внеклассное мероприятие КАЗАК без веры — не казак Воспитание детей в семье



Цели мероприятия:

познакомить учащихся с исторически сложившимся укладом жизни земляков, с семейными ценностями, традициями;

знакомство с особенностями быта жителей Краснодарского края.

развивать речь учащихся, смекалку, коммуникативный навык;

воспитывать любовь к родному краю, к кубанским традициям;

воспитывать уважительное отношение к старшим, к традициям своего народа.

Учебное оборудование: учебное пособие для 1 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2010г., карта Краснодарского края, рисунки, изображающие первые кубанские поселения, казачье подворье; записи марша и песни.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит интересный разговор. Тема нашей беседы «Казак без веры – не казак». Мы с вами только начали знакомство с культурой и традициями казачества. И сегодняшний разговор не случаен, потому что казаки были глубоко верующими людьми. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь казака. Ни одного важного дела казаки не начинали без молитвы усердной. Они называли себя «православными лыцарями», защитниками православной веры.

Слайд 1.

Кубанские казаки – люди православные. С молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил. После того, как казаки переселились на нашу землю, на Кубани было 4 церкви,

а сегодня в Краснодарском крае около 400 православных храмов, возведённых потомками казаков.

Слайды 2 – 5.

Даже в самых трудных военных походах казаков всегда сопровождали святыни. Церкви тогда назывались походными. Икон там

было немного. Одной из самых почитаемых казаками икон является Икона Богоматери – Путеводительницы.

Слайд 6.

С малых лет – как говорят, «с молодых ногтей» — казачата воспитывались в духе казачьих традиций, которые всегда были тесно связаны с православной верой. Сегодня мы уделим внимание именно воспитанию казачат в семье.

Слайд 7.

Жизнь в пограничье, на таких землях, где кусок хлеба добывается тяжелым трудом, все мужчины каждую минуту должны быть готовы вступить в бой, женщины — взять на себя их тяжелую повседневную работу, а если надо, то и защитить свои дома от набегов чужеземцев, требовала от казаков и казачек быть смелыми и уверенными в себе, сильными и выносливыми, умелыми и самостоятельными. Изображенный в казачьих песнях, преданиях и сказках идеал казака — храбрый и лихой воин (слайд 8), а идеал казачки — мать, верная жена-труженица, которая ждет домой мужа и сына (слайд 9).

ДЕТСТВО (слайд 10)

На определение возраста, который считался детским, влияла та оценка, с которой подходила к каждому возрасту православная церковь. До 6–8 лет в казачьих семьях все дети воспитывались вместе, причем, казачонок жил на женской половине дома, получая воспитание и от женщин, и от мужчин. Дети смотрели на то, что и как делают взрослые и учились всем необходимым вещам. Как и вы задавали взрослым бесконечные вопросы: что такое лампасы, нагайка, шашка, кинжал, конь? За что даются кресты и медали? Из уст старших дети слышали сказки и песни о том, как казаки побеждают врагов, слышали пословицы и поговорки…

А еще видели станичные праздники, где казаки и казачки поют и пляшут, видели состязания в кулачных боях, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.

Мужчины внимательно следили за тем, как формируется казачонок. Чем старше он становился, тем меньше позволяли женщинам нянькаться с ним, а сами учили: «Не плачь, казак не плачет!»

Причем за поведением казачат присматривали строго. Казак — не просто человек, а «лыцарь», так что неподобающее поведение ему не к лицу. Поэтому, скажем, за сквернословие и кражу не просто пороли, а стыдили прилюдно: привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Так что от дурных поступков удерживал казачат не страх наказания, а страх позора.

Мальчики и девочки одинаково участвовали в труде взрослых, а их самостоятельность, стремление

выполнять «взрослую» работу всячески поощрялись. Поэтому к 6–7 годам ребенок любил домашнюю работу и гордился своей помощью взрослым. А еще — своей принадлежностью к казачьему роду.

Физминутка.

Эй, девчата, казаки,

На подъем вы все легки,

Выходите в круг сейчас

На веселый перепляс

(дети танцуют под музыку)

ОТРОЧЕСТВО



По православному вероучению, с 7 лет ребенок уже должен не только посещать церковь, исповедоваться, но и знать основные заповеди: бояться Бога, уважать царя, повиноваться отцу и матери, уважать крестных, класть поклоны перед иконами, соблюдать посты и ходить по праздникам в церковь. Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали в ребенке. Появляются казачьи заповеди, которые казаки должны обязательно соблюдать. (Работа с казачьими заповедями, знакомство, раздаются памятки). Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела, а народная педагогика осуждала 7 смертных грехов, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыню, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Лыцарю, православному воину, следовало этих грехов избегать. (Слайд 11)

Лет с семи на детей уже в обязательном порядке возлагали посильные работы: на мальчиков — уход за скотом, помощь отцу в его трудах, на девочек — работы по дому и огороду.

В 8 лет казачонок впервые вместе с мужчинами шел в баню, а затем к исповеди, в последний раз ел сласти, после чего переходил на мужскую половину дома. С этого же времени он начинал учиться владеть нагайкой, а еще его начинали приглашать на «беседы». Основной задачей в воспитании казака в этот период была такая:

научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

Добрые казаки и казaчки, отважные воины и крепкие хозяева,

которые гордились своим казачьим родом и смысл казачьего бытия видели в сбережении Православной веры и в службе России. (Слайд 12)

Что остается добавить, завершая рассказ о воспитании казачьих детей? Пожалуй, то, что сегодня наше государство уделяет столько внимания воспитанию детей в духе Православия и национальных традиций. Государство в лице Президента России активно сотрудничает с Православной церковью. В нашей стране много разных областей и краев, таких, как наш – Краснодарский. Руководители казачьих обществ со всей страны съезжаются на встречу с Патриархом Всея Руси. (слайд 13).

Руководитель Краснодарского края Губернатор А.Н.Ткачев также уделяет много внимания возрождению и развитию духовно-культурных основ кубанского казачества, семейных традиций. Это доказывается тем, что у нас все больше открывается классов казачьей направленности, казачьих школ. Сам Губернатор с уважением носит казачью форму – ведь он тоже наследник казачьих традиций. (Слайд 14.)

Сегодня мы только начали разговор о традициях воспитания казака – защитника Родины и Веры. Нас обязательно ждёт продолжение разговора.

В заключении мероприятия, ребята повторяют казачьи заповеди.

Ученик: В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Больше не скажешь – здесь земля моя.

Ученик: Ты был на Кубани?



А ты побывай.



Отличные люди,

Загадочный край.

Узнаешь ты много

Историй казачьих,

И добрых традиций,

И песен степей –

И сразу на сердце станет теплей.








sitemap
sitemap