вопросы по психологии и ответы 4-5-6



4. Каковыкачественные отличия психики животных от психики человека? В чем состоятэволюционные предпосылки возникновения сознания?5. Почемусознание является высшей формой психического отражения? Какими свойствамиобладает сознание?6. Какиеподходы в психологии трактуют понятие бессознательное? Какие видынеосознаваемых психических явлений выделяются в психологии?

Отличия психики животных от сознания человека

4 вопрос. Сознание человека

Совсем иную форму психики, характеризующуюся  совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – человеческое сознание.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание  – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание”1. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его ”не — я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “я” от ”не — я” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой;  он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю”1. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения. “Мое отношение к моей среде есть мое сознание”, – писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек.

Главные черты отличия психики животных от сознания человека

 История развития человека – качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных.

В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы.

Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды.

Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей —  это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее. Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

У людей так же отличаются разные этапы познания, к  этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому.

Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “ Сознание человека – не только отражает объективный мир, но и творит его” – писал Ленин. 1

Еще одна отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а зная их он может предвидеть будущее, прогнозировать его – в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека.

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения – по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия – орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “ Труд создал самого человека ” – говорил Энгельс — … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий.”1 Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они  не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Именно изготовление орудий труда и является показателем появления человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык – средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса.  Внешнее сходство с человеческой речью, конечно,  можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а  отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл.

 Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то о чем говорит. Тревожный крик птицы  — это инстинктивная реакция на опасность.



Исследователи провели такой  эксперимент. Поймали цыпленка и насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но не слыша его криков, перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким образом можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод о том, голосовое поведение животных является  их инстинктивной деятельностью.

Ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может  с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

 Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он  может получить знания о таких явлениях, с которыми  лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному  впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это  существенное отличие психики человека от психики животного.

Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее представляя себе результат. К. Маркс говорил: “Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно “строит в своей голове”.

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому еще одним, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует — положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.  Все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

5.Сознание как высшая форма психического отражения, его основные характеристики.

особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения — отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности.Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды.Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации.По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов , а также растений сформировалась способность «отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример — насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью .Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения , с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру. высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие , которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.Характеристики сознания:1. Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.2. Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки). 3. Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.4. Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.5. Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.6. Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

6 вопрос. Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается всознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.    Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.    В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:    — неосознаваемые механизмы сознательных действий,    — неосознаваемые побудители сознательных действий,    — надсознательные процессы.    Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:    — неосознаваемые автоматизмы,    — неосознаваемые сопровождения сознательных действий.    Отличия человеческогосознания сознания от психики животных Неосознаваемые автоматизмы    Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о «механической работе», «о работе, при которой голова остаётся свободной». Это состояние «свободной головы» и означает отсутствие сознательного контроля.    Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:    — никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),    — когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).    Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.    Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:    — фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),    — периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),    — граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),    — бессознательное.    Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».    Разные примеры автоматизмов:    — бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,    — радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,    — заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.    Неосознаваемое сопровождение сознательных действий    Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.    К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:    — непроизвольные движения,    — тоническое напряжение,    — мимику,    — пантомимику,    — большой класс вегетативных проявлений.    В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).    На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:    — пульс,    — частота дыхания,    — артериальное давление,    — электрическая активность мозга,    — микродвижения глаз,    — зрачковая реакция.    Существуют аппараты, называемые «детекторами лжи». Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть. Неосознаваемые побудители сознательных действий    Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.    Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.    Виды установки:    — моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),    — умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),    — перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).    Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.    Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки. Надсознательные процессы    С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.    Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но «душа его не на месте», он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения. 

(на всякий случай!!!здесь все «по полочкам»)

Неосознаваемые психические процессы.

В качестве противопоставления явлениям сознания в начале XX в. были предложены факты неосознаваемых процессов психики. Изучением неосознаваемых, или бессознательных, психических процессов занимались разные исследователи в разное время. Поэтому для описания фактов этих процессов лучше подойдет классификация, или систематический способ изложения.

^ Классификация этих процессов.

Классификация представляет собой выделение трех больших классов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий и надсознательные процессы. Последние, в свою очередь делятся на подклассы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – три различных подкласса: Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля. Имеют двоякое происхождение: одни никогда не осознавались, другие – осознавались, но потом стали неосознаваемыми. Первые составляют группу первичных автоматизмов, или автоматических действий (врожденные акты или формирующиеся очень рано в развитии – сосательные движения, мигание, хватание, ходьба). Вторые составляют группу вторичных автоматизмов, или автоматизированных действий, навыков (освоенные действия переходят на бессознательный уровень – научились писать буквы и больше не думаем о том, как мы это делаем). Навыки отличаются тем, что в любой момент могут вновь перейти на уровень сознания (исследовал Н.А. Бернштейн, Г. Гельмгольц); Явления неосознаваемой установки – неосознаваемая готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Роль установки в том, что субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, более эффективно (эксперименты Д. Узнадзе); Неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей (эксперименты проводил А. Р. Лурия).

неосознаваемые побудители сознательных действий

Побудители. По мнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы). Свойства бессознательных представлений. Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления.

«надсознательные» процессы

Краткая характеристика. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение (инсайт). Эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.Отличие от сознания. С одной стороны, субъект не знает того конечного итога к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т.е. ясное осознание результата. С другой стороны, неизвестен момент когда надсознательный процесс закончится, часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда он будет достигнут.Написано по Гиппенрейтер «Введение в общую психологию».

^ Бессознательное как предмет психологии: определение и факты.

Определение

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание (совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом). Нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживают себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д.

Факты бессознательного

Бессознательное представляет собой особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития. К фактам бессознательного разные исследователи относят: энергию, которая движет поведением (инстинкты), конфликты, комплексы, архетипы, базальная тревога. К инстинктам, например, может отнести энергию Эрос (созидательную) и энергию Танатос (разрушительную). Конфликтами бессознательного являются те конфликты, которые произошли между инстинктивными побуждениями и внешним миром, не были разрешены и были вытеснены в сферу бессознательного. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Что касается архетипов, то эти образования принадлежат человеку от его предков. По мнению, К.Г. Юнга каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. К. Хорни включает в проявления бессознательного базальную тревогу (basiс anxiety), т.е. чувство в потенциально враждебном мире.

^ Интерпретации бессознательного и методы изучения.

Фрейд

Бессознательное представляет собой структуру психики, которая является как хранилищем негативных и угрожающих переживаний, так и основных побудительных сил человека. Можно сказать, что бессознательное недоступно пониманию и осознаванию личности, однако все же оно выражает себя в таких моментах, как сновидения, ошибочные действия или невротические состояния. Более того, оно непосредственно связано с мотивами поведения человека, но с теми мотивами, которые либо вытеснены, либо вообще никогда не осознавались. Что касается последних, то к ним З. Фрейд относит инстинкты (Эрос и Танатос). Здесь, по-видимому, не случайно возникает понятие, используемое для объяснения, как правило, поведения животных, поскольку Фрейд утверждает, что само бессознательное есть природное, соматическое, примитивное образование личности. Сами инстинкты при этом являются полярными тенденциями, которые происходят в начале и конце существования человека: желание жить и желание умереть(Эрос и Танатос соответственно). Первое желание лежит в основе проявлений любви, в частности инстинктивная энергия либидо выражается в сексуальных проявлениях. Второе желание толкает человека к агрессии, разрушению, дабы вернуться к своей изначальной форме, т.е. небытию. Столкновение же этих противоположных тенденций приводит к формированию неосознаваемых конфликтов, которые также обуславливают поведение человека.

Юнг

Интерпретация бессознательного К.Г. Юнгом в целом сходна с тем, что понимал под этим Фрейд, однако взаимодействие между сознанием и бессознательным в его интерпретации менее инертное. Он вносит свои поправки. Во-первых, Юнг делит бессознательное на два типа: личное и коллективное. Они подчиняются единым законам, но содержат в себе различные факты. Личное бессознательное содержит, перечисленные Фрейдом, энергии и конфликты, но, плюс к этому, в него попадают комплексы. Комплексами обозначаются скопления эмоционально заряженных мыслей и чувств, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на все поведение человека. По мнению, Юнга материал бессознательного доступен для сознания, т.е. комплексы могут осознаваться человеком. Таким образом, можно сказать, что комплексы становятся достаточно осознанными мотиваторами, хотя и хранятся в сфере бессознательного. Личное бессознательное для каждого человека индивидуально. Коллективное бессознательное напротив является общим для всех, в нем отражаются мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и человекообразных предков (так написано у Л. Хьелла, Д. Зиглера) и являющиеся результатом нашего общего эмоционального опыта. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.

Хорни

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре. В целом она соглашается с представлениями о бессознательном Фрейда, но больше предпочтения отдает культурным факторам, нежели примитивной природе.

Джеймс

С точки зрения, У. Джеймса в психике человека существуют бессознательные процессы, которые лишь на своем конечном этапе работы становятся доступными сознанию. Под бессознательным в данном случае он понимал рассмотренные выше надсознательные процессы.

Методы

Поскольку бессознательное формулируется и понимается как нечто недоступное сознанию, то возникает вопрос о методах исследования, об объективны методах его исследования. В первую очередь такими методами выступают регистрация тех самых поведенческих проявлений бессознательного. Так, Фрейд предлагает использовать следующие методы:

метод свободных ассоциаций;

метод анализа сновидений;

анализ ошибок обыденной жизни;

ассоциативный эксперимент (предъявляются определенные слова, на которые испытуемый отвечает быстро).

Далее для исследования различных неосознаваемых процессов подходит комплексное сочетание самоотчетов, фиксации поведенческих и физиологических реакций. Например, при формировании навыка.








sitemap
sitemap