планета здоровья_33329



СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Планета здоровья»

Составитель: Конова А

учитель начальных классов

МОУ Лицей № 8 г. Будённовска

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

— стрессовая педагогическая тактика;

— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

— недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

— провалы в существующей системе физического воспитания;

— интенсификация учебного процесса;

— функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

— частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

— отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.



Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения;

психогимнастика;

игра.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года.

Количество учащихся составляет 15 человек.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

3-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Вид деятельности

Форма

контроля

Т/з

п/з

с/р

1. Вводное занятие по валеологии

«Здравствуйте!»

1

1

Тренинг общения

2. «Человек – часть Вселенной».

3

1

1

1

Проектная деятельность «Мой мир»

Защита проекта

3. «Страна чувств и эмоций».

4

1

2

1

Игра-путешествие.

Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?»

4. «Я и моя семья».

3

1

1

1

Круглый стол

5. «Я и мои друзья»

3

1

1

1

Тренинг общения

6. «Я и мой организм»

4

2

1

1

Встреча с медицинским работником

Составление паспорта здоровья.

7. «Я изучаю себя»

6

1

3

2

Инсценирование сказки

8. « Мои физические возможности»

3

1

1

1

Защита мини-проекта «А вам слабо?!»

9. «Дышите на здоровье»

1) Правила дыхания

4

1

1

Тренинг дыхания

2) Секреты здоровья в скороговорках

1

1

Практикум

Конкурс скороговорочников

10. «Хилый в шубу – здоровый на мороз»

Секреты закаливания

4

2

1

1

Встреча с педиатром

11. Профилактика травматизма

1) Причины травматизма младших школьников в школе

8

2

1

Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене»

Отчёт по исследовательской работе

2) Оказание первой доврачебной помощи при травмах

2

3

Практикум под руководством медицинского работника школы

12.Нарушение осанки

6

2

2

2

Разучивание кинезиологических упражнений

13.Точечный массаж

1) Роль массажа в здоровье человека

2) Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов

4

1

1

Подготовка презентаций

4

2

1

1

Тренинг

14. «Помоги себе сам»

Психофизическая тренировка

4

1

3

Психогимнастика

15. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Физические упражнения в жизни младшего школьника

3

1

1

1

Комплекс физических упражнений

16. «Кто сколько жует – тот столько живет»

Правильное и рациональное питание

1) Правила питания

6

1

1

Составление памятки «Правила питания»

2) «Страна Витаминия»

Роль витаминов в питании младшего школьника

1

1

Практикум «Витамины нашего сада и огорода»

3) Разнообразие пищевых продуктов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap