подготовительный класс по специальности фортепиано



ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие

1 УРОК (сентябрь)

Прежде всего – ЗНАКОМСТВО.

Очень важно уметь расположить к себе ребенка во время знакомства. Дети чувствительны и восприимчивы к интонациям речи, мимике педагога, к настроению. Фальшь и неискренность в поведении дети чувствуют мгновенно. Доброжелательность, радость встрече и знакомству, непринужденность и открытый интерес к ребенку – вот самые лучшие помощники педагога.

Во время знакомства расспросите ребенка о его интересах, о том, чем он любит заниматься, акие любимые передачи и мультфильмы смотрит по телевизору, есть ли у него дома домашнее животное, любит ли он рисовать, умеет ли читать и т.д. дети с удовольствием любят рассказывать о себе. Педагог тоже может рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях. Это способствует возникновению более доверительной обстановке.

Итак, познакомившись, нужно ребенку рассказать о правилах поведения в школе и на уроке:

В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми у которых не обучаешься. Это зна вежливости и уважения.

Прежде чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми присутствующими.

На урок приходить опрятно одетым, с чистыми руками.

В конце урока ученик прощается с учителем следующей фразой: «СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ».

ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ

Клавиатура, клавиши

Пюпитр – подставка для нот.

Педали – «душа» фортепиано.

Струны, колки, молоточки, подушечки.

Пианино и рояль. Сравнить.

Детям очень интересно рассматривать фортепиано изнутри, так как именно внутри инструмента спрятана его большая тайна – «волшебные» молоточки и струны. Больше всего детей 5-6 лет увлекает процесс наблюдения за подскакиванием молоточков и подушечек в момент нажатия клавиш.

Рассказ об инструменте должен быть интересным и кратким (чтобы не утомлять внимание ребенка).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

«ЗМЕЯ, ЛЯГУШКА» — правая рука имитирует движение змеи, а левая рука показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и наоборот.

«КОШЕЧКА И СОБАЧКА» — правая рука выполняет движение имитирующее поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку. По окончании, руки меняются заданиями.

«СКРИПКП И БАРАБАН» — правая рука показывает движения смычка по струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.

ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ

Посадка за инструментом индивидкальна и зависит от физических данных. Тем не менее, существуют общие правила, выполнение которых положительно сказывается на качестве исполнения произведений.

Обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуит разведенные в сторону локти находились над уровнем клавиш. Этим создается хорошая опора в пальцы, что важно для правильного звукоизвлечения, предполагающего использование веса свободной руки. При низкой посадке нарушается естественное ощущение веса руки в пальцах. Отсюда возникает поверхностное звучание в «piano» и жесткий звук в «forte», так как вместо веса руки используется ее мускульная сила.

Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы, при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Большое значение имеет положение ног. Они должны располагаться у педалей (на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость.

ЗНАКОМСТВО С КЛАВИАТУРОЙ

После того, как ученик познакомился с инструментом и освоил правильную посадку за ним, можно переходить знакомству с клавиатурой.

Педагог предлагает ученику внимательно посмотреть на клавиатуру и показать все группы из 2-х черных клавиш, какие найдет. Показывать две черные клавиши можно произвольно, как удобно ученику, так как на данном этапе задача ученика: уметь быстро находить группу из 2-х черных клавиш, прежде всего глазами. Выполнив это задание, следует аналогичное задание с группой из 3-х черных клавиш.

Выполнив задание с черными клавишами, нужно обратить внимание ученика на то, что в правой стороне клавиатуры располагаются высокие, тонкие звуки, похожие на голоса птичек. В левой стороне клавиатуры располагаются звуки низкие, толстые, похожие на голос медведя. А в середине клавиатуры (напротив ученика) – звуки похожие на голос мамы, папы, бабушки (пусть ученик предложит свои ассоциации).

Вводим условности:

Там, где низкие звуки – там «живет медведь».

Там где высокие звуки – там «живут птички».

Там где средние звуки — там «живет» учении со своей семьей – ДОМ.

ДОМ МЕДВЕДЕЙ

ДОМ УЧЕНИКА

ДОМ ПТИЧЕК

Нижний регистр Средний регистр Верхний регистр

После знакомства с клавиатурой следует перейти к заключительной части урока: СЛУШАНИЕ РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС. ВО ВРЕМЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЬЕС ПЕРЕД УЧЕНИКОМ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА :

Определить характер, настроение пьесы.

Темп

Громкость (динамику)

Каждая пьеса исполняется не менее 2-х раз. Во время 2-го проигрывания можно дать ученику музыкальный инструмент, например колокольчик, треугольник, ксилофон, маракас, пандейру, деревянную коробочку (блоктроммель). Ученику предоставляется свобода в игре на музыкальном инструменте. Это поможет преподавателю определить чувство ритма ученика, слышит ли он музыкальные шаги (доли), чувствует ли он сильную долю.

Хорошо помогает определить ритмическую память ученика задание «ЭХО» — педагог прохлопывает простейший ритмический рисунок, а ученик его повторяет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выучить правила поведения в школе; назвать и показать части фортепиано; делать упражнения на развитие координации;уметь показать правильную посадку за инструментом; уметь легко показывать группы из 2-х и 3-х черных клавиш; уметь показать на клавиатуре «дом медведя», «дом птичек», «дом ученика».

Принести дневник, нотную тетрадь, карандаш, ластик, общую тетрадь на 24 листа (теоретическая тетрадь).

УРОК 2

Опрос домашнего задания:

Правила поведения

Части фортепиано назвать и показать.

Показать посадку за инструментом

Показать группы из 2-х и 3-х черных клавиш

Показать на клавиатуре «дом медведя», «дом птичек», «дом ученика».

ЗНАКОМСТВО С ГИМНАСТИКОЙ ПИАНИСТА:

«Ронять руки»

«Трясти кистями рук»

«Стряхивать воду с пальцев»

*Упражнения на расслабление плечевого пояса (см. Приложение)

«Ронять корпус»

«Деревянная и тряпочная кукла»

«Поднимать и опускать плечи»

«Твердые и мягкие руки»

«Твердые и мягкие ноги»

«Мельница»

«Маятник»

«Маятник №2»

______________________________________________________

* Упражнения на расслабление и напряжении е мышц корпуса.(см.Приложение)

«Наклоны, выпрямление и повороты головы»

«Круговое движение плечами»

«Упражнение для кистей рук»

«Коготки кошечки»

*Упражнения для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов.(см.Приложение)

ЗНАКОМСТВО С ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

«Здравствуй пальчик»

«Рисуем круги»

«Колечки»

Упражнения выполняемые на крышке инструмента:

«Проснулись-уснули»

«Молоточки – гвоздики»

«Лягушка»

«поссорились – помирились»

«Чехарда»

«Голубь»

«Опора на 5-й палец»

*См. Приложение «Гимнастика для пальцев»

Вышеуказанный порядок упражнений является налаженной системой, которой желательно придерживаться.

Выполняя упражнения, желательно объяснить ученику для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно при выполнении упражнений для пальцев. Опыт работы с дошкольниками показал, что многие дети были удивлены, узнав о том, что в пальцах и ладонях есть мышцы, которые надо тренировать.

Рекомендуемое время для выполнения гимнастики 5-7 минут.

РАБОТА С КЛАВИАТУРОЙ

По принципу игры «Из дома – в гости домой».

Педагог просит ученика показать все группы из 2-х черных клавиш в следующем порядке:

Правая рука нажимает группу из 2-х черных клавиш « в своем доме», т.е. в 1-й октаве, и далее переносится с одной группы на другую по октавам»в гости к птичкам». Достигнув последней группы, т.е в 4 октаве, возвращается обратно «домой», т.е. в 1-ю октаву. По возвращении, руку обязательно надо снять с клавиатуры на колено (отдохнуть). Пока правая рука отдыхает, левая рука отправляется «из дома», из 1-й октавы, «в гости к медведю» по 2-м черным клавишам и обратно «к себе домой», т.е. в 1-ю октаву. По возвращению руку снять с клавиатуры на колено.

То же самое выполняем с группой из 3-х черных клавиш.

Над снятием руки необходимо поработать отдельно.

Упражнение «Ветерок и листик» поможет в этом.

Педагог описывает ученику сухой, легкий листик, который упал с дерева на тропинку (кисть ученика – это «листик» лежит на колене) прилетел легкий ветерок и стал подкидывать листик, играя с ним (учитель – ветерок, он слегка дует на руку ученика, а ученик в это время, изображает, как листик, поднимается и опускается на клавиатуру).

Необходимо следить за естественностью движений кисти, чтобы не было зажатости, угловатости в движениях.

Момент снятия руки необходимо корректировать с первых уроков, для того чтобы ученик с самого начала осознавал важность правильного снятия руки, и не привыкал, не обращать на это внимания.

Еще очень помогает откорректировать движения руки во время снятия следующая ассоциация: вспомни, как ты вынимаешь руки из воды. эта аналогия очень быстро и легко решает проблему зажатости рук и освобождает движения рук ученика.

После вышеперечисленных заданий следует «переключить» внимание ученика на другой вид деятельности:

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Детям очень нравится письменная работа. Они с удовольтствием приступают к нотным тетрадям после работы на клавиатуре.

На первом письменном задании педагог знакомит ученика с 5-ю линеечками (нотным с таном) и с кружочками – нотами, которые пишутся на линеечках и между линеечками.

ЗАДАНИЕ: написать кружочки на 1-й линеечке до конца строки. Если ученик легко справился с этим заданием, то можно дать задание написать ряд палочек до конца нотного стана. Как бы не казалось это задание простым и легким, практиа показала, что у большинства учеников кружочки смещались с 1-й линеечки и постепенно увеличивались в размерах. Педагог должен очень корректно указывает ученику на подобные изменения, а по окончании работы обязательно похвалить за старательность и поставить ОЦЕНКУ ЗА СТАРАТЕЛЬНОСТЬ (я использовала наклейки или рисовала красивый цветочек).

ПОСЛЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ХОРОШО ПРОВЕСТИ ОДНУ ИЗ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР: «сидит белка», «мастера», «не плач куколка моя», и т. д. (см Приложение «Пальчиковые игры для восстановления детского внимания»)

И завершаем урок СЛУШАНИЕМ РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС.

Задачи ученика:

Определить характер, настроение пьесы

Определить темп

Определить громкость (динамику)

Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

Игра «ЭХО» — педагог прохлопывает небольшой ритмический рисунок или играет на одной клавише, а ученик повторяет, прохлопывая в ладоши, или пробует повторить заданный ритмический рисунок на любой одной клавише.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать гимнастику; уметь выполнять снятие рук; делать упражнение с 2-мя и 3- мя черными клавишами отдельно каждой рукой по принципу: «из дома – в гости к птичкам» — правая рука, и «из дома – в гости к медведю» — левая рука.

3 УРОК

Новый материал: нота «ДО», упражнение «РАДУГА»

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев; упр. На координацию.

2. Посадка.

3. 2-3 черные клавиши отдельно каждой рукой, по принципу «из дома – в гости – домой». 2 черные клавиши следует нажимать 2-м и 3-м пальцем одновременно, а далее поочередно. 3 черные клавиши следует нажимать 2-м, 3-м, 4-м пальцами одновременно и поочередно.

4. Знакомство с клавишей «ДО».

Пример объяснения: «клавишу «До» следует искать всегда около 2-х черных клавиш, с левой стороны ( педагог показывает клавишу»ДО» и просит ученика внимательно посмотреть и запомнить ее местонахождение) далее педагог дает задание ученику найти на клавиатуре все клавиши «ДО», т. к. она на клавиатуре не единственная. Если ученик справляется с этим заданием, то далее следует знакомство с новым упражнением «Радуга» (см. Приложение, «Самые первые упражнения на фортепиано».

Перед началом выполнения данного упражнения педагог должен объяснить правила постановки 3-го пальца (на «подушечку»), а все остальные пальцы округлить и слегка приподнять. Некоторым ученикам трудно держать пальцы в приподнятом положении из-за мышечной слабости, с такими учениами стоит прибегнуть к помощи карандаша. Карандаш следует протолкнуть между пальчиками, таким образом, чтобы 3-й пальчик находился под карандашом (как крючочек), а 2-й и 4-й пальцы над карандашом (сверху, округленные). Так же педагогу следует проверить положение локтей. Они не должны бать прижаты к телу и должны занимать естественное положение. Запястье должно продолжать ровную линию предплечья, не образовывая горку или наоборот ямку. Проверив положение 3-го пальца, запястья, локтя, рука готова к выполнению упражнения «РАДУГА».

Пример объяснения: начинаем спокойное движение руки с колена на клавишу «До» 1-й октавы, поставили руку на 3-й палец, далее глазками находим следующую клавишу «До» 2-й октавы и плавно переносим на нее руку. В момент подъёма руки с клавиши я всегда говорю так: « поднимаем ручку так, как будто мы вынимаем руку из тазика с водой, представь как капельки стекают с твоих пальчиков». Движение руки при переносе над клавиатурой должно напоминать движение по радуге. Отсюда и название данного упражнения.

Упражнение «РАДУГА» является первым упражнением, с которого следует начинать все занятия на клавиатуре на последующих уроках в течение 2-х – 3-х месяцев.

Это упражнение помогает ученику легко и быстро усвоить названия октав и их расположение на клавиатуре.

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Задание: написать ноту «ДО» 1-й октавы.

Пальчиковые игры.

Слушание пьес (анализ, беседа):

Задачи ученика:

Определить характер, настроение пьесы

Определить темп

Определить громкость (динамику)

Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ; УМЕТЬ НАХОДИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ КЛАВИШУ «до»; ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ «2, 3 ЧЕРНЫЕ КЛАВИШИ», «Радуга»; уметь написать ноту «ДО».

4 УРОК

Новый материал: Тук и Ти-Ки, «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД»

Гимнастика для корпуса, рук, пальцев; упр. на координацию.

Упр. «РАДУГА» (в гости)

Знакомство с музыкальными шагами и .

Используем приложение «Музыкальный поезд»

Работаем с карточками и .

Составление простейших ритмических рисунков и работа с ними (прохлопать – простучать – сыграть на клавише «ДО» — с аккомпанементом педагога)

Учим стих про ТУК И ТИ-КИ:

Тук Ти-Ки, Тук Ти-Ки — музыкальные шаги.

Тук Ти-Ки, Тук Ти-Ки — изучают малыши.

Любит Тук ходить спокойно, Ти-Ки любит пробежать.

Тук – шагает словно мама, Ти-Ки — словно детвора.

ВАРИАНТЫ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ:

РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Записать с карточек ритмические рисунки на ноте «ДО».

Пальчиковые игры(см.Приложение)

Слушание пьес (анализ, беседа):

Задачи ученика:

Определить характер, настроение пьесы

Определить темп

Определить громкость (динамику)

Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

Теоретическая тетрадь — нота «ДО», — Тук, — Ти-Ки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать гимнастику; упр. «РАДУГА», сделать карточки и для составления ритмических рисунков.

5 УРОК

Новый материал: нота «РЕ», упр. «ДОРОЖКА»

Гимнастика для корпуса , рук, пальцев.

Знакомство с клавишей «РЕ»

Упражнение»РАДУГА» от клавиши «ДО» и «РЕ» ( в гости).

Новое упражнение «ДОРОЖКА» (см. Приложение «Самые первые упражнения на фортепиано»)

Работа с карточками – составление ритмических рисунков (прохлопать – простучать – сыграть на клавише «ДО» и «РЕ» — с аккомпанементом педагога — ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

Работа в тетради:

Написать ноту «РЕ»; с карточек переписать в тетрадь ритмический рисунок на ноту «РЕ» (по системе «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД», используя два вагона: 1 вагон — «ДО», 2 вагон «РЕ».

Пальчиковые игры.

Музыкальные игры «ДОМИК», «ДОЖДИК».

Слушание разнохарактерных пьес.

10.Теоретическая тетрадь – нота «РЕ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЕ «Радуга» от «ДО», «РЕ», «ДОРОЖКА». Прохлопывать и играть ритмические рисунки, записанные в тетради на уроке.

6 УРОК

Новый материал: нота «МИ»

Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

Знакомство с клавишей «МИ»

«РАДУГА» от клавиши «ДО», «РЕ»,»МИ» (в гости)

«ДОРОЖКА»

«КУЗНЕЧИК» (в гости)

Работа с карточками по плану предыдущего урока.

Работа в тетради

Написать ноту «МИ»; с карточек перенести ритмический рисунок в тетрадь на ноту «МИ», используя 3 вагона: 1 вагон — «ДО», 2 вагон — «РЕ», 3 вагон — «МИ».

Пальчиковые игры.

Музыкальные игры: «ДОЖДИК!,»ДОМИК», «ВОРОНА» с использованием клавиш «ДО», «РЕ», «МИ».

слушание пьес по плану предыдущих уроков

теоретическая тетрадь — нота «МИ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать упражнения «РАДУГА», «ДОРОЖКА» от клавиш «ДО», «РЕ», «МИ»; играть ритмические рисунки записанные в тетради на уроке.

7 УРОК

Новый материал: нота «ФА», упражнение «ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ – ДО»

1.Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2.Знакомство с клавишей «МИ»

3.«РАДУГА» от клавиши «ДО», «РЕ»,»МИ», «ФА» (в гости)

4.«ДОРОЖКА»

5«КУЗНЕЧИК», «ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ – ДО» (в гости). (см. Приложение «самые первые упражнения на фортепиано»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap