средствами специальной технической и специальной физической подготовки. Наконец, этот период завершается становлением необходимой физической формы и нужного уровня технического совершенства (Аппенянский А.И.,1989).

Основной период (с мая по сентябрь) тренировочного цикла включает тренировки, осуществляемые непосредственно перед началом похода и собственно участие туристов в походах и соревнованиях. Именно в этот период туристы решают главные спортивные задачи сезона: успешное преодоления водного маршрута похода (дистанций соревнований); совершенствования техники и тактики водного туризма; поддержание достигнутого уровня физических и морально-волевых возможностей; выполнения нормативных требований для присвоения спортивных разрядов и званий. Объем и интенсивность нагрузки в основной период работы является максимальными. При этом физические и психические нагрузки переносятся туристами успешно, если в эффективно проведен подготовительный период тренировок и предыдущие сезоны тренировок (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002).

В переходном периоде примерно октябрь месяц осуществляется постепенный переход от предельных нагрузок основного периода тренировок к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Это период снятия утомления и восстановления нормального функционирования организма. Достигаются эти задачи разнообразными средствами: педагогическими, физиотерапевтическими, фармакологическими.

Разрабатывая индивидуальные тренировочные нагрузки, следует учитывать: уровень тренированности туриста-водника , его общефизическую подготовку и адаптацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их содержание и продолжительность; общий объем нагрузок; интенсивность нагрузок; функциональное состояние организма во время тренировки; сложность упражнений и степень психологической напряженности при их выполнении (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002).

Планируя общие объемы нагрузок, следует исходить из опыта подготовки туристов — водников в современных условиях, ориентируясь на лучшие команды по видам туризма и нагрузки в смежных видах спорта.

1.2.Особенности физической подготовки туристов — водников к походам I и II категории сложности.

Физическая подготовка туриста-водника независимо от способа передвижения (байдарка, лодка, плот, моторная лодка) , связана в первую очередь с умением плавать в различных условиях (в спокойной воде, на быстрой порожистой реке, в плавательном костюме, повседневной одежде), а так же с умением спасти утопающего и транспортировать его до берега, выплыть из-под перевернувшегося судна и транспортировать его к берегу, нырять и доставать со дна предметы снаряжения. Особые требования походы на гребных судах предъявляют к силе и выносливости мышц рук и туловища, а также к подготовке ладоней гребца к длительной специфической работе (Водоходов А.А.,1985).

Туристский поход на байдарке, лодке или плоту связан во многом с переносом тяжестей (перенос байдарки, волок лодки проводка судна через пороги и перекаты движение вверх по течению, постройка плота, стаскивание его с мели). Поэтому специальная физическая подготовка туриста-водника должна включать тренировки с гантелями, гирями, штангой.

На первой стадии занятий водным туризмом планируется воспитание основных качеств: выносливость, сила, гибкость, скорость, координация.

Выносливость — одно из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В водном туристском походе приходится преодолевать большие расстояния в течение длительного времени и со значительной физической нагрузкой, зависящей от сложности естественных препятствий, темпа передвижения, метеорологических условий, веса рюкзака. В результате организм утомляется и создается возможность появления ошибок при преодолении опасных или сложных участков маршрута. Следовательно, запас прочности и безопасность туриста- водника во многом зависят от его выносливости (Зациорский В.М.,1966).

При воспитании выносливости ставятся три основные задачи: улучшение аэробных возможностей, совершенствование деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем; повышение анаэробных возможностей; повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.

При этом нагрузка характеризуется следующими факторами: интенсивностью, продолжительностью, величиной интервала отдыха, характером отдыха и числом повторений упражнений. Наиболее доступные средства воспитания общей выносливости являются ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование на местности, лыжные гонки, плавание, спортивные и подвижные игры, велосипедный спорт, гребля, ритмическая гимнастика.

При воспитании выносливости, особенно у школьников, нужно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным нагрузкам. Работая с детьми, важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью целесообразно чаще проводить тренировки в лесной или парковой зоне. Только всесторонне подготовленные туристы могут быстро преодолеть сложный и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями. Большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнять их без особых мышечных напряжений, т.е. технично.

