план урока Вирусы



Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы

Цель: Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах, их роли в жизни человека ;

Задачи:

Образовательная:

Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.

Развивающая:

Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний, способствовать формированию здорового образа жизни;

Создать условия для формирования навыков работы с дополнительной информацией..

Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа с текстом учебника, сообщения обучающихся.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация к уроку « Неклеточные формы жизни. Вирусы» для демонстрации, учебник В.В. Пасечник «Биология 10-11 класс» изд.»Дрофа», раздаточный материал к уроку( рисунки вируса и бактериофага без подписей составных частей)

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

Подготовка обучающихся к работе

II. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы; (слайд 1)

Цели урока

Сообщение плана урока (слайд 2)

III. Изучение нового материала.

Тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы

План

История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии

Строение и жизнедеятельность вирусов

2.1.Состав и строение вирусов.

2.2.Классификация вирусов

2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой.

Бактериофаги — вирусы бактерий

Роль вирусов в природе и жизни людей.

Вирусные заболевания. Меры профилактики вирусных заболеваний.

Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики.

Закрепление знаний. Работа с мини-тестом.

Итоги урока. Запись домашнего задания.

Пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии

1.Просмотр видеофрагмента научно-популярного фильма «Проклятие вирусов» фрагмент 1(4мин.27 сек) слайд 3, постановка проблемы учителем – что это за коварный враг человечества, что о нем знает человек? Нужны ли эти существа на планете? Кто за и кто против? (в конце урока каждый обучающийся должен ответить на вопрос: «Он за существование вирусов или против?».

Рассказ учителя об открытии вирусов.(слайд 4)

Просмотр фрагмента 2

(1 мин 27 сек) слайд 5.

Продолжение рассказа учителя об истории открытия некоторых вирусов и возникновении вирусологии, как науки с использованием слайдов презентации.

(слайды 6,7)

Весь этап – 7 мин

1.Смотрят, слушают, записывают в тетрадь понятия: о вирусах – как неклеточных формах жизни, вирусологии как науки о вирусах, признаках вирусов.

2.

2.1. Состав и строение вирусов.

2.2.Классификация вирусов

2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой.

2.1.Состав и строение вирусов. (просмотр фрагмента видеофильма «Проклятие вирусов» фрагмент 3 (59 сек) слайд 8, где объясняется строение вирусов. Учитель дополняет пояснение из фильма о строении вирусов с использованием слайдов презентации ( слайду 9,10)

(3 мин)

2.2.Объяснение учителя с использованием слайда 11

(3 мин)

2.3.Ставит задачу перед обучающимися, при проведении самостоятельной работы с текстом учебника. Прочитав текст учебника, выяснить механизм взаимодействия вирусов с клеткой.

(самостоятельная работа 5 минут)

2.3. Проверка записей в тетради.( один обучающийся зачитывает свои записи)

Для сверки открывает

слайд 12 (2 мин.)

Весь этап – 14 мин.

2.1. Смотрят видеофрагмент, слушают пояснения учителя и работают с раздаточным материалом, где зарисован вирус, обучающимся нужно только указать на рисунке составные части вируса.

2.2.Слушают, записывают схему классификации вирусов в тетрадь

2.3.Самостоятельная работа с текстом учебника, в результате которой, обучающиеся записывают в тетрадь механизм взаимодействия вируса с клеткой.

(примерный ответ):

1.Связывание вируса с особым белком-рецептором в клетке.

2. Проникновению вируса в клетку.

3. Вирус инактивирует хозяйскую ДНК, и, используя свою собственную ДНК или РНК, дает клетке команду синтезировать новые копии вируса.

4. Образующиеся вирусные частицы покидают клетку путем «взрыва», вызывающего нарушение целостности клетки и её гибель.

2.3. Зачитывают свои записи в тетради (один обучающийся), остальные корректируют свои записи.

3. Бактериофаги — вирусы бактерий.

3.Объяснение учителя с использование слайда 13 презентации к уроку.

3 мин

3.Слушают и записывают в тетрадь понятие о бактериофаге.

4. Отрицательная роль вирусов в природе. Вирусные заболевания. Меры профилактики.

4. Контролирует выступление обучающегося по данному вопросу. Обучающийся использует для своего выступления подготовленную лично презентацию, в которой не более 3 слайдов.

После выступления обучающегося, учитель вносит свои дополнения к информации (слайды 14, 15,16, 17, 18, 19).

Выступление длится 4 мин

4. Слушают одноклассника и записывают в тетрадь о роли вирусов в различных заболеваниях человека, отмечают в тетради, какие заболевания вызывают вирусы и какие меры профилактики нужно знать, чтобы не заболеть.

5.Положительная роль вирусов в природе.

5.Контролирует выступление обучающегося по данному вопросу. Обучающийся использует подготовленную лично слайдовую презентацию из 2-3 слайдов.

Выступление длится 2 мин.

5. Слушают одноклассника и записывают в тетрадь о положительной роли

6. Роль вирусов в природе и жизни людей.

6. 1.Делит класс на две группы. Первая группа обучающихся, работая с полученной информацией на уроке, находит доводы «за» существования вирусов на Земле. Вторая группа выясняет все аргументы «против» существования вирусов на земле. Учитель контролирует работу в группах, оценивает работу каждого обучающегося в группе.

Работа в группах — 6 мин

6.2.Руководит работой выступающих перед одноклассниками, оценивает работу выступающих, умение поддержать свою точку зрения, умение ответить на вопросы и нападки оппонентов. Оценивает работу оппонентов, их умение задать вопрос, опровергнуть факты, представленные выступающими.

Выступление 3 мин.

6. 1.Работают в группах, свои доводы записывают на ватмане формате А3 и готовятся к выступлению перед одноклассниками, защищая свою позицию.

6.2. Выступление перед одноклассниками. Выступает группа их 2-3 обучающихся.

Отстаивают свою точку зрения, отвечают на вопросы одноклассников.

7.Закрепление знаний. Работа с мини-тестом

( 5 мин)

7.1.Включает слайд с мини-тестом, контролирует самостоятельную индивидуальную работу обучающихся. (слайд 20,21)

7.2.Открывает слайд с ответами и рекомендует оценить себя. (слайд 22)

7.3.Коментирует ответы, устраняет пробелы.

Работа с тестами и проверкой 6 мин.

7.1.Работают с мини-тестом, высвеченным на экране.

7.2.Сверяют ответы с ответами на слайде, оценивают свои знания.

8.Итоги урока

8. Подводит итог урока, выставляет оценки за урок. Выдает домашнее задание.

Домашнее задание:

записи в тетради, параграф 20.

1 мин.

8.Получают оценки за урок, записывают домашнее задание.

Мотивация учебной деятельности

Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Поэтому целью нашего урока является рассмотрение особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, а также изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть следующее. Обратимся к плану урока.

Рекомендуемая информация по пунктам плана.

1. История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии.

Вирусы (от лат.яд) – неклеточная форма жизни.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» — яд, «logos» — учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

« Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологи.» У. Стэнли

Вирусология — наука о вирусах, 1892 г. — Д. И. Ивановский открыл вирус табачной мозаики, 1917 г. открыт бактериофаг вирус бактерий.

Признаки вирусов

1. Очень мелкие (20—300 нм), нельзя увидеть в световой микроскоп, проходят через бактериальные фильтры.

2. Не имеют клеточного строения.

3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: либо ДНК (напр., аденовирусы), либо РНК (напр., ретровирусы).

4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, получаемую за счет обмена веществ клетки хозяина.

5. Могут существовать только как внутриклеточные облигатные паразиты.

6. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки.

2. Состав и строение вирусов. Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. Вирусы — внутриклеточные паразиты.

(1) РНК-геном вируса,

(2) нуклеокапсид,

(3) капсид,

(4) белковый матрикс

(5) липидную мембрану

(6-7) гликопротеин -рецепторы

(8—11) — белки

Вирусы

простые сложные

состоят из нуклеиновой состоят из нуклеиновой кислоты,

кислоты и капсида капсида, липопротеидной оболочки

(герпес, грипп)

Действие вируса на клетку (самостоятельная работа с текстом учебника стр.79)

Проникновению вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором (специфичность). Попав внутрь клетки-хозяина, он инактивирует хозяйскую ДНК, и, используя свою собственную ДНК или РНК, дает клетке команду синтезировать новые копии вируса. Образующиеся вирусные частицы покидают клетку путем «взрыва», вызывающего нарушение целостности клетки и её гибель.

3.Бактериофаги — вирусы бактерий.

4. Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусы обычно рассматриваются как паразиты – возбудители инфекционных заболеваний, наносящих вред человеку, животным, растениям. Однако такой подход нельзя признавать абсолютно правильным. Была высказана гипотеза (Жданов, 1974), согласно которой вирусы являются важным фактором эволюции органического мира. Преодолевая видовые барьеры, вирусы могут переносить отдельные гены или группы генов, а интеграция вирусной ДНК с хромосомами клеток может приводить к тому, что вирусные гены становятся клеточными генами.

Роль вирусов в природе

Вирусы являются возбудителями заболеваний человека, животных и растений.

Предполагают, что некоторые вирусы находятся в симбиотических отношениях с человеком на протяжении всей эволюции.

 Вирусы могут быть фактором, с помощью которого осуществляется коррекция взаимоотношений организма с меняющимися условиями среды, то есть играют адаптационную роль.

 Вирусы играют эволюционную роль.

Решение вопросов происхождения и эволюции вирусов является важным в понимании зарождения и развития жизни на Земле. 

Вирусы — не вредный, чужеродный для живой природы элемент, а необходимая составная часть, без которой, наверное, были бы невозможны существование и эволюция биосферы.

Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но… В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека

Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, ВИЧ — инфекция. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники, во время их рассказа вы должны самостоятельно вписать в тетрадь название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.

Вирусные заболевания

ДНК –содержащие РНК –содержащие

Оспа, герпес, грипп простуда, СПИД, паротит

папиллома. корь, полиомиелит, желтая лихорадка

краснуха

5.Особенности функционирования вируса СПИДа.

Проблема ВИЧ-инфекции на данном этапе развития современного общества стала проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на второе место рак и сердечнососудистые заболевания. Это обусловлено несколькими основными причинами. Во-первых, до сих пор не найдено действенное лекарство (вакцина) против вируса; во-вторых, как следствие стремительно растет количество зараженных людей. Эпидемия ВИЧ/СПИДа продолжает распространяться по миру тревожными темпами. По оценке ЮНЭЙДС, в настоящее время число людей, инфицированных ВИЧ на Земле, насчитывает от 33,4 до 46 млн. чел., при этом число новых случаев инфицирования ежегодно превышает 4 млн. чел.

Россия сейчас относится к региону с максимальными темпами развития эпидемии. По официальным данным количество случаев ВИЧ-инфекции в стране превышает 408 тыс. чел. Реальное число ЛЖВ в стране оценивается ЮНЭЙДС в пределах 0,8-1,2 млн. чел. Таким образом, 1-2 населения страны непосредственно затронуты эпидемией. Эпидемия носит концентрированный характер. Это означает, что ВИЧ уже широко распространился в определенных подгруппах населения.

. Пожалуй, ни одна болезнь не задавала ученым такие серьезные загадки за столь незначительный срок. Война с вирусом СПИДа ведется на планете с нарастающими усилиями. Ежемесячно в мировой научной прессе публикуются новые сведения о ВИЧ-инфекции и ее возбудителе, которые часто заставляют коренным образом менять точку зрения на патологию этого заболевания. Таким образом, для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции наиболее действенным путем остается только профилактика. Для того, что бы правильно ее осуществлять необходимо, знать закономерности связанные с распространением вируса, его функционированием в организме.

   Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является ретровирусом, инфицирующим клетки иммунной системы человека, разрушающим или ослабляющим их функцию. На ранних стадиях инфекции у человека не проявляется ее симптомов. Однако по мере развития инфекции иммунная система ослабевает и человек становится более чувствительным к так называемым оппортунистическим инфекциям.

Эпидемиологические исследования выявили три пути передачи ВИЧ-инфекции: 1. половой. 2. парентеральный (попадание вируса в кровь). 3. вертикальный (от матери к ребенку). 

Основным принципом профилактики ВИЧ-инфекции является безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни. Поэтому главной стратегией, направленной на замедление распространения ВИЧ, по-прежнему остается широкая пропаганда, имеющая своей целью перемены в образе жизни населения. 

6.Меры профилактики вирусных заболеваний

Название заболеваний, вызываемых вирусами

Пути проникновения вируса

Профилактика заболеваний

СПИД

Половой способ, через кровь, материнское молоко

Здоровый образ жизни, личная гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Грипп

Воздушно-капельный

Закаливание, прививки.

Гепатит

через кровь

Здоровый образ жизни, личная гигиена.

Применение одноразовых шприцов.

Оспа

Капельная инфекция (возможна контагиозная передача через раны на коже

Живой ослабленный (аттенуированный) вирус вносят в царапину на коже; сейчас не применяется.

Полиомиелит (детский паралич)

Капельная инфекция или через человеческие испражнения

Живой аттенуированный вирус вводится перорально, обычно на кусочке сахара

III. Закрепление знаний.

Работа мини-тестом:

1.Вирусы – это:

А) прокариотическая клетка Б) эукариотическая клетка

В) неклеточная форма жизни Г) все верно

2. Вирусы отличаются от других живых организмов тем, что у них:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap