план урока по предмету Элементарная теория музыки Тема урока Аккорд Септаккорд



План открытого урока по предмету «Элементарная теория музыки»

преп. общепрофессиональных дисциплин Куртвили Э.В..

Тема урока: «Аккорд. Септаккорд»

I курс ДХО. Дата: 04.03.2010г.

Цель и задачи урока:

— повторить предыдущий материал;

— ознакомить учащихся с новым теоретическим материалом;

— закрепить его в практических упражнениях;

Вид урока: лекционно-практическое занятие.

Оборудование урока:

— нотная доска;

— фортепиано;

— схемы, плакаты;

— нотный материал;

Межпредметные связи: сольфеджио, музыкальная литература, гармония, анализ музыкальных произведений,специальность.

Время проведения урока: 2 академических часа.

Ход урока:

1.Огранизационный момент. – 2 мин.

2. Повторение. – 8 мин.

3. Объяснение нового материала. – 35 мин.

4. Закрепление нового материала. – 40 мин.

5 Домашнее задание. – 5 мин.

Содержание урока.

Повторение. Фронтальный опрос по теме: «Четыре вида трезвучий».

Вопросы:

— что такое созвучие?

— что такое аккорд?

— что такое трезвучие?

— перечислите различные виды трезвучий?

— какое трезвучие называется большим, малым, увеличенным, уменьшенным?

— как называется каждый звук трезвучия?

— сколько обращений имеет трезвучие?

— как называется первое обращение, второе обращение?



Объяснение нового материала.

Созвучие, состоящее из четырех звуков ,расположенных по терциям, называется септаккордом.

Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной- большой или малой — терции.

В зависимости от внутренней структуры, которая определяется интервалом септимы, образующейся между крайними звуками, и трезвучием, лежащим в основе септаккордов, последние имеют семь основных разновидностей (теоретически можно построить больше).

Интервальная структура септаккордов. Обозначение септаккордов символами:

— малый мажорный септаккорд –МБ7

— малый минорный септаккорд –ММ7

— малый уменьшенный септаккорд –МУм7

— уменьшенный септаккорд –УмУм7

— большой мажорный септаккорд –ББ7

— большой минорный септаккорд –БМ7

— большой септаккорд с увеличенной квинтой — БУв7

Наименование тонов в септаккордах.

Обращение септаккордов: название, обозначение. Обращение септаккордов (как и трезвучий) возникают каждый раз в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх, начиная с основного вида аккорда (схема). Происхождение самих названий обращений септаккорда обусловлено соотношением между наиболее яркими и характерными для данной гармонии звуками, которыми являются бас, септима и прима. В целом же интервальная структура обращений септаккорда в тесном расположении всегда складывается следующим образом:

квинтсекстаккорд –терция, терция, секунда;

терцквартаккорд – терция,секунда, терция;

секундаккорд – секунда, терция, терция.

Разумеется, тоновая величина этих терций и секунд всегда находится в прямой зависимости от структуры основного вида соответствующего септаккорда. (На данном занятии не ставится задача подробного изучения основных септаккордов).

Значение септаккордов в музыке, их выразительные возможности.

Список произведений для иллюстрации:

И. Бах. ХТК 1 том, прелюдия до мажор;

А. Бородин. Романс «Для берегов отчизны дальной»;

К. Дебюсси. Сарабанда;

Р. Шуман. Романсы «Морская тишь», «Я не сержусь»;

М.Легран. Музыка из к/ф «Мужчина и женщина».

Закрепление нового материала.

Устно: а) строить семь разновидностей септаккордов от определенных звуков.

б) определить вид септаккордов (плакат с построенными септаккордами в основном виде от различных звуков).

На фортепиано:

— игра основных септаккордов от различных звуков.

Письменно:

— упражнения по построению аккордовых последовательностей;

— работа с нотным текстом, гармонический анализ произведений.

Домашнее задание:

1. Построить от звука cоль вверх или вниз семь основных структур септаккоров.

2. Определить в аккордах заданные тоны (условие в тетради).

3. В тональности Es-dur написать указанные аккорды, разрешить.

4. Сыграть на фортепиано последовательность аккордов по цифровке (T-D6|4 – T6-II6|5 – D2-T6- VII6|5-D4\3- T-S6|4-T) в 2-3 тональностях по выбору. .

5. Привести примеры из музыкальной литературы на использование разных видов аккордов.








sitemap
sitemap