план урока производственного обучения



Разработка открытого учебного занятия

Дата проведения урока 17.09.11

Профессия: «Радиоэлектронные приборные устройства»

Тема: «Электронные полупроводниковые приборы»

Тема урока: «Усилительная функция транзистора. Монтаж печатной платы радиоконструктора световой автомат «Вихрь»

Цели урока:

Обучающая: совершенствовать знания, умения, в работе усилительной функции транзистора; сформировать компетентность обучающихся в работе с технологической, конструкторской документацией на изготовления изделия «светового автомата «Вихрь».

Развивающая: развивать технический стиль мышления; речь; аналитические способности; умения планировать; оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательная: воспитывать интерес к выбранной профессии, чувство ответственного отношения при выполнении работы, ответственность профессионального долга и формировать культуру современного грамотного специалиста.

Тип урока: Комбинированный. Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций, умений и навыков.

Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, конструкторского, технологического конструирования, практического выполнения изделия монтажа печатной платы радиоконструктора -«светового автомата «Вихрь».

Материально – техническое оснащение урока:

Оборудование: компьютеры, тестеры, источник питания 3,0 В, эталон изготовляемого изделия «световой автомат «Вихрь», компьютерная презентация.

Материалы:

Печатная плата, электрорадиоэлементы (резисторы, конденсаторы, транзисторы, светодиоды), припой ПОС -61 ГОСТ- 21931-79, флюс ФКСп, сухая канифоль, провод МГШВ -0,35.

Инструменты и приспособления: паяльник, пинцет, бокорезы, приспособления для снятия изоляции.



Технологическая и конструкторская документация: сборочно- монтажный чертеж , технологический процесс на монтаж печатной платы: «Пропеллер», спецификация, формовка электрорадиоэлементов по ОСТ4.ГО.010.030-89.

Методическое обеспечение: рабочая программа, тематический план, методическая разработка урока, план урока, справочная литература, карточки с технологическим, конструкторским и монтажным заданием, сборочно-монтажный чертёж, спецификация и типовой технологический процесс на монтаж печатной платы — «световой автомат «Вихрь».

Межпредметные связи:

Инженерная графика. Тема: «Составление принципиальных схем».

Материаловедение. Тема: «Полупроводниковые материалы».

Культура делового общения. Тема: «Профессиональный этикет».

Химия. Тема: «Металлы».

Физика. Тема: «Полупроводники».

Оформление урока:

На доске: Тема программы: «Полупроводниковые приборы. ».

Компьютерное обеспечение урока: презентация урока по теме «Полупроводниковые приборы: Усилительная функция транзистора»

На демонстрационном столе: эталон изделия «световой автомат «Вихрь», изделия изготовленные на полупроводниковых приборах (мигающий электрический звонок, радиоконструкторы: «электронное сердце, пульсар, орбита»).

На рабочих местах обучающихся: для изготовления изделия «светового автомата «Вихрь»: сборочно-монтажный чертеж, спецификация, типовой технологический процесс на монтаж печатной платы; монтажные инструменты и приспособления; печатная плата; электрорадиоэлементы согласно конструкторской документации.

Ход урока

1.Организационная часть —5 мин.

Приветствие студентов, рапорт бригад, осмотр внешнего вида спецодежды.

I. Вводный инструктаж- 45 мин

Логическое подведение к теме урока.

Вы уважаемые студенты получаете профессию, которая непосредственно связана с радиоэлектроникой. Современная радиоэлектроника развивается скоростными темпами. Предлагаю просмотреть и обсудить предложенный Вам видеосюжет под названием «Новости будущего» (показ видеоролика «новости из мира высоких технологий).

Просмотрев видеоролик Вы узнали: (идет обсуждение фильма).

Мотивация учебной деятельности (7-10 минут)

сообщение темы урока, постановка цели урока.



Актуализация прежних знаний:

1- вариант- работая в качестве «конструктора», выполняют задания по составлению в принципиальных схем в конструкторской программе RUSPLAN 6.0. Задание (приложение 1).

2 — вариант, работая в качестве «технолога» выполняют интерактивные производственные задачи



Формирование новых знаний, профессиональных компетенций методом эвристической беседы с элементами логического конструирования, используя компьютерную презентацию, эталон изделия рассматривает вопрос по теме урока: «Усилительная функция транзистора. Монтаж печатной платы радиоконструктора — световой автомат «Вихрь» .

План урока (показан на слайде компьютерной презентации, обучающиеся переписывают в тетрадь).

Техническая характеристика транзистора.

Усилительная функция транзистора

Условное графическое изображение на принципиальной схеме и сборочно-монтажном чертеже транзистора с «общей базой — ОБ», с «общим эмиттером — ОЭ» и «общим коллектором – ОК»

Требования ОСТ 4.ГО.010.030.-89 на формовку и пайку транзисторов

Проверка работоспособности транзистора с помощью тестера

Работа со справочной литературой на транзисторы

Монтаж печатной платы: «световой автомат «Вихрь», согласно технологическому процессу, сборочно-монтажному чертежу и спецификации.

Биполярный транзистор –это полупроводниковый прибор, имеющий 3 вывода «Б — база, Э- эмиттер, К- коллектор». Основу составляет 2 перехода –р-п, в зависимости от расположения выводов р-п перехода транзистора, различают типы биполярных транзисторов р-п-р и п-р-п типа. Методическая разработка открытого урока производственного обучения Методическая разработка открытого урока производственного обучения

Если подсоединить напряжение к «Э» или «К», то транзистор будет закрыт и ток проходить не будет.

Чтоб транзистор заработал необходимо на базу подать ток- управляющий потенциал для задания тока базы.

Регулируя этот потенциал тока базы и следовательно необходимый ток, можно управлять большим током, протекающим через транзистор «К и Э».

Одним из основных характеристик транзистора является коэффициент усиления тока, который определяется соотношением тока коллектора к току базы. Исходя из этого, что ток эмиттера равен току коллектора плюс ток базы видно, что чем меньше ток базы, тем лучше коэффициент усиления, тем транзистор качественнее.

На примере данной схемы покажу, как происходит усиление тока.

Движок реостата установлен в верхнее положение, при этом на базе транзистора будет положительный потенциал, транзистор будет закрыт, ток коллектора и ток базы будет близким к нулю, лампа гореть не будет.

Наблюдая за стрелкой миллиампера, плавно перемещаем движок реостата до загорания лампочки. Ток базы не превышает 3-х миллиампер, а для свечения лампы необходим около 200 миллиампер, т. е. управляя током базы, регулируем ток коллектора, это и есть усилительная функция транзистора.

Методическая разработка открытого урока производственного обученияУсловное графическое обозначение транзистора. (Обучающиеся зарисовывают графическое условное изображение транзистора на сборочном чертеже и принципиальной схеме).

Рабочий режим и обозначения на принципиальной схеме и сборочном чертеже. (Обучающиеся переносят схему в тетрадь).???????????????

Чтоб быть хорошим специалистом, необходимо не только уметь хорошо паять, но уметь читать техническую, технологическую и конструкторскую документацию. Перед тем как паять, необходимо проверить работоспособность транзистора. Каким образом можно это сделать? (просмотр видеоролика). (Ответ. Определить по справочнику технические характеристики на работоспособность, проверить транзистор).

Закрепление и обобщение изученных вопросов.

Задаются вопросы с компьютерной презентации и перекрестные вопросы между бригадами (за технически грамотные ответы бригадиры получают карточки — оценки).

II. Текущий инструктаж – 280 минут

Проверка подготовки и рациональной организации рабочего места, соблюдение технологической дисциплины и правил техники безопасности. Проверка правильности выполнения рабочих приемов, упражнение в выполнении монтажа транзисторов и других радиоэлементов. Дополнительные разъяснения и показ обучающимся слабоусвоенных приемов работ, исправления ошибок

Самостоятельная работа обучающихся: монтаж печатной платы «светового устройства «Вихрь»», согласно технологическому процессу, сборочно-монтажному чертежу и спецификации

Критерий оценок за выполненную работу

Оценка «5» — изделие соответствует требованиям ТУ и нет отклонений от ОСТ 4. ГО. 010.030-89

Оценка «4»- изделие соответствует требованиям ТУ и имеются незначительные отклонения от ОСТ 4. ГО. 010.030-89

Оценка «3» – отклонения от ТУ и от ОСТ 4. ГО. 010.030-89

Оценка «2» — работа не соответствует требованиям ТУ и ОСТ 4.ГО. 010. 030-89.

Во время работы необходимо следить за техникой безопасности и соблюдение технологической дисциплины.

Целевые обходы рабочих мест:

При обходе рабочих мест обратить внимание обучающихся на само- и взаимоконтроль.

Правильная осанка

Правильная организация рабочего места.

Соблюдение норм времени на выполнение производственного задания

Соблюдение норм и правил охраны труда

Качество выполненных работ.

Оказание помощи отстающим.

III. Заключительный инструктаж — 20 минут

Подведение итогов урока.

Анализ допущенных характерных ошибок и их причины.

Выставление оценок, отметить лучшие работы. Подведение результата работы по бригадам.

Домашнее задание. Учебник Г.В. Ярочкина «Монтаж и регулировка радиоэлектронной аппаратуры и приборов» с. 76-78

Конспект «Светодиоды и светодиодные индикаторы»

Уборка рабочих мест и помещения.








sitemap
sitemap