выбор динамиков



ВЫБОР ДИНАМИКОВ от Extremesound

Динамики ручной сборки зазорыДинамики ручной сборки зазорыДинамики ручной сборки зазоры

В науку мы погружаться не будем, упростим знания до доступного даже ребенку уровня. Наша задача – не заморочить Вам голову, а реально помочь в выборе, вот на этом и будем основываться. Начнем с азов, т.к. от базового понимания никуда не уйти, и постепенно перейдем к теме статьи.Раздел 1. Что такое «динамик» и как это работает.Динамик – устройство для преобразования электрических сигналов в звуковые волны. Устройство динамика не сложное – катушка помещена в магнитное поле. При подаче тока, катушка начинает двигаться, она передает энергию к прикрепленному к ней диффузору, диффузор сообщает энергию воздуху, воздух сообщает энергию ушной перепонке, та – мозгу, мозг принимает и обрабатывает сигнал и, бинго, сообщает нам информацию.Принцип работы любого динамика прост – поочередно создавая сжатие и разряжение, динамик создает колебания воздуха, которые мы и воспринимаем как звук. Одно полное колебание в секунду называется 1 Герц(Гц) – за 1Гц диффузор динамика совершает полный цикл, а именно, движется вперед, движется назад и возвращается в исходную позицию. 20 колебаний в секунду, или 20Гц – нижний порог, воспринимаемый ухом, 20000Гц – верхний порог, а волны в диапазоне частот от 20 до 20000Гц называются звуковыми. Это понятно, двигаемся дальше.Диффузор двигает воздух, поочередно сжимает и разрежает его, создавая волны, которые воздействуют на уши с различной силой, то есть, динамик создает звуковое давление. Чем сильнее сжатие и разрежение воздуха, тем сильнее и оказываемое на уши воздействие, или давление, то есть, тем выше громкость. Звуковое давление измеряется в Децибеллах (Дб). Это так же понятно, дальше.Физика такова, что много быстрых колебаний в воздухе передавать гораздо легче, а звуковое давление зависимо от 3 величин: 1. от площади поверхности диффузора; 2. от ускорения, которое получает диффузор от системы «магнит-катушка»; 3. от величины смещения диффузора относительно исходной позиции. Все это означает, что для передачи высоких частот с нужной громкостью достаточно маленького диффузора с малой величиной смещения, или хода.Физика жестока и неумолима. На сегодняшний день технологические резервы на пределе – в маленький динамик мы не можем поставить огромной силы магнит, равно как и не можем получить ход в полтора-два метра, равно как и не можем подать на него безграничную мощность… Потому, с понижением частоты, для обеспечения достаточной громкости, мы вынуждены использовать большие диффузоры. Но что мешает большому диффузору воспроизводить высокие частоты – все та же физика. Большой диффузор обладает и большой массой. Масса мешает диффузору двигаться достаточно быстро, проще говоря, диффузор банально не успевает двигаться с нужной частотой. Ввиду всех этих причин, динамики делятся по признаку воспроизводимого диапазона. Чем ниже частоту требуется воспроизвести, тем больше диффузор нужен. И чем выше требуемый воспроизводимый частотный диапазон – тем меньше нужен диффузор.Потому в автомобильной промышленности, да и не только в ней, общепринято делить динамики на типоразмеры, или калибры, отличные друг от друга диаметром диффузора, измеряемым в дюймах (1”=2,54см).Сверх-низкочастотные динамики (СНЧ, сабвуферы) – диаметр диффузора 12 дюймов, диапазон от 20 до 100Гц.Низкочастотные(НЧ, мидбасы) – 6.5 дюйма, диапазон от 100 до 500Гц.Среднечастотные(СЧ) – 4 дюйма, диапазон от 500 до 5000Гц.Высокочастотные(ВЧ) – 1 дюйм, диапазон от 5000 до 20000Гц.Сверх-высокочастотные(СВЧ) – 0.5 дюйма, диапазон от 10000 до 20000Гц.Технологии развиваются, появляются новые, более эффективные магнитные системы, растут мощности, подвижные системы становятся более легкими и прочными… Уже сейчас многие производители могут похвастаться 1 дюймовым динамиком, отлично воспроизводящим и средние и высокие частоты. В погоне за покупателями встречаются и такие производители, которые либо врут, заявляя то, чего на деле нет, либо предлагают пользователю только ту часть правды, которая выгодно отличает их псевдоуникальную продукцию… Но не будем о грустном.По своей сути, динамик – устройство, которое толкает воздух, чем сильнее и быстрее, тем лучше, чем больше воздуха, тем лучше. Но идеала на земле нет, все материальные вещи обладают массой, это означает, что не способны моментально останавливаться и разгоняться. Именно потому на сегодняшний день ни один, даже самый дорогой динамик в мире, не воспроизводит звук идеально. Какой-то лучше, какой-то хуже, идеально передать оригинальный сигнал не может ни один. По этой причине, выбирая динамик, Вы выбираете уникальный музыкальный инструмент, который и будете слушать.