план-конспект к уроку чтения 3 класс СЕсенин Поёт зама аукает



Тема урока. С.Есенин «Поёт зима, аукает…»

Цели: развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом; продолжить знакомство с творчеством С. Есенина; воспитывать любовь к родному языку, родной природе; оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись; вырабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: репродукции картин А. Пластова «Первый снег» и И.Грабара «Зимний пейзаж», портрет С.Есенина.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс чтецов.

В ходе него осуществляется проверка домашнего задания. Одновременно повторяются критерии выразительного чтения, дети учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы товарищей и свои собственные.

2. Выставка рисунков.

III. Работа над новым материалом.

1. Введение в тему.

— Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме.

Посмотрите на репродукцию двух картин известных художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

-Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А.Пластова?

(Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки, поймать снежинку.)

-А когда вы смотрите на картину И.Грабара?

(Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.)

— Что изобразил художник на своей картине? (Лес зимой.)

— Какие деревья в этом лесу?

— Каким словом называют лес, в котором растёт много сосен?

(Сосновый бор, сосняк.)

— Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что мы услышим?

(Шорох, еле слышный звон.)

— А какие ещё деревья нарисовал художник? (Берёзы, осины.)

— Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья.

(Мохнатые, пушистые, сказочные.)

— Да, ребята, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, весёлой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

-Что вам очень нравится зимой? А что вы зимой очень не любите?

-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством С.Есенина. Мы будем учиться читать выразительно стихотворение «Поёт зима, аукает…».

2. Чтение стихотворения учителем.

— Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

3. Чтение стихотворения учащимися про себя.

4. Анализ содержания.

— А теперь, ребята, прочитав текст, давайте поразмыслим над его содержанием.

Вопросы.

1) Как автор описывает зиму? (Как живое существо.)

2) Что она делает? (Аукает, баюкает лес.)

3) Какое настроение возникает у вас при чтении следующих строк? (Грустное печальное.)

4) С помощью каких слов Есенину удалось создать такое настроение? (..С тоской глубокою…, страну далёкую.., седые облака..)

5) Прочитайте следующую часть стихотворения. О чём автор пишет в этой части? (О метелице.)

6) Он называет её ласково «метелица», но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.)

7) Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. Как он теперь её называет? (Вьюга.)

8) Какая она? (Злая, сердитая.)

9) Какие слова помогают нам это понять? О ком ещё Есенин пишет в стихотворении?

(О воробышках.)

10) Как вы думаете, почему он пишет именно о них? (Потому что они бедствуют от холода и голода зимой.)

11) Какие слова он употребляет, чтобы передать своё отношение к воробышкам?

(Поэт жалеет бедных птичек. Он пишет, что они голодные, усталые, дремлют у мёрзлого окна.)

12) Ребята, о чём мечтают воробышки? (О том, что скоро придет весна, станет тепло, весело.)

13) Прочитайте, о какой весне они мечтают.

14) представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы нарисуете?

5. Подготовка к выразительному чтению.

— Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством?

(О вьюге, зиме – с чувством тревоги, печали; о воробышках – с чувством жалости, нежности; о весне – с радостью.)

— В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

(Неторопливо, потому что нам надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

— А где будем делать небольшие остановки при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

— Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?

(Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.)

— А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте, почитаем его по частям.

(Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания.)

— Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?

(Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

IV. Подведение итогов урока.

V. Обобщение по разделу.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть; нарисовать рисунок к одному из стихотворений о зиме.



sitemap
sitemap