план театрального кружка



СодержаниеСтр.

Пояснительная записка 3

Учебно – тематический план 6

Содержание программы 9

Методическое обеспечение программы 12

Материально – техническое обеспечение 14

Список литературы 15

Пояснительная запискаСтремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Театральный кружок «Бригантина» действует в нашей школе на протяжении многих лет. Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству.Занятия в кружке всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, профессионально играют на музыкальных инструментах, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина. А костюмы, декорации, репетиции! Сколько сил, времени и труда необходимо!Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.Работа театрального кружка невозможна без помощи родителей. Они играют огромную роль в его работе: помогают в оформлении сцены и зала (газет), шьют костюмы детям для спектаклей, снимают видеоролики, дежурят во время спектаклей, концертов.Кружок «Бригантина» — это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного. Вид программы по целевой направленности: общекультурная.По тематической направленности: художественная, ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.Срок действия программы – 1 год , возраст детей 10-11 лет. Ребята занимаются 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.Цель : Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады, инсценировки, мини-спектакли).Направлена:

на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;

на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.

на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;Задачи:

Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей — членов театрального кружка

Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

Формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.

Формировать коллектив 

Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества. 

Учебно–тематический план театрального кружка «Бригантина»

п/п

Тема

Теория 

Практика

I.

Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?» 

1.1

Театральная игра «Чем интересна роль»

1.2

Формы сценической деятельности

II.

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

2.1

Ритмопластика массовых сцен и образов

III.

Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.

3.1

Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи.

3.2

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

IV.

Вокал. Основы вокального исполнения. 

V.

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним. 

5.1

Разработка сценария сказки

5.2

Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария . Распределение ролей сказки.

5.3

Чтение сказки по ролям.Работа над дикцией.

5.4

Репетиционная деятельность.

5.5

Репетиция песен

5.6

Репетиция сказки

5.7

Оформление сцены, зала.

5.8

Генеральная репетиция сказки.

1 ч

5.9

Постановка сказки – спектакля.

 Содержание программыТеоретическая подготовка.Теоретическая подготовка предусматривает обучение выразительному чтению, театральному мастерству, хореографии, вокалу. Практическая подготовка.Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков выразительного чтения, театрального мастерства, хореографии, вокала.Практическая подготовка включает в себя репетиции спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, праздников. Вводное занятие.Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?» Ритмопластика. Вводное занятие. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях. Культура и техника речи.Эти разные слова — вводное занятие. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.Вокал. Основы вокального исполнения. Элементарная музыкальная грамота. Индивидуальная или групповая вокальная работа. Правила вокальных исполнений.Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.Этапы работы: 1.Знакомство, прослушивание. 2.Чтение по ролям. 3.Определение порядка сцен и сюжетной линии.4. Работа над образом. 5. Работа на сцене. 6.Оформление сцены, костюмы, реквизит.  сказка – спектакльНаписание сказки. Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. Репетиция сказки по отдельным сценам. Постановка вокальных номеров. Поведение на сцене. Оформление сцены и зала, декораций.Постановка сказки – спектакля.Ожидаемый результатДети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество.Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности.Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии.Ребята глубже знакомятся с творчеством русского народа, его традициями, обычаями. Сильнее любят свою Родину – Россию и выражают эту любовь в своих стихах.Члены кружка отличаются трудолюбием, способны прийти на помощь друг другу. Вместе с родителями шьют театральные костюмы и готовят декорации, оформляют сценуВ ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:1.Интонировать чисто, соблюдая правила пения.2.Читать, грамотно артикулируя.3.Осуществлять разбор сценарного материала.4.Сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе.5.Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.6.Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок. Методическое обеспечение программыПроведение занятий в театральном кружке «Бригантина» направлена на раскрытие творческих способностей детей.В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.Вместе с детьми разрабатываются сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.В процессе занятий театрального кружка ребята приобретает знания о театральном и музыкальном искусстве; учиться правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и создавать сценарии различных сценок.В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию. Основными методами реализации данной программы можно считать:— метод театрализации;- метод эмоциональной драматургии;-метод работы «от простого к сложному»;- игру.Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.^ Основные формы работы :

Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

-культуры речи;-сценического движения;-работы над художественным образом;-вокальное исполнение.2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Литература1.Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.2.Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.3.Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г4.Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г5.Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г6.Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.



sitemap
sitemap