по классному руководству на тему Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспит



Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:

необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих позиций: научных (рациональных), гуманистических, религиозных (православных) и других конфессиональных;

преподаванием «Основ православной культуры» (ОПК) в различных регионах России, уже сложившимся опытом за счет регионального школьного компонента;

проведением эксперимента по преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики».



Как известно, с 1 апреля 2010 года начнется эксперимент, в рамках которого ученики 4 и 5 классов приступят к изучению курса «Основ религиозной культуры и светской этики», в 19 регионах страны (Калужская область в их число не входит). Эксперимент не сворачивает преподавание ОПК по тем программам, где оно существует. Инициатором проведения эксперимента по преподаванию в школах основ религиозной культуры и светской этики выступил Президент РФ Д.Медведев. «Ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения» подчеркнул Д.Медведев. «Выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным», — отметил Д.Медведев в июле 2009 года на совещание по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики.

Смысл эксперимента основательно и полно раскрыт И.В.Метликом. На эксперимент нужно смотреть как на средство введения в нашу российскую школу изучения религиозных культур или нерелигиозных – по выбору семьи. Вместе с тем существует иная модель обучения религиозной культуры – профилированные школы: исламские, татарские и др. Можно учреждать православные русские государственные (или муниципальные в регионах) школы с изучением православия.

По-нашему мнению, в теории и практике образования идет поиск взаимосвязи образования и культуры. Этикоцентристская культура, подобная российской, формирует свое специфическое отношение к проблеме прикладной этики и ее представленности в стандартах образования.

Неразрывная связь между русской православной культурой и русской культурой в целом существовала всегда. Они неотделимы друг от друга. Попытки разорвать эту связь существовали и продолжают существовать. На сегодняшнее время это светский гуманизм, который утверждается глобальным секуляризмом – идеологией, утверждающей любые богословские системы и обосновывающие окружающую действительность, общества и человека исключительно исходя из опыта земной жизни. К секуляризму очень близок крайний атеизм, «воинствующий атеизм» (по аналогии с советским периодом его развития). Преуспевает и материализм.

Главнейшей составляющей русской православной культуры всегда был религиозный компонент, русская православная философия, литература, искусство, опыт православной педагогики. Отец Андрей Кураев считает, что культура – это не просто верхний слой деятельности человека: музыка, поэзия, живопись…Прежде всего, это способ мышления народа, жизненный опыт, накопленный им. Его взгляд на мир, на себя, на других. Его взаимоотношение с Высшим миром. Это прежде всего согласуется с основой отношения с миром – знанием и верой. Знание о мировоззренческих основах нравственности дополняется верой.

Православное этическое учение самым непосредственным образом опирается на богословие. Современный исследователь православной этики Виген Гуроян отмечает: «В православии нет формального различия между богословием и этикой, которые считается общепризнанным в современной литературе». [1]

Сегодня как никогда в условиях меняющегося мира необходимо идентификация христианской (православной) этики с рациональной, сциентистской этикой и естественной этикой, основанной на «общечеловеческих ценностях».[ 3]

Считаем необходимым давать знания о мировоззренческих основах нравственности будущим учителям. Студенты имеют право на мировоззренческое многообразие. Преподавание педагогики, как и этики с конфессиональных позиций имеет такое же право на существование, как и освещение духовно-нравственного воспитания с точки зрения рационального и гуманистического мировоззрения. Представляется так строить обучение педагогике, чтобы были представлены различные точки зрения на понимание мира, мировоззренческих основ нравственности. Такое право закреплено в Российской Конституции, законе РФ об образовании. Различие исходного основания рациональной светской педагогики и религиозного мышления христианства затрудняет понимание мировоззренческих основ нравственности. Все типы знания о морали разнородны, ибо в основе их лежит различные мировоззрения, взаимоисключающие картины мира. Здесь необходимо учитывать дидактические препятствия на пути освоения мировоззренческих основ нравственности и воспитания. Наш опыт преподавания педагогических курсов показал, что правомерно осуществить восхождение от этики рациональной к культурологическому и антропологическому подходу трансляции культурно-исторической традиции православия, сравнить духовно-нравственное воспитание с гуманистическим воспитанием, а затем показать уникальность, своеобразие религиозного православного мироощущения и его системы.

Научное мировоззрение и рациональная этика. Рационализм полагает разум основой познания и поведения человека. Нравственность объясняется законами разума. Нравственные требования выводятся из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.). В качестве источника нравственного закона провозглашает сам человек, который в православном отношении действует независимо (автономно) ни от какого-либо высшего авторитета, независимо от высшей цели. Нравственные законы в этом случае подменяются законами разума, законами социальной жизни, либеральными свободами (вседозволенностью) автономной личности и т.п. Безусловное и внеисторическое религиозное начало в основании нравственности не признается.[2] Светское понимание категорий «этика», «мораль», «нравственность» приемлемо для людей, имеющих материалистическое мировоззрение, для атеистов.

Термин «нравственность» чаще всего используется в российской педагогике как характеристика межличностных людей и как характеристика внутренних установок человека на эти отношения. Соответственно термин «мораль» обычно характеризует отношение человека и социума – общества. Нередко эти термины подменяют друг друга или используются как тождественные. Студентам можно предложить познакомиться с разными дефинициями категорий «этика», «мораль», «нравственность».

В современной педагогике мы чаще всего встречаемся с перемещением поля этики в культуру. Основное понятие теории нравственной культуры – это тоже «этика», «мораль», «нравственность». К ним добавляются нравственные нормы и принципы, нравственные категории: добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др. Не исключается понятие нравственного идеала как образца нравственного поведения.

Будущих учителей ориентируют на формирование основ нравственной культуры школьников в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, на реализацию программ по этике для учащихся, курсы «Самосовершенствование личности», решение этико-воспитательных задач в коллективе, организацию работы по направлению «Нравственность» в деятельности классного руководителя и др. (А.Волович, М.Шемшурина, Г.Селевко, Т.Короблева, А.Зимина и др.)

Культурологический подход и православная традиция духовно-нравственного становления человека. Антропологическое понимание нравственности С.С.Аверинцевым дает возможность перейти культурно-исторической традиции православия как конфессиональной традиции в христианстве.

«Не буду предлагать тысячи первой дефиниции морали, -пишет он, -воздержусь и от попыток глубокомысленного противопоставлять друг другу «этику», «мораль», «нравственность»; этимологически это абсолютно одно и тоже слово, только выраженное сначала греческим, затем латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину.[4]

В пояснительной записке Министерства образования РФ к Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура» дается пояснение о реализации культурологического подхода. Реализация принципа Светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается: 1)культурологическим, неиндокринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры; 2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование.



Реализация прав учащихся на свободное, мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении – является одной из целей изучения образовательной области. Содержательная линия – «Нравственная культура Православия» включает знание: Православной этики. Системы нравственных норм, заповедей. Последствий греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа…

На сегодняшнее время имеется достаточное количество экспериментальных авторских учебных пособий и учебных комплектов. Среди них экспериментальный учебно–методический комплект Шевченко Л. Л. «Православная культура» (учебное пособие для начальной и средней ступени обучения), учебно–методическое пособие для учителей Бородиной А. В. «История религиозной культуры: Основы православной культуры» и др.



Гуманистическое мировоззрение и естественная, нехристианская нравственность. Не нужно проводить исследования, чтобы узнать, что большинство будущих учителей, в том числе, относящих себя к православным, отождествляют христианское нравственное учение с Декалогом имеют смутное представление о Нагорной проповеди Спасителя. В сознании утвердилась идея «общечеловеческих ценностей» духовно-нравственного порядка, которая может быть основой процветания человеческого общества. Современные научные и общественные авторитеты включают христианскую нравственность в систему «общечеловеческих ценностей». Сознательно или бессознательно низводят христианскую мораль до уровня морали естественной или ветхозаветной, воздавая должное десяти заповедям Моисеева закона и как бы не замечают нравственное учение Господа Иисуса Христа.

По мнению В.В.Зеньковского «атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом». Сегодня гуманистическое мировоззрение стало официальной идеологией и общепризнанным направлением в педагогике. С целями и задачами гуманистического воспитания студенты могут познакомиться в современных учебных пособиях, приобрести опыт в педагогической помощи и поддержке ребенка в образовании, в решении значимых проблем, в самоопределении и выборе профессии и др. (А.Иванов, Е.Степанов, О.Овчинников, Н.Пряжников, И.Кулешова и др.). Самоактулизация личности воспитанника является основной проблемой воспитательной концепции гуманизма. Имплицидно подразумевается, что в человеке все положительно. Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются и совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности.

Христианский (православный) взгляд на христианскую нравственность. Христианское учение уникально, как и христианская этика. Ее нельзя отождествлять Декалогом и со светскими позитивистскими и гуманистическими интерпретациями. Декалог лишь является подготовительной ступенью христианской этики. Ветхозаветного закона не достаточно для достижения нравственного идеала, т.е для спасения. Нравственное учение Нового Завета радикально отличается от всех предшествующих и последующих нравственных учений. Господь дает людям совершенно новые нравственные правила, необычные по строгости даже для самого последовательно иудея-законника[3].

Святитель Василий выводит три нравственных правила: «Как закон запрещает худые поступки, так Евангелие запрещает самое сокровенные страстные движения в душе…Как Закон в каждом добром деле требует совершенства отчасти, так Евангелие требует всецелого совершенства…Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной». Такое новое состояние человеческой души по слову Христову не может быть достигнуто привычными средствами нравственного улучшения души – будь то самосовершенствование, внешние принуждение, руководство учителя, мистическая практика и др. Все эти средства могут быть полезны, но лишь тогда, когда они объединены округ главного средства – нравственного обновления личности – благодати Божией. Основы православного воспитания достаточно представлены такими авторами как А.Остапенко, Е.Шестуном, К.Зелинским, Т.Петраковой, Т.Скляровой и др.

Литература

1. Гуроян В. Воплощенная любовь: Очерки православной этики [Текст]//.Пер. с англ. О.Корнеева, Э.Ямзиной.- М.:ББИ св. апостола Андрея, 2002.-с.16

2. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания[Текст]/ Под ред. Т.И. Петраковой. — М., 1997. 94с.

3. Протоиерей Всеволод Чаплин. Христианская этика и естественная нравственность в меняющемся мире [Текст] // Православные беседы. 2002.-№1.с.8-9

4. Этическая мысль: Научно-публицистические чтение. — М.,1988. — 370с.








sitemap
sitemap