Длительное, технически правильное решение туристских задач определяет специальную выносливость туриста. Она не может развиваться без общей выносливости — составной части всестороннего развития любого спортсмена. Специальная выносливость воспитывается всеми средствами технической подготовки: походами выходного дня. Специальная выносливость — способность к многократному повторению упражнений по технике водного туризма без снижения качества их выполнения.

Основной метод тренировки общей выносливости туристов в начальный период занятий — равномерный, с длительностью выполнения упражнений в однократном режиме не менее 30 мин. Дальнейшее спортивное совершенствование туристов, и развитие выносливости требуют использования переменного и повторного методов. Упражнения, выполненные этими методами, заставляют туриста переносить различные нагрузки в течение 1-2 часов. Кроме того, выносливость развивают: бег по пересеченной местности (не менее 5 км), туристские походы однодневные (не менее 20 км) или двухдневные (не мене 30 км), при этом низкий уровень нагрузок можно планировать и выдерживать на тренировках в течение многих часов. Тренировки на развитие выносливости при среднем уровне нагрузки не следует проводить более 3 часов. Высокий уровень нагрузки используется только в тренировках высококвалифицированных туристов.

При спортивном совершенствовании этот уровень нагрузок необходим в интервальном и повторном методах тренировок , с обязательным медицинским контролем и самоконтролем (Готовцев П.И, Дубровский В.И.,1988)

Развивать выносливость нужно с учётом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК).

При больших по интенсивности нагрузках ЧСС повышается до 300% и более по отношению к нормальной (60 уд./мин), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС.

У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:

— низкий уровень — 90-130 уд./мин;

— средний уровень — 130-170 уд./мин;

— высокий уровень — 170-190 уд./мин.

При повышении ЧСС происходит увеличение потребления кислорода, которое, однако, не может быть больше МПК. Величина МПК для каждого человека определяется его индивидуальными особенностями и выражается количеством кислорода (в миллилитрах), потребляемого за 1 мин в пересчете на 1 кг веса человека. Ориентировочные данные для МПК туристов-спортсменов высшей квалификации до 90 мл, для регулярно занимающихся спортивным туризмом — около 50 мл, для не занимающихся — менее 40 мл (Аулик И.В.,1977).

Специальная выносливость туриста выявляется в условиях преодоления препятствий, близких к реальным.

Развитие силы — это не столько развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определенной мощности, типичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц, является только основой для развития динамической силы туриста (Зациорский В.М.,1966).

Для туристов – водников, как правила необходима сила мышц рук, спины и мышц брюшного пресса. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительного времени, а также способностью многих мышечных групп (рук, спины и т. д.) к предельным кратковременным напряжениям.

При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и увеличению запасов энергетических веществ.

Вначале при развитии силы у юношей 16-17 лет можно использовать гантели весом до 3 кг, после 23 месяцев регулярных занятий можно упражняться с гантелями 45 кг. При этом возрастают продолжительность занятий — с 10 до 30 мин и число повторений отдельных упражнений — с 56 раз до 10-15 раз (но не больше). Между упражнениями делают паузу (20-30 с), положив гантели и встряхнув руки и ноги. При выполнении упражнений не следует задерживать дыхание и торопиться с увеличением интенсивности нагрузки. Дальнейшее наращивание силы достигается специальными упражнениями с отягощением: непредельными до отказа, предельными и около предельными в динамическом и статическом режимах, с предельными скоростями. Наибольший прирост силы при этом достигается применением оптимального веса (на 10-15 кг меньше предельного).

Туристам важно развивать мышечную силу без значительного увеличения веса тела, поэтому в тренировках рекомендуется использовать различные силовые упражнения, в том числе с тяжелыми снарядами (гирями, штангой), с небольшим количеством повторений, обязательно с расслаблением мышц после каждого упражнения. Выполнять их следует после достаточной разминки в любое время тренировочного занятия (Зациорский В.М.,1966).

Силовые упражнения, связанные с преодолением собственного веса — подтягивание на перекладине, отжимание, в упоре лежа, лазанье по канату без помощи ног, приседание на двух и на одной ноге (пистолетик), «гусиный» шаг и другие — могут и должны выполняться практически на каждом тренировочном занятии в сочетании с другими упражнениями.

Преодоление собственного веса в тренировках туристов высоких разрядов сопровождается дополнительным отягощением (специальные жилеты, тяжелая обувь, дополнительный груз, сопротивление партнера и т.п.). В упражнениях на развитие статической силы используются фиксированные положения: вис на перекладине для развития мышц кистей рук, удержание ног «углом» сидя на полу или в висе на шведской стенке для развития брюшного пресса, стояние на носках для развития мышц пальцев ног.

Для развития силы на тренировках в спортзале рекомендуется использовать гимнастические снаряды и набивные мячи, применять игровые методы развития силы (перетягивание каната, «скачки всадников» и др.).

Развитие силы в процессе тренировок необходимо контролировать. Самый доступный метод контроля силы различных групп мышц — повторение упражнений с преодолением собственного веса «до отказа».

В развитии силы туристов-юношей средней квалификации нужно ориентироваться на следующие требования: подтягивание на перекладине — 10 раз, приседание на одной ноге (пистолетик) — 20 раз. Для девушек количество подтягиваний на перекладине обычно снижается в 3-4 раза, а приседание на одной ноге — на одну треть.

Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленными на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движения в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002).

Выполнение этих упражнений требует соблюдения следующих приемов: маятникообразные движения телом, пружинящие сгибания, приседания, выпады, захват руками внешней опоры, удержание ногами гимнастической стенки; использование дополнительных отягощений, а также эспандеров или амортизаторов; фиксация отдельных положений (полушпагатов, виса) до 2030 с. В период разминки, в основной и заключительной частях занятия широко применяются маятнико образные, круговые или рывковые движения: плечевыми и тазобедренными суставами, прямыми и согнутыми руками, «махи» ногами, движения головой (для развития мышц шеи), сгибания и разгибания верхней половины тела, пружинистые движения в полушпагате.

Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции туриста. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательным методами, основное внимание уделять при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи.

Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом:

общая физическая подготовка -2 ч,

общая туристская подготовка — 4 ч,

специальная туристская подготовка 4 ч,

преодоление элементов рельефа -6-8 ч,

контрольная тренировка — до 10 ч.

В построении тренировки следует обращать внимание на дозировку упражнений по объему и интенсивности нагрузок. При этом можно ориентироваться на физиологическую кривую во время тренировки — пульсовую характеристику. Пульсовая характеристика отдельного занятия в целом носит типовой характер. Начальная ЧСС в подготовительной части занятия постепенно увеличивается до среднего уровня основной части занятия, где реализуется заданный тренером нагрузочный режим по интенсивности, например, в диапазоне ЧСС 150-180 уд./мин. В заключительной части занятия нагрузка снижается для постепенного, полного или частичного восстановления ЧСС (Аппелянский А.И.,1989).



1.3. Этапы и содержание туристской подготовки

Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для успешного, эффективного и безопасного проведения туристских мероприятий (походов и соревнований). По своей сути в туризме это процесс повышения уровня квалификации туристов, их подготовленности к организации и проведению разных форм рекреационных и спортивных туристских мероприятий, начиная от оздоровительных походов и соревнований, заканчивая спортивными походами и соревнованиями по виду спорта «туристско-прикладное многоборье». В водном туризме туристская подготовленность туристов позволяет им в частности: эффективно преодолевать характерные естественные препятствия, правильно организовать свое жизнеобеспечение в данном районе путешествия, успешно ориентироваться на маршруте, переносить предельные для похода данной сложности физические и психические нагрузки (Бардин К.В., 1981).

Понятие «подготовка туриста» лишь частично совпадает с понятием «тренировка туриста». Термин тренировка означает систематические упражнения для приобретения или совершенствования специальных умений и навыков. Понятие подготовки туриста, кроме собственно тренировки (развития) специальных двигательных качеств, общей и специальной выносливости, овладения техникой и тактикой преодоления маршрута, включает в себя и обучение методике планирования тренировочного процесса, управлению туристскими мероприятиями, умениям и навыкам жизнеобеспечения в экстремальных условиях среды и т.д. Таким образом, понятие «туристская подготовка» охватывает все теоретические и практические аспекты туристской деятельности и предусматривает разностороннее спортивно-педагогическое совершенствование людей, занимающихся данным видом деятельности.

Туристская подготовка водника должна рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического совершенствования. С точки зрения участников туристских мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ (Берман А.Е.,1977).

Итак, туристская подготовка направлена на решение следующих задач:

— приобретение необходимого объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.

— обеспечение необходимого уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.

— воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристской группе. — всестороннее овладение туристской техникой и тактикой.

Совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и соревнованиями (в том числе в управлении рисками).

Туристская подготовка представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая), специальная, интегральная, физическая (Ю.Н.Федотов, Востоков.,2003).

Общетуристская подготовка — это процесс формирования знаний по дисциплинам, необходимым в туристской деятельности. Сюда отнесем образование в области экологии и охраны окружающей среды, географии, истории, культуры родного края и иных районов проведения походов. Кроме того, к теоретической подготовке относиться и формирование знаний о нормативных, управленческих основах туризма, системе подготовки туристских кадров и т.д. То есть общетуристская подготовка — это теоретическая подготовка, направленная на получение разнообразных знаний, необходимых для эффективного осуществления туристской деятельности.

Специальная подготовка подразумевает с одной стороны формирование у туриста системы специальных знаний. К категории специальных можно отнести, например, знания методики организации и проведения походов; знания технических приемов и средств , преодоления естественных препятствий маршрута, разрядных требований в спортивном туризме и т.д. С другой стороны специальная подготовка направлена на формирование комплекса практических умений и навыков в разных областях туристской деятельности. При этом под категорией «навык» будем понимать умения выполнять определенные действия, работу, доведенные до автоматизма в процессе учебы и тренировки. Формирование специальных туристских знаний, умений и навыков происходит со значительным акцентом на вид туризма по способам передвижения. Например, техника организации страховки, способ преодоления и сам характер естественных препятствий весьма специфичны в отношении пешеходного, лыжного, водного туризма. Такая специфика определяет, разумеется, и особенности специальной подготовки. Чем более высокие спортивные цели ставит перед собою турист в выбранном им виде туризма, тем более узконаправленной, особенной становится его подготовка. Поэтому на практике достаточно сложно (хотя и возможно) быть одинаково хорошим спортсменом и специалистом в разных видах туризма.

Специальная туристская подготовка подразделяется на:

Организационная подготовка включает в себя формирование системы знаний, умений и навыков (ЗУН) организации туристских мероприятий разного уровня массовости и сложности. Она «вооружает» туриста методикой определения целей и задач туристского мероприятия, комплектования туристской группы, разработки маршрута похода и его плана-графика, подготовки снаряжения и рациона питания туристов. В процессе подготовки турист учится составлять необходимую документацию, планировать дистанции туристских соревнований, решать иные организационные задачи.

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, позволяющим читать карту и проводить необходимые измерения по карте, ориентироваться на маршруте похода и на дистанциях соревнований, владеть соответствующими приборами и инструментами.

— Техническая подготовка (во взаимосвязи с тактической) позволяет эффективно и безопасно преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на маршруте похода и дистанциях соревнований. Она включает формирование ЗУН по технике туристской страховки, ориентирования на местности, организации бивака, поисково-спасательным работам и технике передвижения по естественным препятствиям.

Тактическая подготовка подразумевает формирование ЗУН в осуществлении целенаправленных действий, оптимизирующих решение различных туристских задач. Тактическая подготовка преследует цель научить туриста рационально распределять свои силы на маршруте, выбирать оптимальный путь движения и способ преодоления препятствий, восстанавливать силы после ходового дня и т.д. Тактическая подготовка направлена и на решение «оптимизирующих» задач походной группы в целом. Примером таких задач в предпоходный период является выбор подходящей тактической схемы маршрута и классифицированных участков в районе путешествия, рациональное распределение препятствий разной трудности по нитке маршрута, выбор оптимального походного снаряжения, средств связи и т.д.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости, целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и коллективизма). Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного психологического микроклимата и т.д.

— Интегральная подготовка в туризме осуществляется непосредственно в условиях туристских походов и соревнований. Она является, по сути, основным средством повышения мастерства в преодолении естественных препятствий маршрута, и дистанций соревнований; получения необходимых знаний и навыков в организации и проведении туристских мероприятий. От других видов подготовки интегральная подготовка отличается максимальной цельностью. Наиболее эффективно интегральная подготовка туристов осуществляется в процессе проведения учебно-спортивных туристских мероприятий (в учебных походах, на учебных туристских сборах). В частности, особенностью учебно-спортивных туристских походов является то, что кроме достижения собственно спортивных целей (преодоления маршрута) в них сознательно преследуется и цель обучения туристов (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.,2002).

Одной из особенностей туризма, как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов разной сложности. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется главными нормативными документами — Правилами совершения спортивных походов. Постепенность в наращивании сложности походов — это один из принципов обеспечения безопасности туристских мероприятий и он должен неукоснительно соблюдаться. Таким образом, процесс туристской подготовки в спортивном туризме является многолетним и поэтапным. В многолетней спортивно-туристской подготовке принято выделять следующие этапы (Остапец А.А., 1978)

Процесс туристской подготовки принято разделять на несколько этапов:

-Ознакомительный и начальный этап подготовки.

-Базовый этап подготовки.

-Этап спортивного совершенствования.

-Этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня.

Ознакомительный и начальный этапы подготовки обеспечивают начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где собственно спортивные достижения находятся на уровне участия в степенных детских походах и походах первой категории сложности.

Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах II III категории сложности, выполнение норм на присвоение второго спортивного разряда.

Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах IV и V категории сложности соответственно. В результате данного этапа подготовки обеспечивается выполнение нормативов первого разряда, к.м.с.

Этап спортивного мастерства обеспечивает выполнение норматива мастера спорта, приобретение всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, а так же сравнительно длительное их поддержание. В результате данного этапа подготовки турист приобретает опыт участия и руководства походами высших категорий сложности.

На основании спортивной туристской подготовки строится и поэтапная подготовка профессиональных и общественных туристских кадров (инструкторского состава).

1.4.Основные препятствия в водных туристских маршрутах

Среди разнообразных видов туризма водный туризм по праву занимает одно из ведущих мест по численности туристских групп, каждое лето сплавляющихся на туристских судах по рекам, озерам и водохранилищам. В последние годы у нас в России, да и в других странах наблюдается рост популярности водного туризма.

В водном туризме техническая подготовка включает освоение техники движения (техники гребли — различной для разных типов судов), преодоления препятствий, страховки и спасательных работ (Гостюшин А.В., Шубин С.И., 1996).

Техника движения и преодоления препятствий в водных походах включает как элементы собственно движения на воде обходом препятствий, так и различные приемы обноса препятствий и проводки судов с берега. На маршрутах III-V категорий сложности, включаются также элементы комбинации водного маршрута с пешим или горным (подходы, а также волоки с преодолением перевалов), где применяются элементы пешеходного или горного туризма.

Участники массовых водных походов, в том числе походов выходного дня, многодневных не категорийных походов и походов I категории сложности по спокойным рекам и озерам, совершаемых на лодках (прогулочных, шлюпках, ялах), до выхода на маршрут осваивают технику народной гребли и гребли на морских ялах.

Препятствия на водном маршруте принято подразделять на: естественные и искусственные. К основным естественным препятствиям относят мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы. Песчаные мели и перекаты для байдарок, как правило, серьезной опасности не представляют. Их преодолевают по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. Расположение мелей в русле нередко меняется после паводков и половодий (Гусев Э.Д.,1991).

