ответы по теории БЖ



№16 Теория вероятности и прогнозирование ЧС

1. Прогнозирование возможной радиационной обстановки

Радиационная обстановка — это масштабы и степень радиоактивного заражения местности, оказывающие влияние на деятельность человека.

Масштабы и степень радиоактивного заражения местности зависят в основном от количества, мощности и вида ядерных взрывов, времени, прошедшего после ядерного удара, и метеорологических условий. Большое влияние на масштабы, степень заражения и на положение радиоактивного следа оказывает направление и скорость ветра.

Выявление радиационной обстановки может производиться по данным непосредственного измерения уровней радиации или методом прогнозирования масштабов возможного радиоактивного заражения.

Прогнозирование — это определение вероятностных количественных и качественных характеристик радиационной обстановки на основе установленных зависимостей с использованием исходных данных о параметрах ядерных взрывов и информации о среднем ветре.

Выявление радиационной обстановки методом прогнозирования включает сбор и обработку данных о ядерных взрывах (координаты, мощность, вид взрыва, время) и о параметрах среднего ветра (направление и скорость), а также нанесение района возможного заражения на карту, схему.

В результате прогнозирования определяются местоположение и размеры возможного радиоактивного заражения.

Для определения параметров могут использоваться светотехнический, электромагнитный, сейсмический, акустический, радиолокационный и другие методы обнаружения и регистрации ядерных взрывов.

Координаты ядерного взрыва могут быть определены путем засечки центра взрыва (эпицентра) с пунктов сопряженного наблюдения с помощью оптических приборов. Использование радиопеленгационной аппаратуры для регистрации электромагнитного импульса ядерного взрыва позволяет определить его координаты с высокой точностью и на значительных расстояниях.

Мощность ядерного взрыва можно определить методом регистрации длительности свечения огненного шара, максимальной высоты подъема верхней кромки облака взрыва и его размеров. Вид ядерного взрыва можно установить путем определения высоты взрыва с помощью приборов засечки и последующего расчета приведенной высоты взрыва.

Местоположение и размеры района возможного радиоактивного заражения местности и воздушного пространства определяются направлением, скоростью среднего ветра и временем, прошедшим после взрыва.

Средний ветер рассчитывается графическим способом по данным зондирования атмосферы с помощью радиозондов, шар-пилотов, оптическими, акустическими, радиолокационными средствами. Данные о среднем ветре регулярно, с определенной периодичностью, сообщаются метеостанциями. Прогноз позволяет указать возможный район (зону) формирования радиоактивного следа на местности и определить границы района, в пределах которого с заданной вероятностью будет находиться реальный след облака ядерного взрыва.

Достоверные данные о радиоактивном заражении, полученные органами разведки с помощью дозиметрических приборов, позволяют объективно оценить (уточнить) радиационную обстановку.

Посты радиационного и химического наблюдения, звенья и группы радиационной и химической разведки устанавливают начало радиоактивного заражения и сообщают уровни заражения в штаб ГО объекта, где они заносятся в специальный журнал и наносятся на карту. По нанесенным на карту уровням радиации проводятся границы заражения.

Для прогнозирования возможной радиационной обстановки исходными данными являются:

координаты местоположения АЭС или эпицентра ядерного взрыва;

тип реактора, его энергетическая емкость или вид ядерного взрыва;

время начала выброса радиоактивных веществ в атмосферу, или время ядерного взрыва;

направление и скорость ветра;

степень вертикальной устойчивости приземной атмосферы.

При аварии на АЭС определяют показатели обстановки:

размеры (длина, ширина, площадь) зон радиоактивного заражения и их расположение на местности;

мощность гамма-излучения в любой точке следа радиоактивного выброса в любой момент времени;

дозу внешнего облучения людей в любой точке следа выброса;

время начала радиоактивного загрязнения местности;

количество людей, оказавшихся в зонах радиоактивного загрязнения.

При оценке практической радиоактивной обстановки при ядерном взрыве уровни радиации приводят к одному времени после ядерного взрыва и определяют показатели:

возможные дозы облучения;

допустимую продолжительность пребывания людей на радиоактивно загрязненной местности;

время начала преодоления участка заражения, начала работ и назначение количества смен при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

возможные радиационные потери работников, населения, личного состава формирований и др.

Главная цель прогнозирования радиационной обстановки — выявление и оценка трудоспособности работников, военнослужащих, остального населения.

2. Оценка и прогнозирование химической обстановки

Под оценкой химической обстановки понимают определение масштаба и характера заражения отравляющими и опасными химическими веществами, анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения.

Исходными данными для оценки химической обстановки являются: тип ОВ (или ОХВ), район и время применения химического оружия (количество вылившегося вещества), метеоусловия и топографические условия местности, степень защищенности людей, укрытия техники и имущества.

Метеорологические данные в штаб ГО регулярно поступают с метеостанций, а также постов радиационного и химического наблюдения.

При выявлении химической обстановки, возникшей в результате применения противником ОВ, определяют: средства поражения, границы очагов химического поражения, площадь заражения и тип ОВ. На основе оценки данных определяют: глубину распространения зараженного воздуха, стойкость ОВ, время пребывания людей в средствах защиты кожи, возможные поражения людей, заражения сооружений, техники и имущества.

Определение границ применения противником ОВ производится силами разведки или по данным информации вышестоящего штаба ГО.

Глубина распространения зараженного воздуха определяется расстоянием от наветренной границы района применения химического оружия до границы распространения облака зараженного воздуха с поражающими концентрациями.

Масштабы химического заражения определяются площадью облака химического поражения и зоны химического заражения, которая включает район (участок) местности, зараженный ОВ, а также зону распространения облака ОВ.

Длительность химического заражения зависит от масштаба применения химического оружия, типа ОВ, характера и степени заражения, метеорологических условий и местности.

Опасность химического заражения оценивается возможными потерями людей на площади очага химического поражения и зоны химического заражения.

В зависимости от времени года, метеоусловий, типа применяемого ОВ, результаты применения ОВ будут различными.

Неблагоприятная химическая обстановка может сложиться на определенной территории при авариях на технологических емкостях и хранилищах, при транспортировке СДЯВ (ОВ) железнодорожным, трубопроводным и другими видами транспорта, а также в случае разрушения химически опасных объектов при стихийных бедствиях.

Выброс СДЯВ в атмосферу может произойти в газообразном, парообразном или аэрозольном состоянии. Опасность поражения людей СДЯВ или ОВ требует быстрого выявления и оценки химической обстановки для организации аварийно-спасательных и других неотложных работ и учета ее влияния на производственные процессы и жизнедеятельность людей.

Исходными данными для оценки химической обстановки при применении ОВ являются: тип ОВ, район и время применения химического оружия, метеоусловия, характер местности, степень защищенности людей.

Для этого необходимо определить:

границы очага химического поражения, площадь зоны заражения и тип ОВ;

глубину распространения зараженного воздуха;

стойкость ОВ на местности;

время пребывания людей в средствах защиты;

возможные потери в очаге химического поражения.

Масштабы заражения СДЯВ в зависимости от их физических свойств и агрегатного состояния рассчитывают по первичному и вторичному облаку:

для сжиженных газов — отдельно по первичному и вторичному облаку;

для сжатых газов — только по первичному облаку;

для ядовитых жидкостей, кипящих при температуре выше температуры окружающей среды, — только по вторичному облаку.

3. Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование техногенных ЧС — опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет.

Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния, и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

4. Прогнозирование ЧС экологического характера

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Экологическое прогнозирование — это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами. Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др. Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

5. Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования биолого-социальных ЧС обычно проводится биологический мониторинг государственными научно-исследовательскими учреждениями. Он включает: прогнозирование эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Прогнозирование эпидемий — определение вероятности возникновения, масштабов развития эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпидемиями.

Прогнозирование эпизоотий — определение вероятности возникновения, масштабов развития эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению их общей инфекционной заболеваемости и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпизоотиями.

Прогнозирование эпифитотий — определение вероятности возникновения, масштабов развития эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей сельскохозяйственных структур с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями.

17 Безопасность общества — политический аспект.

Безопасность — социальное явление, одна из главнейших целей и неотъемлемых частей деятельности общества, государства, личности. Ключевое место в общей системе обеспечения безопасности занимает политическая безопасность. Политическая безопасность обычно отождествляется с государственной безопасностью, однако ее фактическое содержание шире. Политическая безопасность обычно отождествляется с государственной безопасностью, однако ее фактическое содержание шире. Означает безопасность всей политической жизни каждой личности, общества в целом (политических структур, отношений и деятельности), ее строгое соответствие, как конституционным нормам, так и принятым законам. Означает безопасность всей политической жизни каждой личности, общества в целом (политических структур, отношений и деятельности), ее строгое соответствие, как конституционным нормам, так и принятым законам. Предполагает защищенность политических прав, свобод граждан, созданных ими политических партий, союзов и движений, а также целостности и независимости государства от внутренних и внешних угроз, политического беззакония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устрашений из вне. Предполагает защищенность политических прав, свобод граждан, созданных ими политических партий, союзов и движений, а также целостности и независимости государства от внутренних и внешних угроз, политического беззакония и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессивных устрашений из вне. Вопрос 1. Сущность политической безопасности общества.

Сущность политической безопасности общества безопасность, как социальное явление, может пониматься как устойчивое состояние общественных сфер: экономической, политической, духовной, социальной, которые сохраняют свою целостность и способны к самосохранению и самосовершенствованию несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Система обеспечения политической безопасности цели:

исключить разрушение и саморазрушение механизма выработки и проведения в жизнь внутренней и внешней политики, отвечающей национально-государственным интересам общества, обеспечить его существование, развитие и самосохранение;

предотвратить превращение самой политики, ее курса, механизма разработки и практического осуществления в ущербное и даже опасное для существования и развития общества средство.

Политическая безопасность устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества. устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внешние и внутренние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества. может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической сферы. может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической сферы. под политической безопасностью следует понимать систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа. под политической безопасностью следует понимать систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом народа. эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, наличие политических лидеров и сил, которые способствовали бы эффективному и устойчивому развитию страны и повышению уровня жизни своих граждан. эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, наличие политических лидеров и сил, которые способствовали бы эффективному и устойчивому развитию страны и повышению уровня жизни своих граждан.

Внешний аспект политической безопасности Обеспечение суверенитета государства, его способность проводить независимую внешнюю политику,

исходя из национальных целей и приоритетов. Ущемление национального суверенитета создает угрозу жизненно важным интересам страны.

Внутренний аспект политической безопасности Характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующих негосударственных политических институтов, которые обеспечивают политическую стабильность общества. Характеризуется устойчивостью и эффективностью институтов власти, способностью властных структур контролировать политические процессы, добиваться поддержки со стороны большинства граждан, наличием эффективно функционирующих негосударственных политических институтов, которые обеспечивают политическую стабильность общества. Внутриполитическая безопасность означает отсутствие конфронтации в сфере политических отношений, массовых проявлений политического экстремизма, противостояния между властью и народом. Существенное воздействие на безопасное политическое развитие общества оказывает состояние политического сознания граждан, политическая культура общества. Внутриполитическая безопасность означает отсутствие конфронтации в сфере политических отношений, массовых проявлений политического экстремизма, противостояния между властью и народом. Существенное воздействие на безопасное политическое развитие общества оказывает состояние политического сознания граждан, политическая культура общества.

Аспекты роли власти в политической безопасности общества: 1. Позволяет показать свойства и особенности различных типов систем политической власти с точки зрения их возможностей по обеспечению безопасности, рассмотреть условия, необходимые для эффективной деятельности властных институтов в сфере защиты общества от опасностей и угроз. 1. Позволяет показать свойства и особенности различных типов систем политической власти с точки зрения их возможностей по обеспечению безопасности, рассмотреть условия, необходимые для эффективной деятельности властных институтов в сфере защиты общества от опасностей и угроз. 2. Позволяет показать механизм деятельности властных структур и его специальных органов по обеспечению безопасности. Актуальной также является и проблема самой власти, как источника опасностей для общества и его граждан. Исторический опыт свидетельствует, что при определенных условиях безопасность общества и самой власти может обеспечиваться посредством репрессивной политики по отношению к различным слоям населения, социальным группам и отдельным гражданам государства. Власть, проводящая такой курс, не только создает серьезную угрозу интересам общества и личности, но выступает как антигуманная, антинародная сила. Эта власть представляет серьезную опасность как для граждан, так и для общества в целом, если ее деятельность ведет к разрушению органически сложившихся экономических, социально-политических, культурных и прочих структур, резкому падению уровня жизни населения, вызывает конфронтационные явления между социальными группами и способствует росту противоречий в обществе. Реальная, существующая власть в обществе превращается в деструктивную силу, когда ее действия входят в противоречие с национальными интересами страны, ведут к ущемлению суверенитета и безопасности, утрате авторитета государства и уважения не только у своих граждан, но и в глазах мирового сообщества. 2. Позволяет показать механизм деятельности властных структур и его специальных органов по обеспечению безопасности. Актуальной также является и проблема самой власти, как источника опасностей для общества и его граждан. Исторический опыт свидетельствует, что при определенных условиях безопасность общества и самой власти может обеспечиваться посредством репрессивной политики по отношению к различным слоям населения, социальным группам и отдельным гражданам государства. Власть, проводящая такой курс, не только создает серьезную угрозу интересам общества и личности, но выступает как антигуманная, антинародная сила. Эта власть представляет серьезную опасность как для граждан, так и для общества в целом, если ее деятельность ведет к разрушению органически сложившихся экономических, социально-политических, культурных и прочих структур, резкому падению уровня жизни населения, вызывает конфронтационные явления между социальными группами и способствует росту противоречий в обществе. Реальная, существующая власть в обществе превращается в деструктивную силу, когда ее действия входят в противоречие с национальными интересами страны, ведут к ущемлению суверенитета и безопасности, утрате авторитета государства и уважения не только у своих граждан, но и в глазах мирового сообщества.

18 Безопасность общества – экономический аспект.

Можно выделить следующие наиболее существенные экономические аспекты

1. Индивидуализация товара. Постепенно производство материальных предметов будет вытесняться из

центральной части мировой экономики производством знаний. Соответственно, рынок знаний станет играть

более значимую роль, чем рынок материальных артефактов. Это связано с новым качеством экономики,

переходом от репликационной к инновационной экономике. В современной мировой экономике

тиражирование стандартной продукции в нужном числе экземпляров — основной процесс, обеспечивающий

существование общества и человека. В постинформационной мировой экономике вопросы тиражирования,

репликации товаров в принципе будут решаться без особого труда, на базе автоматизированных и

«рутинизированных» производств. Основные же экономические проблемы будут связаны с разработкой и

созданием новых нестандартных изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности уникального

производства или конкретного человека. Уже сейчас книгоиздатели говорят об «инфляции наименований»,

Это означает, что количество наименований книг стремительно растет, в то время как тиражи падают. В

конце концов возникает потребность в «книгах по требованию» (books on demand), написанных и изданных в

одном экземпляре по заказу конкретного индивида.

Индивидуализация потребления, стимулированная развитием «онлайновой экономики» выведет сферу

оригинальных исследований и разработок на первый план в деятельности товаропроизводителей. Отмечу:

именно здесь Россия могла бы найти свое место в международном разделении труда. В «экономике знания»

качественная определенность того или иного товара станет играть определяющую роль и доминировать над

количественной мерой его объема. Поэтому «экономику знаний» можно охарактеризовать как «экономику

качества».

2. Индивидуализация сделок. Если индивидуализирован товар и понятие «экземпляра» товара сведено к

минимуму, индивидуализируется и понятие сделки. Если каждая сделка индивидуальна, теряет смысл и

понятие цены товара: она становится не массовым, а исключительно локальным понятием. Нет смысла

говорить о цене как понятии, инвариантном относительно изменения времени, пространства и экземпляра

продаваемого товара. Фирмы перестают действовать в мире «цен и количеств» и действуют в сфере

качественных сущностей.

3. Индивидуализация управления. Эта проблема возникает в связи с ростом значимости фактора знаний.

На уровне управления предприятием (фирмой, компанией) дилемма заключается в следующем. С одной

стороны, в демократическом государстве каждый человек как гражданин и субъект социума имеет ряд

неотъемлемых индивидуальных прав, в том числе, скажем, право голосования по принципу один человек —

один голос. Он имеет также право на индивидуальное получение заработной платы, соответствующей

качеству его рабочей силы и той или иной мере затраченного им труда (неважно, сдельной или

повременной). В качестве участника производства он имеет определенное право и на участие в принятии

стратегических решений по управлению предприятием также по принципу «один человек — один голос». С

другой стороны, в современных акционерных компаниях решения принимаются акционерами по принципу

«одна акция — один голос». Кроме того, трудовой фактор производства образуется не только отдельными

работниками, но и коллективами, мнение которых, если исходить из принципов справедливого учета вклада

фактора в результат деятельности, также должно быть учтено в ходе принятия решений. Здесь уже должен

работать принцип «один коллектив — один голос». Таким образом, в системе принятия решений должны

учитываться по меньшей мере три различных принципа формирования голосов. В экономике знаний, по

всей видимости, придется дополнительно учитывать и способности людей или коллективов по производству

знаний, так что к указанным принципам придется подключать и принцип «одна единица по производству

знаний — один голос». Для осуществления синтеза этих принципов необходимо создавать новую

институциональную систему принятия решений на всех уровнях управления.

Повлияет новая ситуация и на процессы пополнения рынка труда, в частности на вопросы приема и найма

персонала на предприятиях. Увольняя работника, предприятие лишается не только пары «рабочих рук», но и

носителя неотторжимого знания, которое является частью когнитивной системы всего предприятия. При

неосторожных действиях руководства предприятие в результате увольнения некоего работника может

существенно подорвать свой когнитивный потенциал и, как следствие, ослабить свои конкурентные

преимущества. Отметим, что в России за последние годы предприятия покинули наиболее

квалифицированные и обладающие уникальными знаниями специалисты (общая текучесть кадров

составляет 27% в годовом исчислении). Известно много случаев отказа от выполнения выгодных заказов из-

за отсутствия работников, владеющих той или иной операцией. Чтоже касается молодых специалистов, то

их технологические знания недостаточны, поскольку система профессионального среднего образования

частью ликвидирована, частью переориентирована на сугубо рыночные вопросы. «Когнитивная

недостаточность» на предприятиях ведет к снижению качества продукции и росту издержек на ее

производство.

4. Многообразиефункций знаний. Знания станут не только самостоятельным продуктом и фактором

производства, но и средством тезаврации. Уже сейчас говорится об эффективности «инвестиций в человека».

Но в обществе знаний наилучшим средством накопления смогут стать сами знания. Можно полагать, что

темпы «инфляции знаний» при определенных условиях могут быть существенно ниже темпов обычной

инфляции. Функции знаний в постиндустриальном обществе существенно расширяются

Фактически следует ставить вопрос об учете интеллектуальной собственности вообще и знаний в частности

как составляющей части богатства. Знание как ресурс должно, подобно материальным и финансовым

ресурсам, необходимым для поддержания надлежащего уровня национальной безопасности, стать объектом

учета, мониторинга, складирования, хранения и периодического обновления.

Основные функции знаний в постиндустриальном обществе.

5. Индивидуализация знания. Индивидуализация спроса и потребления будет сопровождаться

индивидуализацией знания. Это означает, что резко расширится сфера и полезность неотторжимого и

нетранспортабельного (некодифицируемого) знания. По-иному будет организован рынок труда. От «рынка

рабочих рук», свойственного доиндустриальной эпохе, и «рынка рабочих голов», присущего индустриальной

эре, в экономике знаний будет осуществлен переход к «рынку динамических способностей», где основным

объектом трансакций станет способность человека или сложившейся группылюдей стать продуцентом

нового знания. Изменится и содержание знания: знания об индивидуальном станут более важными, чем

знания об общем.

Можно перечислить следующие особенности рынка знаний, отличающие его от рынков материальных

товаров и услуг:

— для товаропроизводителей мощным, если не единственным стимулом улучшения качества продукции и

внедрения инноваций в технологический процесс является конкуренция с производителями аналогичных

товаров, в тоже время производители знаний обладают сильным и самостоятельным внутренним стимулом

для познания и создания новых знаний;

— если товаропроизводители, по сути, не нуждаются в отраслевых конкурентах, то для производителей

знаний необходима профессиональная среда. Потребители знаний — не только представители, условно

говоря, производства на «следующем переделе», но и «отраслевые конкуренты»;

— рынок знаний характеризуется гармоничным сочетанием соперничества и сотрудничества. Если в

сегодняшних условиях на первое место выходит «конкурентоспособность» производителей, то завтра не

меньшую роль будет играть способность к сотрудничеству, кооперации, условно говоря,

«конкордоспособность».Для российской экономики это имеет особое значение, поскольку отсутствие

способности к долговременному сотрудничеству — характерная черта поведения российских экономических

агентов.

6. Изменение роли и сферы конкуренции как движущей силы экономики. Вусловиях неоднородности

товарной массы сфера конкуренции между товарами и товаропроизводителями существенно сокращается.

Место конкуренции занимают отношения, основанные на кооперации (сотрудничестве в выполнении работ)

и коэволюции (согласованном развитии).

7. Нелинейность экономического пространства. Под нелинейностью экономического пространства

понимается невозможность приведения одних экономических объектов к другим с помощью линейных

преобразований (преобразований подобия). Подобным образом не сводимыдруг к другу интересы

экономических субъектов и неэквивалентны различные способы измерения.

Важно сказать и еще об одном качестве «цивилизации знаний». Она не будет похожа на «цивилизацию

роботов». Процессы создания, распространения и использования личностного знания невозможны без

этической компоненты, без проявления тонких и лучших человеческих качеств, создания комфортной, уважительной и доверительной атмосферы в отношениях между

людьми. Это означает, что корпорация будущего должна строиться на совершенно иных основах, чем современные

предприятия . Именно корпорации станут создателями, хранителями и распространителями знания.

19 Безопасность общества – культурный аспект.

Социальные аспекты информационной политики безопасности современного российского общества

Глобальные изменения, происходящие в мире, затронули ряд важных вопросов, связанных с распределением основных социальных и экономических ресурсов, характером производственной деятельности, технологиями, основами социального благополучия, стратегиями социального взаимодействия и тенденциями информатизации.

Эти изменения актуализировали социальные аспекты информационной политики безопасности современного российского общества. Во многих официальных документах и научных публикациях отмечаются следующие особенности рассмотрения этой проблемы:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap