планирование_3835



Утверждаю.Согласовано.

Директор школыЗам.директорапоУВР

Крыжановская А. И. Горло Т. П.

04.09.2013г. 04.09.2013г.

Рассмотрено на заседании МО. Протокол № 1 от 30. 08. 2013г.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 4-м классе

Количество часов:всего-153

в неделю-4,5

Плановых контрольных работ:диктантов- 8

списываний — 1

изложений -1

сочинений -1

проверочных — 2

Планирование составлено на основе программы для

общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.

«Дрофа», 2009г., Т. Г. Рамзаева.

Учебник: «Русский язык» для 4-го класса в 2-х частях.

Автор: Т. Г. Рамзаева.

Год издания: М. «Дрофа», 2010г.

Дополнительная литература: Я. Ш. Гараева «Поурочные разработки

по русскому языку», М. «Вако», 2011г.

Тематическое планирование составила Борисенко Л.И.

Утверждаю.Согласовано.

Директор школыЗам.директорапоУВР

Крыжановская А. И. Горло Т. П.

04.09.2013г. 04.09.2013г.

Рассмотрено на заседании МО. Протокол № 1 от 30.08.2013г.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4-м классе

Количество часов:всего-85

в неделю-2,5

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Сб. в 2-х частях. Ч. 1, М. «Просвещение», 2009г.

Учебник: «Литературное чтение» для 4-го класса в 2-х частях. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Год издания: М. «Просвещение», 2012г.

Дополнительная литература: С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако», 2011г.

Тематическое планирование составила Борисенко Л. И.

Утверждаю.Согласовано.

Директор школыЗам.директорапоУВР

Крыжановская А. И. Горло Т. П.

04.09.2013г. 04.09.2013г.

Рассмотрено на заседании МО. Протокол № 1 от 30.08.2013г.

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 4-м классе

Количество часов:всего-136

в неделю-4

Плановых контрольных работ:12

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Сб. в 2-х частях. Часть 1, М. «Просвещение», 2009г.

Учебник: «Математика» для 4-го класса в 2-х частях. Авторы: М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,

С.В.Степанова, С.И.Волкова.

Год издания: М. «Просвещение», 2010г.

Дополнительная литература: О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике», М. «Вако», 2010г.

Тематическое планирование составила Борисенко Л.И.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Начальные классы» (1-4), сборник в 2-х частях, часть 1, М. «Просвещение», 2009год и учебно-методического комплекта, которые соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование», М. «Дрофа»,2007г.). Автор программы по окружающему миру А. А. Плешаков. Всего в этой программе 68 часов в год (2 часа в неделю).

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, носит личностно-развивающий характер и интегрируется с курсом «Культура родного края».

Задачами курса являются:

— формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

— воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества;

— воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине;

— формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

— развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно — научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществляется на основе следующих ведущих идей:

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без

которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаём новым для практики начальном школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа — определителя.

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, её граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир сточки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстаёт перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребёнка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времён и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными

праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продлённого дня, на внеклассных занятиях.

Используемый учебно-методический комплект

1. Учебник «Окружающий мир» в 2-х частях. Автор А.А. Плешаков.

М. «Просвещение», 2010г.

2. «Рабочая тетрадь по окружающему миру» в 2-х частях, А. А. Плешаков, М. «Просвещение», 2012г.

3. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», О. И. Дмитриева,О.А. Мокрушина, М. «Вако», 2010г.

Контроль уровня обученности

1. «Разноуровневые проверочные работы по естествознанию» (1-4 классы),Н. Н. Ляшова, Ростов-на-Дону «Феникс», 2008г.

2. «Тесты по окружающему миру» (4класс), А. А. Плешаков,

М. «Просвещение», 2013г.

Содержание программы

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды-задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте России изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа — определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа — определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа — определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа — определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия, Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII — XY вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо — западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII — XY вв.

Наше Отечество в XYI — XYII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XYI — XYII вв.

Россия в XYIII в. Пётр Первый — царь — преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов,

Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XYIII в.

Россия в XIX- начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь — освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 — 30-е гг. Великая Отечественная

война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч.)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Учебно — тематический план

4 класс

Разделы

Кол-во часов

1.

Земля и человечество

10 ч.

2.

Природа России

10 ч.

3.

Родной край — часть большой страны

14 ч.

4.

Страницы всемирной истории

5 ч.

5.

Страницы истории Отечества

20 ч.

6.

Современная Россия

9ч.

Итого

68 ч.

Требования

к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

— Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года;

— способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;

— что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты;

— некоторые современные экологические проблемы;

— природные зоны России;

— особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;

— исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

— важнейшие события и великих людей отечественной истории;

— государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать природные объекты с помощью атласа — определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения, животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

— проводить наблюдения природных тел и явлений;

— в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

— приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

— соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

— приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

— приводить примеры народов России;

— самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

— применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

— владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.

Утверждаю.Согласовано.

Директор школыЗам.директорапоУВР

Крыжановская А. И. Горло Т. П.

04.09.2013г. 04.09.2013г.

Рассмотрено на заседании МО. Протокол № 1 от 30.08.2013г.

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4-м классе

Количество часов:всего-68



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap