подготовка к ГИА по биологии



«Утверждаю»

«Согласовано»

Директор школы

Зам.директора по УВР

_______________/А.С.Шатилова/

МП

_________________/А.Ю.Гида/

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №______

от «____» __________ 2011г.

от «____» __________ 2011г.

Календарно — тематическое планирование

элективного курса на 2011 – 2012 учебного года

ПРЕДМЕТ биология

УЧИТЕЛЬ Краснощёкова Е.И.

КЛАСС 9

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в I полугодии: __________

Количество часов в II полугодии:__________

Всего часов: 34

Программа элективного курса

«Подготовка к ГИА по биологии».

Пояснительная записка.

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии, разработан на основе авторской программы учителя биологии Топорковой Натальи Александровны «Система, многообразие и эволюция живой природы».

Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Задачи курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

Особенности строения бактериальной клетки;

Особенности строения тканей растений и животных;

Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

Введение (1 ч )

Систематика живой природы. Положение о прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. ( 10 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

строение клетки и тканей высших растений;

строение органов высших растений;

основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

многообразие и особенности строения лишайников.

Лабораторные и практические работы

Строение растительной клетки.

Строение растительных тканей.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторные и практические работы

Строение шляпочного гриба

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.



Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

Многообразие простейших.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

особенности строения клетки и тканей животного организма;

многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

Строение животной клетки и тканей животного организма.

Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Особенности строения рыб.

Особенности строения птиц связанные с полётом.

Особенности строения млекопитающих.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 6. Человек. (2ч.)

Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.

Лабораторные и практические работы

Строение животной клетки и тканей животного организма.

Внешнее строение человека

Особенности строения пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, половой, органов чувств

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.)

Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.

Лабораторные и практические работы

Развитие жизни на Земле.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 8. Заключение. (2ч.)

Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Лабораторные и практические работы

Решение вариантов экзаменационных заданий

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Рекомендуемая литература для учащихся:

Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.

Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.

Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 — 1982.

Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.

Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.

Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.

Рекомендуемая литература для учителей:

1. Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.

3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 — 1982.

5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).

6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.

Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.

12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001

Тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ГИА по биологии».



Тема

Дата

Демонстрации

Фома занятия

Форма контроля

Введение (1 ч )

1

Введение. Государственный экзамен по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

лекция

Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.)

2

Особенности строения растительной клетки.

Строение растительной клетки

Л.р. № 1 Строение растительной клетки

Отчет о лаб.раб.

3.

Ткани растений.

Растительные ткани

Л.р. №2 Строение растительных тканей.

Отчет о лаб.раб.

4

Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма.

Органы растений

Фотосинтез

Сообщения учащихся, лекция

5

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.

Многообразие водорослей

Сообщения учащихся, лекция

6

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.

Строение мха кукушкина льна и сфагнума

Сообщения учащихся, лекция

7

Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных

Строение папоротникообразных

Сообщения учащихся, лекция

8

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

Строение и цикл развития голосеменных.

лекция

9

Особенности строения и отличительные признаки

покрытосеменных.

Многообразие и цикл развития покрытосеменных.

лекция



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap