воспитательная система классного руководителя



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

БЕЛЯЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ

В непростое время социальных потрясений и общественных перемен, перед современной школой стоит ряд важных задач! Как воспитать личность интеллектуальную, развитую, способную взять на себя груз преобразований, свободно реагировать на все изменения в обществе.

Я встала перед проблемой построения воспитательной системы, удовлетворяющей современным запросам общества. Под термином «система» я понимаю дополняющие друг друга, взаимодействующие компоненты, подчинённые общим целям и задачам, ориентированные на единые принципы, построенные на системообразующей деятельности.

Моя система построена на гуманной демократической основе.

В своей работе над созданием модели воспитательной системы я опираюсь на совокупность идей, взглядов, установок, составляющих концепцию

Я хочу, чтобы выпускник начальной школы гимназии в основу своего жизненного целеполагания заложил вечные критерии – Истины, Добра, Красоты, рационально подходил к использованию жизненных ресурсов, умел определять ценности бытия через единое восприятие мира, стремился к самосовершенствованию, критически мыслил, был культурным, образованным, физически развитым человеком, способном участвовать в общественной жизни. Воспитательная система классного коллектива осуществляет переход от реализации идеи «образованного человека» к идее «человека гармоничного».

Основные концептуальные идеи

Создание оптимальной образовательной среды для развития гармоничной личности;



Развитие демократического стиля руководства и отношений;

Создание механизма непрерывного обновления содержания, технологий образовательного процесса, направленного на внедрение модели личностно-ориентированного образования;

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с момента знакомства с гимназией до выхода из неё;

Единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся;

Формирование представлений о личности как единстве физического, духовного и нравственного начала в человеке;

Идея абсолютной ценности индивидуального человеческого существа.

Принципы образовательного процесса

1. Сочетание традиций с созданием механизма непрерывного обновления всех компонентов системы.2. Отношение к личности, её внутренней свободе, воспитанию и развитию, как к главной ценности образовательного процесса.3. Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения.4. Принципы гуманизации, природосообразности, развивающего обучения, дифференциации.5. Принцип связи воспитания с жизнью.6. Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании.7. Принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой» (А.С. Макаренко).8. Принцип воспитания в коллективе.

Цель моей воспитательной системы – воспитание гармоничной, нравственной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению; адаптированной к быстроизменяющимся условиям жизни; с активной гражданской позицией, которая приведет к успеху всего классного коллектива.

Задачи

1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности.2. Формировать у обучающихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного творческого потенциала, для успеха классного коллектива.3. Развивать у обучающихся потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях.4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему классному коллективу, гимназии, отечеству. 5. Стимулировать здоровый образ жизни воспитанников и их родителей.6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.

Основные идеи, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей работы, формирования единого воспитательного развивающего пространства. В процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Такие как

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей «малой Родине»; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям,; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство. 3. Гражданственность — Правовое государство; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.  4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.  6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.  8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

—         принцип уважения индивидуальности личности.

Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

—         принцип коллективной деятельности.

Личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.

—         принцип разумной требовательности

Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

—         принцип возрастного подхода

Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия.

—         принцип диалога

Уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.

—         принцип педагогической поддержки

Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.



—         принцип стимулирования самовоспитания

Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

—         принцип связи с реальной жизнью



Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

—         принцип согласования

Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной,всесторонне развитой гармонической личности,и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели.

В.А. Караковский

За последние четверть века страна пережила большую ломку в социальном укладе, что привело к изменению судеб значительной части населения. Переход к рыночной системе отношений в экономике, период ориентации на деидеологизацию привел к резкой смене жизненных условий для целого поколения. Расслоение населения по имущественному признаку, утрата работы внесли изменения в морально-нравственную основу многих слоев населения. Снижение нравственной основы жизни коснулось, прежде всего родителей современного поколения детей. Пьянство, снижение роли семьи, неспособность родителей нести ответственность за судьбу детей, их включение в нормальную среду жизни и обеспечить необходимый уровень нравственности, этики, понимание значения патриотизм, формирование здоровой физически и нравственно личности.

В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Москвы и Росси в целом, общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса .Об этом свидетельствуют следующие факты:

В России отмечается самый высокий в мире процент социальных сирот

Критически снизился уровень общей культуры и нравственности детей

Фиксируется оторванность детей от традиций и культурных ценностей своего народа

Катастрофически высок уровень употребления детьми наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения

Цель Концепции

Обеспечение оптимального уровня духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Задачи:

1. Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности. 2. Формировать у обучающихся потребность в усвоении глубоких и прочных знаний основ наук, социально-культурных ценностей общества, развитии собственного творческого потенциала.3. Развивать у обучающихся потребность в расширении собственного духовного потенциала, основанного на общечеловеческих ценностях.4. Формировать активную гражданскую позицию, потребность в усвоении социокультурных ценностей общества, прививать любовь к своему отечеству.5. Формироватьздоровый образ жизни воспитанников.6. Проводить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую работу с воспитанниками и родителями.

7.Обучать детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений

8. Формировать стремления к взаимоуважению и взаимопониманию

Направления воспитательной деятельности:

Ученик –патриот и гражданин

Ученик и его духовно-нравственное воспитание

Ученик и его интеллектуальные возможности

Ученик и его трудовое воспитание

Ученик и его здоровье

Общение и досуг ученика

Ученик и его семья

Ученик и его безопасность

Развитие ученического самоуправления в системе ДЮО «ЭКОГРАД»

Концепция рассчитана на период с 2012 по 2016 год

Воспитательные задачи реализуются через систему коллективно -творческих дел гимназии, класса, с активным участием родителей.,

Ожидаемые результаты реализации Концепции.

15. Снижение численности несовершеннолетних, подверженных зависимостям от видеоигр, компьютерных игр, включая он-лайн игр в Интернете, игр на игровых консолях и игр для мобильных телефонов и смартфонов.

16. Ликвидация существующей практики открытой торговли эротической продукцией в местах, доступных детям.

В своей Концепции я рассматриваю процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности. Поэтому в основу воспитательной системы школы положен личностно-ориентированный подход

Основные законы взаимоотношений таковы:

Уважение личности каждого ученика.

Опора на личные достоинства личности.

Принятие индивидуальности личности.

Анализ результативности реализации концепции

Упорядочивались отношения с социумом, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры. Активное участие в школьных делах принимали родители. Мы активно участвовали в различных мероприятиях как школы так и города.

Укрепляются связи между основными участниками процесса: учителями, учащимися и их родителями; при подготовке и проведении дел школьный коллектив стал коллективом единомышленников

Традиционными источниками нравственности являются: ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Взаимодействие трех факторов семьи, школы, общества.

Творческое начало воспитания.

Культуросообразность – соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапам вхождения в пространство культуры человечества.

Сотворчество – совместный поиск истины.

Природосообразность – учет половозрастных особенностей учащихся.

Учет социальной ситуации развития ребенка.

Превращение воспитания в непрерывный информационный процесс.








sitemap
sitemap