вода и жизнь охрана воды



Цели : рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду. Коррекция мышления, внимания, памяти.

Ход занятий

— Здравствуйте ребята ! Послушайте загадку и отгадайте:

«Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? ( Вода. )

— Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней. Эпиграфом к занятию станет пословица » Мать водица — всему царица «

1 кадр Леонардо да Винчи о воде

2 кадр Вода — самое распространённое на нашей планете вещество.

Воспитатель. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде?

Первая капелька. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Вторая капелька. Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

Третья капелька. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Воспитатель.Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода —

Наша спутница всегда.

Капельки(вмести) Без меня вам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Воспитатель. Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Слайды 4-9 загадки

Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и к её разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. А ведь именно этими свойствами объясняется то, что наши озёра и реки не промерзают зимой до дна, что замерзая, вода может производить большие разрушения. Многие привычные нам явления природы связанны именно с особенностями воды, выделяющими её среди других веществ.

Велика роль воды и в технике. Невозможно представить такую отрасль промышленности, где бы в том или ином виде, для тех или иных целей не применялась вода. Вода служит источником энергии. Вода переносит тепло. Вода является той средой, в которой протекает различное количество различных химических процессов.

Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.

Там , где есть жизнь , всегда есть вода.

Слайд 10 — какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Наше тело состоит примерно на 70 — 75% из воды. Мозг наш на 90% состоит из воды, кровь — 95%. У нас в организме 5 л крови, 2л лимфы, 35 — 40 л внутри-мышечной жидкости.

Зачем так много нужно воды организму? Все питательные вещества попадают в кровь через стенки пищеварительного канала. Через эти стенки могут проникнуть только вещества, растворённые в воде, только жидкости. Если бы кусок сахара не растворился в слюне и в желудочном соке, сахар не попал бы в кровь. Белок яйца, крахмал картофеля и хлеба не растворяются в воде, но желудочный и кишечный соки содержат особые вещества — ферменты, которые расщепляют их и переводят в вещества растворимые. Это расщепление идёт только в воде. Кровь состоящая на 95% из воды разносит питательные вещества по всему организму. Таким образом, вода нужна для нашего организма как растворитель питательных веществ, и как переносчик их, и как среда, в которой протекают различные процессы, связанные с нашей жизнедеятельностью. Выделяясь потовыми желёзами и испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Кроме того вода необходима для удаления из организма различных вредных веществ, образующихся в результате обмена.

Потребность в воде у различных животных неодинаково. Некоторые из них довольствуются очень малыми количествами воды, другие же, наоборот , требуют воды в изобилии. Например, амбарный долгоносик проводит жизнь в сухом ссыпанном зерне, в котором влаги всего около 12%. Иное дело, например, тли. Они питаются соками растений. Чтобы получить достаточное количество пищи, они должны пропустить через свой организм большую массу воды. Организм тли устроен так, что вода в нём долго не задерживается. Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. У человека потеря 20% воды — смерть.

Почти такую же роль, как и в организмах животных, вода выполняет и в растениях. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества; испаряясь с поверхности листьев она предохраняет их от перегрева в летний зной.

Пословицы о воде

Слайд 11 — круговорот воды

Спросил на днях малыш сосед Малыш спросил и у тумана:

У струйки, льющейся из крана: — Откуда ты? Ты кто такой?

— Откуда ты? — И я, дружок, из океана!

Вода в ответ: Удивительно, не так ли?

— Издалека, из океана! В супе, в чае, в каждой капле,

Потом малыш гулял в лесу, В звонкой льдинке,

Росою искрилась поляна. И в слезинке, и в дождинке,

— Откуда ты?- спросил росу. И в росинке —

— Издалека, из океана! Нам откликнется всегда

На поле лёг туман седой. Океанская вода!

Экологическая сказка » Жила — была река «

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

» Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой «. Позвала она на помощь своих жителей. » Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей «.

Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умываться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: » Дорогие граждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся «.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго Искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник. А.А. Рыжов

Обсуждение по вопросам :

— Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

— Видели вы такую реку?

— Как речка помогла людям?

— Как люди сначала относились к реке?

— Что случилось с жителями города, когда река ушла?

— Правильно ли поступили люди в конце сказки?

— Что они могли бы сделать для охраны реки?

Вывод : Нельзя загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

Воспитатель. Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озёра сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Итог занятия.

Воспитатель. Как должны вести себя ребята, взрослые, чтобы реки и ручьи не исчезали?

— Почему воду нужно беречь и охранять?

* Вода входит в состав любого организма.

* Вода — это жизнь, красота и здоровье.

* Количество воды ограничено.

* Вода — помощник человека.

* Вода загрязняется.

— О чём могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Ученик. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Воспитатель. О чём может попросить нас океан?

Ученик. Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному человеку: «Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придётся меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам».

Воспитатель. Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают, что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн старых резиновых сандалий, приблизительно 35 млн пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн стеклянных поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет. Прочитаем заповеди:

1. Наша планета — наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.

2. Если найдёшь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.

3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.



sitemap
sitemap