вступление на РМО



Роль здоровьесберегающих технологий в процессе формирования навыков здорового образа жизни у школьников

Дмитриева Наталья Владимировнаучитель биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если научить детей с самого раннего детства заботиться о своем здоровье и о здоровье близких им людей, то велика вероятность того, что в последствии в России будет проживать здоровое поколение, способное не только сохранять свое здоровье, но и здоровье окружающих. Как много нам приходится слышать о профилактике здорового образа жизни в образовательных учреждениях, и как мало, к сожалению, можно встретить эффективных методов и приемов работы педагогов в этом направлении. Почему – то, по мнению многих педагогов, такая работа сводится к профилактике наркомании, никотиновой зависимости, алкоголя среди подрастающего поколения. Это, несомненно, важная работа в ориентации обучающихся на здоровый образ жизни, но далеко не полная.

По какой-то причине очень мало уделяется внимания педагогами на формирование умения у учащихся самостоятельно снимать усталость, снижать напряжение на глаза во время занятий, как в школе, так и дома. Обучать учащихся соблюдать правила личной гигиены не только в домашних условиях, но и во время учебных занятий. А ведь в первую очередь необходимо обращать внимание именно на эти аспекты в процессе формирования навыков здорового образа жизни. И тогда нам не придется встречаться с усталым, безразличным ко всему происходящему на уроке ребенком. У нас не будет стремительно увеличиваться число учащихся, имеющих заболевания глаз, нарушения осанки.

В настоящее время существует множество методик, направленных на профилактику и коррекцию функционального состояния учащихся непосредственно во время учебных занятий. Хочется привести некоторые из них, а также поделиться эффективностью использования данных упражнений и комплексов на уроках.



1. Зарядка

Одолела вас дремота,Шевельнуться неохота?Ну-ка делайте со мноюУпражнение такое:Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре — И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

2. Листопад

Под ногами листопад,Листья желтые лежат,Листья желтые лежат,А под листьями шуршатШурш, Шуршиха и Шуршонок —Папа, мама и листенок.

(Б. Голяровский)

3. Буратино

Буратино потянулся,Раз — нагнулся,Два — нагнулся.Три — нагнулся.Руки в стороны развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать

Данные упражнения целесообразно проводить в середине каждого урока. Они благоприятно сказываются на снижении общей утомляемости детей, и при их использовании отмечается увеличение работоспособности учащихся во время второй половины урока. Сначала необходимо разучивание данных упражнений с демонстрацией движений учителем, затем дети с удовольствием будут выполнять их самостоятельно, или под руководством ученика (обычно дежурного по классу)

В старших классах детям очень часто приходится конспектировать во время урока или при выполнении домашнего задания, каких-либо статей. И через некоторое время приходится слышать жалобы учащихся на усталость пальцев. Попутно наблюдается снижение внимания ребенка к выполняемому заданию, а в последствии и утрата интереса. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, я на своих уроках применяю следующие упражнения, способствующие снижению усталости кисти.

1. Здравствуйте

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки. Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.

2. Мишка, Снежинки, Зайчик

Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Дети поочередно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. “Мишка” — с силой. “Снежинки” — слегка касаясь. “Зайчик” — отрывисто.

3. Лесная история

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

 Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

 Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети легко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

 Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостиком она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста лисы.)

 Зайцы увидели ее и бросились в рассыпную. (Ударами сразу всех пальцев дети имитируют прыжки зайцев)

Немаловажное значение в работе педагога имеет и то, что он должен уделять внимание коррекции осанки детей на уроках. Причем, нельзя ограничиваться только тем, чтобы делать детям замечания по принципу “Сядьте правильно”, как показывает многолетняя практика, они не приносят большой пользы. Стоит отметить, что я не утверждаю необязательность таких замечаний, они конечно должны быть. Но более эффективны специальные упражнения, корректирующие осанку детей.

4. Котик

Лучик котика коснулся.Котик сладко потянулся.

5. Самокоррекция

Построиться в колонну. Раз — посмотреть налево; два — посмотреть направо. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.Смотрим влево, смотрим вправо.Спинка ровная у нас,А осанка — высший класс!

И последнее, на что бы хотелось обратить особое внимание коллег – это профилактика нарушения зрения у учащихся. Если у педагогов есть возможность поместить в кабинете над доской или на потолке специальную схему зрительно-двигательных траекторий, то это очень удачный вариант корректировки зрения. А если такой возможности нет? Не стоит выдумывать что-то сверхъестественное. Можно использовать упражнения для глаз по методике Г.А Шичко.

1. Пальминг

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) —на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Вверх — вниз, влево — вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево — вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Хочу добавить. Дети, посещающие уроки, на которых применяются здоровьесберегающие технологии, отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью.








sitemap
sitemap