Волны на открытых водоемах. При высоте волн до 0,5 м и наличии на байдарке фартука и средств непотопляемости начинающие туристы-водники могут проходить их вблизи подветренного берега с интервалом между байдарками не более 15-20 м. При более сильной (высокой) волне начинающие туристы должны идти к берегу и зачаливаться.

Быстрины удобны для движения на прямых участках рек без большого уклона. На поворотах они требуют осторожности. Во избежание навала байдарки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.Заросли. Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной переворота (оверкиля) байдарки. Поэтому на быстрых реках следует держаться подальше от навального (вогнутого) берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать судно, ухватившись за неподвижные предметы.

Завалы образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. В случае завала байдарку приходится обносить по берегу или расчищать небольшие проходы. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутыми под препятствие.

К искусственным препятствиям относятся мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав.

Мосты на небольших реках проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Подходить к мосту надо на малой скорости. Следует опасаться старых устоев, топляков, свай, других препятствий. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами: вероятность навала на устой здесь наибольшая.

Паромные переправы проходят в соответствии с положением парома: либо посередине реки над тросом, либо под тросом, прижавшись к высокому берегу.

Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока.

К типичным препятствиям на маршрутах II и III категорий сложности относятся ход против течения, каменистые перекаты, пороги, прижимы, волоки.

Ход против течения. На спокойной реке (скорость течения на плесе не более 1 м/сек) идут на веслах. Отдельные мелководные быстрины при скорости течения свыше 2-3 м/сек и каменистые перекаты преодолевают с помощью проводки вброд. Туристы должны обязательно быть обуты. На длинных аналогичных участках, а также при низкой температуре воды применяют проводку байдарок бечевой.

Приведем два способа проводки бечевой, наиболее часто применяемые:

1) К носовой обвязке привязывается веревка длиной 10-15 м, за которую один турист ведет байдарку, а второй веслом направляет ее нос в нужную сторону.2) К носовой и кормовой обвязкам , привязываются веревки длиной по 10-12 м, за которые байдарку ведут два туриста. Их задача — так выбрать длину веревки и дистанцию между собой, чтобы байдарка шла параллельно берегу и испытывала наименьшее сопротивление потока. Этим способом (он называется «кораблик») при невысокой скорости течения можно вести байдарку и в одиночку.

Описанные способы целесообразны, если возможен свободный проход вдоль берега. Проводка байдарок на бечеве и вброд применима также при ходе вниз по течению.

Каменистые перекаты проходятся на небольшой скорости; направление держать в центре треугольника, образованного сходящимися струями потока, где глубины обычно большие, а русло чище.

Пороги. Порог — это участок реки с большим падением и скоростью воды, осложненный многочисленными камнями и стоячими валами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедленному течению и шуму воды. Достаточно серьезные пороги встречаются и на маршрутах II и III категорий сложности, поэтому надо знать хотя бы общие правила их прохождения.

Все пороги, линия движения в которых не просматривается с воды до конца, или хотя и просматривается, но не вполне безопасна, необходимо разведать с берега. Несложные пороги с короткими чистыми сливами и невысокими валами проходят по основной струе.

При прохождении порогов с большим количеством камней в русле приходится маневрировать между ними. Для этого надо заднему гребцу притабанивать со стороны препятствия, а переднему делать короткие дугообразные гребки с другой стороны, стремясь как бы обтечь камень корпусом байдарки, все время просматривая дальнейший путь.

Длинные пороги (1-2 км и более) следует проходить отрезками по 200-300 м с промежуточными чалками, предварительно разведав и наметив места чалок и страховок.

Стоячие валы в порогах нужно проходить по возможности носом, перпендикулярно или под углом, незначительно отличающимся от прямого. При этом крутые валы надо преодолевать на скорости, «прокалывая» их, а пологие — можно без скорости, взбираясь на них. Если есть возможность, линию стоячих валов лучше проходить по краю, где они ниже. При гребле в стоячих валах лопасть следует погружать в гребень вала, а не во впадину между ними (Штюфлер Ю.А.,1983).