Слушая запись Майкла Джексона из динамика, не заблуждайтесь думая, что слушаете Майкла, т.к. Вы всегда, в любом случае, услышите динамик, который с разной степенью успеха будет пытаться имитировать Майкла или вообще изменит его до неузнаваемости. Смиритесь с тем, что в природе нет такого динамика, который идеально копирует оригинал. Динамики – это музыкальные инструменты, каждый из которых играет свою уникальную партию, а оригинал в этом случае выступает лишь в роли дирижера этого оркестра.Не есть плохо, если динамик(как и любой музыкальный инструмент) играет свою партию приятно, точно передавая детали, интонации и настроение, с нужной громкостью…но очень плохо, когда динамик откровенно «халтурит». «Халтурит» в нашем случае означает, что динамик воспроизводит лишь часть оригинала, теряя детали, или играет отдельно от оркестра, или искажает запись на столько, что оригинал вообще неузнаваем… Все эти причины «халтуры» — не мистика, а вполне объяснимые с технической точки зрения вещи и процессы, которые кроются внутри динамика.Из контекста понятно, что динамики отличаются друг от друга применением в конструкции более совершенных материалов, деталей и технологий, которые, в свою очередь, позволяют добиваться хорошего звука. Сильнее, лучше, быстрее, громче тот, кто действительно сильнее, лучше, быстрее, громче – это очевидно и понятно. По этой причине инженеры DD уделяют внимание каждой, даже самой мелкой детали.Однако динамик – это далеко не «сборная» частей, это прежде всего баланс, сбалансированная система, в которой каждая часть работает на достижение общего результата. Изменение, даже нежелательное, одной части динамика быть может и не влияет напрямую на улучшение конечного результата, но влияет на работу других частей, которые уже в свою очередь вносят вклад в серьезное улучшение звучания в целом.Чтобы выбрать динамик, лучшим путем будет его услышать и собственными ушами оценить, приятно ли Вам лично его уникальное звучание. Менее действенный способ, но пожалуй наиболее часто применяемый – довериться совету хорошего профессионала, который дорожит репутацией и знает нюансы звучания того или иного динамика, который сможет все охарактеризовать словами. Есть еще один способ, наиболее простой и быстрый – дать оценку динамику на основании его основных общепринятых параметров.Итак, основные параметры, отличающие один динамик от другого, являются: 1. чувствительность(Sensitivity), 2. номинальная мощность(RMS), 3. диапазон воспроизводимых частот(Frequency range). Разберем по порядку, а так же, раз и навсегда уясним, по какой причине следует раз и навсегда забыть о существовании этих выдуманных кем-то параметров.Чувствительность. Параметр определяет, на сколько громче будет один динамик в сравнении с другим аналогичным при одинаковой подведенной мощности 1Вт с расстояния 1метр. Измеряется стандартно на одной единственной частоте 1000Гц. Только вдумайтесь, разве хоть кто то из Вас слушает 1 частоту из всего диапазона в пределах 20-20000Гц? К понятию «музыка» одна единственная частота отношения не имеет вообще, более того, уже на 999Гц ситуация изменится в любую сторону.Номинальная мощность. Параметр определяет, сколько электрической мощности выдержит динамик в течение 1 часа без повреждений при подаче на него сигнала частотой 1000Гц и уровне искажений, как правило, не превышающем 1% если не указано иное. Опять имеем не самую удачную попытку нас обмануть — одну единственную частоту. Многие динамики вообще не предназначены для воспроизведения 1000Гц!Диапазон воспроизводимых частот. Параметр определяет, какой диапазон способен воспроизвести динамик при заданном уровне искажений (1%) при условии, что спад по краям диапазона не ниже 3Дб от среднего значения громкости. То есть, подали 100Вт и 10Вт – это без разницы, ведь измерения проходят практически в предельном режиме для динамика. Конечно в таких условиях диапазон широкий, но в реальности это даже близко не так, ведь сами записи сделаны с разным уровнем громкости и с разной нагрузкой. Очередной предлог выставить вещи лучше, чем они есть…Существует целая система подобных параметров, но вывод напрашивается сам собой – нам преподносят то, чего нет, и, опираясь на этот бред, мы должны что то выбирать… Да, в прошлом веке, когда эта система была создана, не было разделения динамиков на классы, был один тип динамика, играющий все частоты, их таким образом сравнивали. Но эти времена давно ушли. Потому, отбросим пережитки и двигаемся дальше, в реальность.А в реальности осталось совсем не многое. Большинству производителей выгодно хитрить, то меньшинство, которое пытается давать реальные параметры, обществом воспринимается как аутсайдеры. Так как же выбрать? Остаются только или измерения, или доверие собственным ушам и собственному опыту, или помощь опытного профессионала – это самый верный путь для начинающего. Вместе с тем, существует ряд косвенных признаков, по которым можно предположить качество динамика…1.   Вес, мощность и технологичность магнитной системы. Визуально большой магнит – это конечно не повод считать динамик хорошим, но повышается вероятность того, что в руках достойный экземпляр, тк чем сильнее магнит, тем выше громкость и точность звука. Высокотехнологичные конструкции на базе неодимовых магнитов – это так же некоторая уверенность в том, что на пользователе не экономят.2.   Ручная сборка изделия. Проблема в том, что массовая сборка – это практически гарантия отсутствия высокой точности, тк требует огромных технологических зазоров для обеспечения скорости работы. Ручная сборка применяется там, где зазоры крайне малы, где нельзя просто «запихать» или «приколотить», где для монтажа деталей нужна особенная точность и индивидуальный подход к каждому изделию. Безусловно, это не гарантия высокого качества, но это повод предположить, что изделию как минимум уделено ценное внимание.3.   Размер звуковой катушки. Чем больше диаметр звуковой катушки, тем больше мощности динамик способен выдержать. Зная реальный размер звуковой катушки, мы можем предположить реальную мощность. Катушка диаметром 1” выдержит 45Вт долговременной мощности,1,5” – 85Вт, 2” – 200Вт, 2.5” – 450Вт, 3” – 1000Вт, 4” – 1700Вт. Указанные значения лишь ориентировочные, но реальность такова, что разница более чем 100% от указанной мощности – это почти наверняка вранье, а значит лучше не связываться.4.   Наличие развитой высокотехнологичной системы охлаждения. Проблема в том, что от величины магнитного зазора зависит реальная чувствительность, но так же, от величины магнитного зазора зависит и охлаждение звуковой катушки, реальная мощность как следствие. Большой зазор = повышенная реальная мощность и не высокая реальная чувствительность. Развитая система охлаждения – это некоторая уверенность в том, что и реальная мощность и реальная чувствительность высокие.5.   Цена и заверения любого рода продавцов. Хорошее изделие не обязательно дорогое, а плохое изделие, благодаря людской жадности, не всегда дешевое. Продавец же в большинстве случаев приложит максимум усилий для извлечения выгоды. Оба эти фактора не являются аргументами, говорящими о реальном качестве изделия, только собственное и\или независимое профессиональное мнение имеет вес.Мы даем знания именно для того, чтобы Вы имели возможность свободного и осознанного выбора, возможность убедиться в том, что есть по настоящему качественный продукт и как отличить качественный продукт от псевдокачественного.Параметры динамика определили, теперь знаем что такое «хорошо» и что такое «плохо», а если не знаем, то спрашиваем. Но вернемся к реальности. У всех вещей в мире есть своя цена, свое назначение, свои условия использования. Об этом не стоит забывать, выбирать нужно то, что есть необходимое и достаточное для Вас.Раздел 2. Динамик и акустическое оформление.Вы уже хорошо поняли, что динамик излучает волны. При движении диффузора вперед создается сжатие и образуется фронтальная волна, при движении назад – создается разрежение и тыловая волна. В свободном пространстве волны поглощают друг друга и взаимно уничтожаются. Все ведь это пробовали – подключаем динамик, диффузор двигается, но звука нет. Этот эффект называется «акустическое короткое замыкание», «отрицательные» тыловые волны, полностью нейтрализуют «положительные» фронтальные.Всем без исключения динамикам нужно оформление. Даже ВЧ динамики имеют оформление типа ЗЯ сверхмалого объема, в большинстве случаев корпус организован прямо под диффузором. Акустическое оформление первоочередно служит для того, чтобы либо устранить эти «отрицательные волны», либо преобразовать их в положительные. Второй, но не меньшей по значимости, целью акустического оформления является «помочь динамику работать более эффективно» за счет организации выгодной для работы среды.Эффективность и вытесняемый объем – это два основных параметра оформления. Всем хочется иметь и громкость и качество звука в минимальном объеме, но, опять же, физика процессов такова, что эффективность и объем – взаимоисключающие понятия. Чем меньше объем, тем ниже реальная эффективность оформления.Динамик, как было сказано ранее, вообще не работает без оформления, это понятно. Акустическое оформление и динамик неразрывно взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Оформление может просто не мешать динамику делать свою работу, устранив «отрицательную» волну, а может и помочь, преобразовывая «отрицательную» волну в «положительную».Самое простое оформление просто изолирует «отрицательные» волны. К таким оформлениям относятся «бесконечный акустический экран»(БАЭ), «акустический экран»(АЭ) и «закрытый ящик»(ЗЯ). Первые 2 типа используются крайне редко и ввиду своих особенностей не нашли массового применения, ЗЯ же применяется довольно часто и обладает рядом как достоинств, так и недостатков. Сморите рисунок ниже.Более сложный тип оформления преобразует «отрицательные» волны в «положительные». Сюда относятся фазоинвертор (ФИ) и четвертьволновой резонатор (ЧВ). Оба оформления пользуются заслуженной популярностью, т.к. достаточно просты в построении и обладают приемлемыми размерами. Смотрите рисунок ниже.Еще более сложное оформление не просто воздействует на формирование волн, но и создает максимально «комфортную» для работы динамика среду. В таком оформлении динамик не работает со средой на прямую, а передает энергию через более эффективный «воздушный переходник». Проще говоря, динамик излучающей поверхностью диффузора превращает некоторую массу воздуха в более эффективную излучающую поверхность, которая и воздействует на среду. За счет того, что сам динамик работает гораздо более эффективно, передача энергии в среду существенно улучшается. К таким оформлениям относятся бандпассы различного порядка(БП), рупоры различных типов. Такие оформления, как правило, занимают внушительные объемы и сложны в построении, потому применяются не часто. Смотрите рисунок ниже.Таким образом, все динамики можно разделить на 2 типа: 1. воздействуют на пространство напрямую при минимально необходимом участии оформления; 2. воздействуют на пространство через и при помощи оформления. Первый тип динамиков – наименее эффективные устройства, обычно готовые к работе, второй тип динамиков – более высокого качества, но полуфабрикаты, требующие грамотного и осознанного профессионального подхода. Оба типа динамиков не редкость, но как Вы уже догадались, первый тип представляет наименьшую ценность для ценителей как качественного, так и громкого звука.То есть, выбирая качественный динамик, автоматически выбираем и планируем оформление, в котором динамик будет работать в дальнейшем. Динамик – это основа, это источник звука. Низкокачественный динамик = отвратительный звук, и чем более эффективное оформление будет создано для низкокачественного динамика, тем более явными будут его недостатки.Высокоэффективный динамик не просто сможет работать в более серьезном оформлении, что есть огромное преимущество, но даже в одном оформлении даст гораздо более внушительные характеристики звука. Все это означает, что более эффективному динамику нужно меньше мощности для достижения одинаковой громкости, более эффективный динамик будет меньше размером для достижения такой же глубины… Не заблуждайтесь, выбирая огромный низкокачественный сабвуфер, Вы в лучшем случае ничего не экономите, потому как такой сабвуфер никогда не будет работать лучше высококачественного «малыша» в высокоэффективном оформлении. Это же касается и любого другого типа динамика.Раздел 3. Резюме.Что такое DD, а точнее, кто это DD? Мы – это не железо, это люди, объединенные общей идеей, это техники, инженеры, спортсмены, безумцы, новаторы, исследователи, мы – это миллионы энтузиастов со всей планеты. Знания – это наша сила, наше видение прогресса, наше оружие в борьбе с безграмотностью, знания – единственное, что мы можем предложить в качестве ответа на Ваши вопросы о выборе, единственный по-настоящему значимый и неоспоримый аргумент.Собственные уши – есть то необходимое и достаточное доказательство в пользу того или иного продукта. Уверен, среди Вас наверняка найдутся те, кто не поверит и собственным ушам. И не думайте, Вы не редкость, среди нас большинство таких же! И для таких людей, как мы, существуют измерения. На слова верить действительно не нужно – необходимо убеждаться даже в собственной правоте. Давайте рассмотрим некоторые методики того, как сравнить компоненты с помощью собственного слуха + измерительных приборов.

УДАЧИ В ВЫБОРЕ !!!

Г.Волгоград ул.Саши Филлипова 43.



8 961 666 76 85

http://vk.com/public62427266



http://www.extremesound.ru










sitemap
sitemap