план-конспект урока Взаимосвязи организмов в сообществах Пищевые цепи



План-конспект урока на тему: Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи.

Цель урока: Формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления, развитие творческих способностей школьников.

Задачи: Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, о взаимоотношениях в природе,

прививать умение школьников работать в группах, воспитывать экологическое мышление, развивать творческие способности.

Наглядные пособия:

Плакат “Пищевая сеть”; школьная доска с магнитами; изображения животных и растений; интерактивная доска, программа 1С: Биология, 10 класс.

Термины: пищевая цепь, пищевая сеть, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни, цепь разложения и цепь выедания.

Ход урока:

Организационный момент

Целеполагание, обсуждение задач урока.

Вступительное слово учителя. Педагог сообщает, что на этом уроке будут представлены творческие отчёты групп, или отдельных обучающихся (если они не захотели работать в группе). Каждая группа получила предварительное задание.

Актуализация знаний. Вопрос учащимся: что такое пищевая цепь? Пищевая цепь – взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. Повторение пройденного на прошлом уроке. Анимация «Биологический круговорот веществ в биосфере», интерактивные рисунки «Детритная трофическая цепь». Интерактивная таблица «Трофические уровни дубравы». Озвучивание учащимися анимаций. Характеристика продуцента, характеристика консумента. Учащиеся просматривают анимации, учитель включает анимацию повторно, без звука и предлагает «поработать диктором».

Для повторения изученного и актуализации знаний учитель может использовать интерактивные материалы: Программа 1 С образование. Интерактивные задания: «Отдалённая связь между мускульной энергией и энергией солнца», «Роль редуцентов в глобальном круговороте углерода». Интерактивный рисунок: «Обмен веществ и энергии». Флэш-игра из пособия «1С: Школа. Экология, 10-11 кл.». Или данные материалы могут быть использованы обучающимися для иллюстрации своих выступлений.

Творческие мастерские. Предварительно класс был разбит на группы и даны задания-инсценировки: рассказать о пищевых цепочках от лица какого-либо человека. Примерные роли: крутой, рационалист, художник, поэт, оптимист, пессимист, иностранец, «ботаник», нытик, философ, скептик, ребёнок, учёный и др.

Конкурс творческих отчётов групп, или отдельных учащихся. Участники должны продемонстрировать знание терминологии, экологических закономерностей и умение вживаться в образ. Класс должен узнать роль. На уроках, которые я проводила были представлены интересные миниатюры: речь творческого, художественно-одарённого человека (травка зеленеет, солнышко блестит……), инсценировка песни А. Миронова из кинофильма Обыкновенное чудо.

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк

А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг

Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк

Ам-ням-ням-ням да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг…

«Философ» проиллюстрировал свою речь отрывком из стихотворения.

Жук ел траву, жука клевала птица,

Хорек пил мозг из птичьей головы,

И страхом перекошенные лица

Ночных существ смотрели из травы.

Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства ее.

Ученица С.О., изображая пессимиста, говорила о повышенной радиации, солнечной активности, о передаче пестицидов, инсектицидов, ДДТ по пищевым цепям. Выступление «пессимистов» можно проиллюстрировать анимацией (программа 1С:Биология) «Ионизирующая радиация как экологический фактор», «Последствия использования инсектицида ДДТ», «Пути накопления изотопов. Распределение цезия по компонентам лесного биоценоза».



Интересно отметить, что наиболее легко учащиеся изображают крутых, рационалистов, а также пессимистов. Грустно, что почти никому не удаётся изобразить оптимиста. Предлагаю вашему вниманию одно из выступлений. Мультфильм на тему «Пищевая цепь»

Солнце вышло из-за тучки,

Показало свои ручки.

Солнце светит очень ярко

И согрело нашу травку.

Н2О и СО2

Ты расти скорей трава!

Зелень свежая созрела –

Тут коровка подоспела.

Травка наша продуцент,

А корова – консумент.

Тут из леса вышел волк,

Он в коровах знает толк.

Волк – гетеротроф,

В этот день он был суров.

Захотел он съесть корову –

Аппетит его здоровый.

Волк, он тоже консумент,

Но порядка он второго.

Можем долго горевать:

Больше нет у нас коровы.

Хищник скрылся за опушкой –

От коровы только тушка.

Без редуцентов нам никак,

Выполз из земли червяк.

Посмотрел он на остатки

И наелся он с достатком

Все, закончен наш процесс

Это – пищевая цепь.

И поверьте, что на свете

Очень много цепей этих.

Это лишь всего одна

И она завершена!!!

План конспект урока технологии пищевые цепи

План конспект цепи кованые








sitemap
sitemap