Оценка трудности водных препятствий:

1 (Л) – «Легкое препятствие». Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

2 (П) – «Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.

3 (СР) – Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с.

4 (С) – «Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

5 (Т) – «Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

6 (ТТ) – «Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с.

6* (ТТТ) – «Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.

Многие туристы-водники достигают вершин туристского мастерства, плавая на байдарках, другие, начиная с походов третьей-четвертой категории сложности, переходят на надувные суда, катамараны или плоты. Поэтому, первое, о чем мы поговорим подробнее в следующей главе – это выбор судна для спортивного туристского похода (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.,2002).

1.5.Особенности снаряжения и обеспечения безопасности при прохождении водного туристского маршрута I и II категории сложности.

На сегодняшний день известно огромное количество совершенно разных видов туризма. Тут каждый выбирает сам наиболее интересующий вид отдыха или экстрима.  Сейчас очень популярными, стали водные походы и сплавы различной сложности. Категорий сложности в водном туризме всего шесть. Не сложные, доступные для нетренированных спортсменов сплавы относятся к первой, второй и третьей категории. К четвертой, пятой и шестой категории относятся маршруты, прохождение которых доступно лишь хорошо тренированным, подготовленным спортсменам с развитой координацией, выносливостью и быстрой реакцией (Дихтярев В.Л., 1999).

Водный — один из наиболее массовых видов самодеятельного туризма. Его особенность — разнообразие используемых плавательных средств (лодки и байдарки в походах I-III категорий сложности, байдарки, надувные лодки, плоты и катамараны в походах всех остальных категорий). Разнообразие плавательных средств расширяет круг вопросов, составляющих техническую подготовку туристов — водников, так как требует большего объема работы по подготовке плавательных средств, к походу (Калихман А.Д., Колчевников М.Ю.,1985).

Большим плюсом водного туризма, является возможность взять с собой в поход большее количество снаряжения и продуктов, так как всё перемещается не на собственных плечах,  а на различных сплав средствах. Под различными сплав средствами подразумеваются:

— шлюпки заводского производства (ялы, баркасы, пеллы и др. – в основном используются туристами для проведения несложных походов до II кат. сл.);

— разборные каркасные байдарки заводского и самодельного производства (1, 2, 3 местные);

— надувные байдарки (1, 2 местные);

— разборные каркасно-надувные байдарки;

— надувные резиновые лодки: лодки авиационные спасательные ЛАС — 3, ЛАС — 5, лодки типа НДЛ, плоты надувные спасательные типа СП и ПСН, туристские лодки-понтоны ТЛГТ — 1000, рафты, лодки для охотников и рыболовов;

— катамараны;

— деревянные плоты.

Однако большинство водных походов туристы-водники организуют и проводят на байдарках, катамаранах и плотах различных конструкций (Пржиемский Ю.Б.,1986).

Есть определенные характеристики поведение плавательных средств в водной среде:

Под мореходностью судна понимают совокупность эксплуатационных качеств судна, которые обеспечивают безопасность его плавания в определенных условиях (высота волн, сила ветра и др.). Главные из них – это запас плавучести, непотопляемость, ходкость, поворотливость, остойчивость и устойчивость на курсе.

Плавучесть. Для того чтобы судно не тонуло, необходимо силу тяжести судна уравновесить силой.

Непотопляемость. Под этим понимают способность полностью залитого водой судна сохранять некоторый запас плавучести. Для полностью груженных прогулочных судов требуется, чтобы они, будучи затоплены водой, сохраняли запас плавучести не менее 10% от их полезной грузоподъемности.

Ходкость. Это способность судна развивать заданную скорость хода при наименьшей затрате мощности. Большая часть энергии экипажа на гребных судах тратится на преодоление сопротивления воды, которое она оказывает движению корпуса и которое в основном определяет быстроходность этих судов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap