ответы по общей психологии



Дайте общую характеристику познавательным психическим процессам, их становлению и развитию.

Психический процесс – изменение психических явлений. Имеет временные характеристики: начало, течение, конец. Психический процесс отл динамичностью, возникает под влиянием тех или иных внешних/внутренних импульсов.

Познавательные проуессы:

ощущение – элементар. психич процесс отражения отдельных св-в объектов или предметов при непосредственном воздействии на органы чувств. (сенсорная стадия)

восприятие – отражение и формирование целостных образов объектов или явлений при непрсредственном воздействии на органы чув-в.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

воображение – формирование образов и представлений, кот не были никогда в образе человека.

мышление – нахождение существующих закономерностей окр мира

речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Существуют 3 точки зрения на становление психич процессов:

1)познавательные процессы врожденные 2) психич процессы связанны с врожденными задатками, но развиваются до определенного возраста (Пиаже). 3) Выготский – признание врожденных задатков и развития пожизненно, но в соц. усл-ях. проходит 4 стадии: погружение(интериоризация), свертывание, произвольность(до автоматизма), системность. Ребенок сначала смотрит как завяз шнурки взрослые, потом

Раскройте сущность понятия «ощущение». Назовите и кратко охарактеризуйте свойства и виды ощущений. Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора.

Ощущение – простейший психич процесс, сост в отраж-и отдельн-х св-в предметов или явл-й матер-го мира, а также внутрсост-ях организма на соотв-ем воздействии раздраж-ля на соотв-е рецепторы.

Органы чв-в получают, отбирают, накапливают инфо и передают ее в мозг. В резул-те возникает адекват-е отраж-е окр мира и сост-я организма. На этой основе формир-ся нервные импульсы, поступ-е к исполнит-м органам, ответсвен-м за температуру тела, работу органов пищевар-я, органов движ-я и т.д.

Ощущ-я возник как реакция нс на тот или иной раздраж-ль и имеет рефлектор-й хар-р.

Физиологич основой ощущ-я явл процесс, возник при действии раздражит на адекват-й ему анализатор-термин введен Павловым, для обознач-я целостного нервного мех-ма, осуществл-го прием и анализ сенсор-ой инфо определ-й модальности.

Анализатор сост из 3 частей: 1)переферич.отдел(рецептор)явл трансформатором внеш энергии в нерв-й процесс. 2)проводящ-е пути – афферен-е, по кот возбужд-е, возник-е в рецепторе , передается к вышележ-м центрам нс, и эфферен-е. по кот импульсы из вышележ центров перед-ся нижу р-ям анализатора, в том числе и регул их актив-ть. 3) подкор-е и кор-е отделы, происх переработка нерв импульсов, приход из периферич отделов

Для возник-яощущ-я необходима работа всего анализатора как целого.

Классификация: 1) По расположению рецепторов –Экстероцептивные (на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения) интероцептивные (находящимися во внутренних органах) Проприоцептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) 2) По ведущему анализатору — Сенсорные ощущения (атмосфер давление. влажность, полож тела, температура и т.д) 3) По взаимодействию рецепторов с раздражителями – Контактные (вкус, тактильощущ, боль, температурн-е вибрацион-е ) Дистантные (зрение, слух, обоняние).

Свойства: 1) Качество – основная особен-ть дан ощущ, отл его от др видов ощущ-й и варьирующ-я в пределах дан вида ощущ-я.( слуховые разделяются на высоту звука, его тембра, громкости. Зрительные делятся по тону цвета, насыщенности и т.п.) 2)Интенсив-ть – явл его кол-ой хар-ой и определ силой действующ раздражит и функциональ-м сост-ем рецептора (если насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена) 3) Длительность — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. У ощущений существует так называемый латентный период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков.4)пространствен-я локализация — Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора.

Физиологической основой ощущения являются процессы нервного возбуждения, протекающие в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.

Анализаторы — это органы человеческого тела, которые анализируют окружающую действительность и выделяют в ней те или иные виды энергии и информацииФункция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды.

Анализаторы представляют собой сложные нервные приборы, состоящие из:

1) наружного воспринимающего аппарата — рецептора;

2) проводящих центростремительных путей, по которым нервное возбуждение передается от рецептора в соответствующий участок коры больших полушарий головного мозга;

3) центрального отдела, или мозгового конца анализатора, расположенного в коре головного мозга,

Рецепторами называются различные по своему строению нервные приборы, приспособленные к восприятию определенных раздражений; например, глаз — к восприятию (рецепции) световых волн, внутреннее ухо — к восприятию свойственных звукам воздушных колебаний и т. д. Эти раздражения превращаются рецепторами в специальные нервные возбуждения.

Проводящие пути анализаторов служат передатчиками возникающих в рецепторах нервных возбуждений в центральные отделы анализаторов, расположенные в коре больших полушарий головного мозга.

Центральные (корковые) отделы анализаторов расположены в различных частях больших полушарий головного мозга, например: центральный отдел зрительного анализатора — в затылочной области, слухового — в височной, мышечно-двигательного — в области центральной извилины и т. д. Приходящие в центральные отделы анализаторов нервные импульсы и вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений.

Перечислите и раскройте основные психофизические закономерности ощущений (количественные характеристики ощущений): пороги ощущения, законы Вебера, Вебера-Фехнера.

Ощущение – простейший психич процесс, сост в отраж-и отдельн-х св-в предметов или явл-й матер-го мира, а также внутрсост-ях организма на соотв-ем воздействии раздраж-ля на соотв-е рецепторы.

Нижний абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком.(ультразвук, инфракрас)

Верхний абсолютный порог ощущений — это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (если наход-ся рядом с колонкой на концерте).

Относительный(дифференц-й) порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) — это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины, то ощущения, что температура изменилась, появятся.

Дифференциальный порог ощущений для разныз органов чувств различен, но для одного и того же он представляет постоянную величину. Этот факт был установлен Бугером, подтвержден и уточнен Вебером – закон Бугера-Вебера.Постоян-я величина, выражающ-я отнош-е того приращения раздражителя к его исход-муур-ю,котвызыв-тощущ-е мини-го изменения раздражителя, получила название константы Вебера.

Закон Вебера-Фехнера – основной психофизический закон.определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Основан на наблюдении Э. Вебера, который установил, что воспринимается относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.):

добавление одной свечи к шестидесяти горящим свечам приводит к обнаруживаемому увеличению яркости, а добавление одной свечи к ста двадцати горящим свечам — нет.

Сформулируйте основные психофизиологические закономерности ощущений (явления адаптации, взаимодействия ощущений, синестезии, сенсибилизации). Иллюстрируйте их примерами.

Ощущение – простейший психич процесс, сост в отраж-и отдельн-х св-в предметов или явл-й матер-го мира, а также внутрсост-ях организма на соотв-ем воздействии раздраж-ля на соотв-е рецепторы.

Адаптация – изменение чув-ти под влиянием постоянно действующраздраж-й

полная –перестает отражаться в сознании (легкий груз, наход-ся на коже вскоре перестает ощущаться)

частичная положит – повышение чув-ти анализатора (в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы,)

частичнаяотрицат – понижение чув-ти анализатора (в накуренном помещении через какое-то время перестаем чув запах)

Взаимодействие ощущений– это процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы. Слабые раздражители при их взаимодействии повышают, а сильные, напротив, понижают чувствительность анализаторов. К видам взаимодействия ощущений относятся явления сенсибилизации, компенсации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация – повышение чув-ти в результате систематических упражнений

компенсация – один орган чув-в замен др (повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых)

развитие спецпрактичдеят-ти – сомилье,

Десенсибилизация – понижение чув-ти в процессе деят-ти (на заводе хуже слух, часовщик-зрение)

Контраст ощущ — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности (одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой)

Синестезия – раздраж одной модальности вызывраздраждр модальности (звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет —ощущение кислого)

Сформулируйте и раскройте понятие «восприятие». Перечислите виды восприятия на основе различных оснований для классификации. Назовите основные свойства восприятия. Каждое свойство раскройте через примеры

Восприятие – целост-е отраж-е предметов, непосред-но воздейств-х на органы чув-в, в совокуп-тьсв-в и признаков этих предметов. Воспр-е это сумма всех ощущений, а также и интеллек-йпроцесс, позвол-й выстроить образ. Итог Воспр – образ объекта. Формир-ся образ зависит от: самого объекта, анализатора и способа обследования.

Виды:по участию воли 1.непроизвольное 2.произвольное и т. В зависим-ти от модальности рецептора звук-е, зрит-е, обонят-е и т.д. В зависим-ти от слож-тиразвер-типерцептивдеят-ти симультанное — одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости (смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком) и сукцессивное — развернутая последовательность протекания какого-либо процесса (недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым). В зависим-ти от формы сущ-я материи пространства(способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.), времени (образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность), движения.( это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события).

Свойсвта:структурность человек воспринимает не отдельные фрагменты, а обобщенный образ, структуру. Мы воспринимаем музыку не как отдельные звуки, а как единое музыкальное произведение.Избирательностьчеловек выделяет для себя из общего фона, только те предметы, явления, которые более контрастны.в тексте, большее внимание привлекают выделенные слова, различные подчеркивания, цветовые выделения.

ЦелостностьВсякая фигура, объект, ситуация воспринимается как целый образ, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент не видны, т.е. составляют тыльную её часть. В кубе мы видим только три его стороны, остальные мысленно достраиваются до полного логического образа.  Если на бумаге изобразить четыре линии, расположенных как квадрат, но не соединенные по углам, то мы всёравно воспримем эту фигуру как квадрат.Осмысленность причисление восприним-го объекта к классу, группе, его обобщение. Константность Мы воспринимаем окружающие вещи, предметы, сравнительно постоянными по форме, величине, цвету, независимо от освещения, удаленности (ближе, дальше). С верхних этажей высотного дома поначалу люди, машины нам кажутся очень маленькими, но со временем мы начинаем воспринимать всё без искажения размеров.Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Охарактеризуйте восприятие как перцептивную деятельность, через анализ входящих в нее перцептивных действий и операций. Сформулируйте понятие перцептивного эталона.

Восприятие – целост-е отраж-е предметов, непосред-но воздейств-х на органы чув-в, в совокуп-тьсв-в и признаков этих предметов. Воспр-е это сумма всех ощущений, а также и интеллек-йпроцесс, позвол-й выстроить образ. Итог Воспр – образ объекта. Формир-ся образ зависит от: самого объекта, анализатора и способа обследования.

Сущ-т 2 класса моторных действий: 1.поисковые(собственно поиск объекта, установочные, корректир-е)2гностические (собственно перцептивные действия)-действия участвующие в построении образа, в измен-и пространственных хар-к объекта, в опознании знакомых объектов.

Т.о. Восприятие – это система перцептивных действий и овладение или требует спец обучения.

Психические перцептивные действия:

обнаружение

различения

Оперативные единицы – это содержания, выделяемые субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи.

даются различные формирующие перцептивных эталонов(через обучение и собственную активную деят-ть). Перцептив эталон – хранящийся в памяти обощенный образ определенного объекта или явлкения организует непосредственное восприятие.

Черты перцептивного действия: развернутость и сукцессивность(послед-ть)

итог – построение образа.

опознание сравнение, идентификация(отждествление объекта с образом объекта в памяти), категоризация, изличение нового, соответсвующего эталона.

Раскройте основную линию развития восприятия в онтогенезе. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития восприятия.

Восприятие – целост-е отраж-е предметов, непосред-но воздейств-х на органы чув-в, в совокуп-тьсв-в и признаков этих предметов. Воспр-е это сумма всех ощущений, а также и интеллек-йпроцесс, позвол-й выстроить образ. Итог Воспр – образ объекта. Формир-ся образ зависит от: самого объекта, анализатора и способа обследования.

Уже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность. Эти восприятия, физиологической основой которых является врожденная способность мозга реагировать на комплексные раздражители, еще очень несовершенны и могут рассматриваться всего лишь как исходные для последующего их развития. В этой структуре отсутствуют те стороны восприятия, которые определяются предшествующим опытом, поскольку такого опыта у ребенка младенческого возраста еще нет. Эти начальные восприятия вызываются такими особенностями объекта, привлекающими внимание ребенка, как яркая окраска, движение, сильные звуки, характерные запахи и т. д. Первоначально эти восприятия выступают в форме мало детализированных смутных зрительных образов предметов, привлекающих внимание ребенка. Дальнейшая их дифференциация становится возможной лишь при соединении зрения с осязанием и мышечно-двигательными ощущениями: ребенок тянется к воспринятым с помощью зрения вещам, постоянно и длительно манипулирует с ними. Осязание и мышечно-двигательные ощущения играют при этом двойную роль: 1) они знакомят ребенка с теми особенностями объекта, которые могут быть познаны только с их помощью — особенности поверхности, вес предмета, его форма и т. д.; 2) с их помощью уточняются и делаются более определенными важные особенности зрительного образа воспринимаемого объекта. При манипулировании с разными объектами в процессе формирования образа восприятия включается мышление в его пока элементарных формах — в виде процессов сравнения, различения и связанного с ними обобщения.Дальнейший процесс дифференциации и одновременно обобщения восприятий совершается при участии речи, сперва пассивной, а затем активной. В этом возрасте пассивная речь (слова и фразы, произносимые окружающими ребенка взрослыми людьми и слышимые им одновременно с зрительными, осязательными и мышечно-двигательными восприятиями) играет огромную роль и развитии восприятий ребенка: эти слова впервые приобретают сигнальное значение, прочно связываясь с первосигнальными (зрительными и др.) раздражениями. Благодаря словесным обозначениям внимание ребенка фиксируется на воспринимаемых предметах и их особенностях, благодаря чему их образы уточняются и делаются более определенными. Еще большее значение для совершенствования восприятий имеет активная речь ребенка, когда он сам произносит слова и фразы, относящиеся к воспринимаемым объектам. В этом случае речь ребенка органически связывается с его деятельностью (игра, труд) и таким образом совершаемые ребенком движения и действия начинают содействовать уточнению и дифференциации восприятий.

Ко времени поступления в школу структурные особенности восприятия нормально развитым ребенком окружающих предметов уже полностью сформированы: установились определенные крепкие связи между второй и первой сигнальными системами;

Дайте общее представление об основных теориях восприятия

Восприятие – целост-е отраж-е предметов, непосред-но воздейств-х на органы чув-в, в совокуп-тьсв-в и признаков этих предметов. Воспр-е это сумма всех ощущений, а также и интеллек-йпроцесс, позвол-й выстроить образ. Итог Воспр – образ объекта. Формир-ся образ зависит от: самого объекта, анализатора и способа обследования.

1.Структурализм: Э. Титченер считал, что восприятие — это нечто большее, чем простая сумма ощущений, поскольку последние не содержат информации о прошлом опыте и о значении сознательного образа. В. Вундт описывал процесс комбинирования элементарных ощущений в терминах фузии, ассимиляции, контраста и усложнения, а также апперцепции, или творческого синтеза, объединяющего процессы восприятия, воображения и памяти. Исследовательскую программу структурализма хорошо демонстрирует так называемый «структуралистский треугольник». Каждая точка такого треугольника вызывает одиночное элементарное ощущение, а сумма таких ощущений, в свою очередь, дает восприятие треугольника в целом.2.Гештальтпсихология: Максу ВертгеймерКурт Коффка и Вольфганг Кёлер, выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.3.Теория бессознательных умозаключений Г.гельмгольца. Этот подход рассматривает восприятие с точки зрения не результирующего образа и составляющих его компонентов, а самого перцептивного процесса. Иными словами, образ восприятия понимается как функция перцептивной системы.4.Экологический подход к восприятию гибсона. Зрительное восприятие.восприятие является естественным процессом, сформировавшимся в результате эволюции для связи с реальным миром. Следовательно, изучение восприятия должно быть прежде всего направлено на естественные сигналы, которые типичный наблюдатель получает из окружающего его мира.5.Когнитивная психология. Исходное суждение Брунера заключается в том, что всякое восприятие предполагает акт категоризации: все, что воспринимается, приобретает значение оттого, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории, по Брунеру, это правила, по которым мы относим предмет к определенному классу. 6.теория деятельности Леонтьев.восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так как именно в образах, чувственных и умственных проявляется результат восприятия

Раскройте проблему внимания в психологии. Назовите и поясните функции и виды внимания. Раскройте основные физиологические и нейрофизиологические механизмы внимания

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

Проблема внимания в психологии сост в том, что:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Функции: 1. отбор значимых воздействий и игнорирование(торможение) незначимых воздействий. 2.удержание, сохранение образа и обеспечение длительности психической деятельности, направленную на 1 объект. 3. интериоризация, функция контроля и регуляции.(гальперин)

виды: непроизвольноеФизиологической основой непроизвольного (непреднамеренного) внимания является ориентировочный рефлекс, побуждающий человека реагировать на то, что происходит в окружающей среде.Если объяснение учителя интересно по содержанию, включает элементы наглядности, ученики без всяких усилий, внимательно слушают рассказ педагога и сосредоточенно наблюдают то, что он показывает.

произвольное Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Ученик решает задачу, ему трудно сосредоточиться, но он заставляет себя это сделать, вникает в условие, думает. Нередко внешние раздражители отвлекают внимание ученика, но он усилием воли принуждает себя к сосредоточенной работе.

послепроизвольноепоявилось у человека в результате трудовых усилий, поэтому оно имеет волевой характер.

физиологические механизмы внимания Сущность внимания, как уже говорилось, в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физиологическая основа внимания — механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается переключение внимания с одного предмета на другой.

Перечислите и раскройте основные свойства внимания. Приведите примеры проявления основных свойств внимания

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

1.объем это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.(число мюллера 7+ -2)

2.устойчивость длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. (Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия)

3.концентрация определяется единством связи субъекта и объекта познания.

4.переключаемость это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. (феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.)

5.распределение это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности. (ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает (карту, картину), или должен слушать и одновременно записывать.)



Назовите основные факторы, определяющие внимание. Охарактеризуйте возможности организации внимания слушателей в учебной аудитории, опираясь на знание функционирования внимания

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека.

Ко второй — факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта.

Первую группу составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с факторами структуры восприятия.

Одним из факторов, входящих в эту группу, является интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одинаковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т. п.), внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем. Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей.

Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает специальный ориентировочный рефлекс.

Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, — те, которые связаны не столько с внешней средой, сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.

В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.

Существенное значение для понимания факторов, направляющих внимание человека, имеет структурная организация человеческой деятельности.

Опишите общие закономерности развития высших форм внимания в онтогенезе. Опишите сущность экспериментального исследования развития опосредованного внимания А.Н.Леонтьева.

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Сначала люди действуют по отношению к ребенку, а затем он вступает во взаимодействие с окружающими.

Согласно результатам А.Н. Леонтьева, элементы произвольного внимания встречаются и в дошкольном возрасте, однако действительно произвольным оно становится лишь после овладения ребенком приемами его организации, упорядочения. А это происходит лишь в школьном возрасте, и 11-12-летние учащиеся уже достигают высокой ступени развития произвольного внимания.Поэтому в истории развития внимания дошкольный возраст резко отличается от всего последующего периода жизни ребенка.Разработан Л. С. Выготским и связан с его теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти (конец 1920-х годов). Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали 2 основных положения: 1) специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства — знаки (в том числе символы, язык, меры, сенсорные эталоны и тому подобное); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.

Обозначьте основные объяснительные принципы внимания в классической экспериментальной психологии сознания (В Вунд, Э.Титченер, У.Джемс). В чем сходство и различие подходов этих психологов



Структурная метафора сознания Вундта:

внимание – направленность сосредоточенность психики на том или ином объекте или явлении

Центральной проблемой исследований В. Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания.

Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Метафора волны в теории Э.Титченера

Э. Титченер ввел дополнительную метафору для объяснения феномена внимания – метафору волны. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т.е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции). Он описал явление «аккомодации» внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.

Э. Титченер создал также одну из самых ранних классификаций внимания. По степени произвольности он выделял первичное (непроизвольное) и вторичное внимание. В случае первичного внимания новые неожиданные или, напротив, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально «берут наше сознание штурмом».

Вторичное внимание мы способны удерживать только с помощью усилия. Оно является активным и произвольным, причем всегда содержит в себе конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

В качестве особого вида внимания Э. Титченер выделил первичное произвольное внимание, определяемое им как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке развития.

Оно возникает, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает нас интересовать сам по себе. Например, книга, которую мы сначала читаем по необходимости, затем увлекает нас до такой степени, что мы не обращаем внимания на другие события (или стимулы для привлечения первичного внимания).

Раскройте основные направления объяснения внимания в гештальтпсихологии (К.Кофка, Э.Рубин, В.Келлер). Каков основной вклад гештальтпсихологов в современное психологическое понимание внимания.

В. Келер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) проводит мысль — физический мир и психический подчинены принципу гештальта. Предположил существование электромагнитных полей в мозгу, которые возникают под влиянием стимула Принцип изоморфизма, т.е. единства мира — физического, физиологического и психического. Объяснение психических явлений должно состоять в нахождении соответствующих структур в мозговых процессах.

Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915). Д. Катц показал роль гештальтфакторов в поле осязания и цветового зрения. В. Келер в экспериментах на курах пытался проверить, что является первичным -восприятие целого или элементов. В результате: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Структура — первичный примитивный акт. В 1917г. распространил принцип структурности на объяснение мышления. По Келеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

В 1921г. К. Коффка попытался приложить общий принцип структурности к фактам психического развития в онто — и филогенезе. Развитие состоит в усложнении примитивных форм поведения, образованию более сложных структур и установлению соотношений между ними. Также занимался вопросами общей психологии — «Принципы гештальтпсихологии».

М. Вертгеймер занимался проблемами мышления и творчества Он приходит к выводу, что мышление заключается в осознании структурных особенностей и требований; в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Переход на новую точку зрения — инсайт (озарение), отказ от сложившихся в прошлом опыте шаблонов, схем.

Охарактеризуйте моторные теории внимания (теория Т.Рибо, теория волевого внимания Н.Н.Ланге). В чем сходство и различие позиций данных авторов.

Двигательный эффект внимания , по мнению Рибо , состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания . Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание . Таковы характерные черты моторной теории внимания , предложенной Т . Рибо .

Отечественный ученый Н . Н . Ланге выдвинул концепцию волевого внимания . Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки внимания , запечатленной в вундтовском понятии об апперцепции. Исходным и фундаментальным является непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее. Ученый разбил протекание акта внимания на три фазы:

1) первичное восприятие;

2) реакцию, улучшающую восприятие;

3) собственно улучшенное восприятие.

Классификация видов внимания Н . Н . Ланге совпадает с классификацией различных форм реагирования человека. Рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). В инстинктивном внимании приспособительная реакция опосредуется эмоциональным состоянием (например, реакция удивления). И, наконец, волевое внимание включает в себя предвосхищение того, что должно быть воспринято. Волевое внимание тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий.

Ланге решал вопрос об основном механизме волевого внимания . Чем достигается эффект волевого внимания — усилением интенсивности представления или увеличением ясности и отчетливости представления? Ланге пришел к выводу, что верна первая гипотеза: улучшение восприятия достигается за счет усиления интенсивности представления. Поясним мысль Ланге на примере. Допустим, вы назначили встречу с приятелем. Вы ждете его уже долгое время, а он все не появляется. Вы всматриваетесь в толпу, представляя себе, что ваш друг вот-вот подойдет. И, в конце концов, четко различаете его силуэт среди людского потока. Но несколько минут спустя выясняется, что вы обознались. Почему? Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Именно поэтому мы часто видим и слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле.

Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе. Публикация, в которой она излагалась, получила высокий индекс цитирования

Охарактеризуйте проблему внимания в отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.Внимание как интериоризированный контроль (П.Я.Гальперин)).

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком кзначением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных.видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

Назовите и дайте общую характеристику структурным и ресурсным моделям внимания в когнитивной психологии. Обозначьте основные тенденции исследования внимания в современной когнитивной психологии.

С тех пор как психология стала отдельной областью знания, психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Правда, по разным основаниям. Одни потому, что вообще отрицают деятельность субъекта и все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма — ассоциаций, образования структур. Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями или с какой-нибудь их стороной; и не было такой функции, сочетания функций или такого психического явления — от „направленности“ до „изменения организации“ психической деятельности, от „темного“ кинестезического ощущения и двигательных установок до сознания в целом, — с которым не отождествляли бы внимание.

Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. Анализ этих трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Нельзя отрицать значения этих фактов и правомерности вытекающего из них и столь обескураживающего вывода. Хотя у нас всегда остается какое-то внутреннее несогласие с ним, и в пользу такого несогласия можно было бы привести ряд соображений о странном и тяжелом положении, в которое ставит нас такое понимание внимания, но, пока соображениям противостоят факты, а у психологии нет других источников фактов, кроме наблюдения (внешнего, за телесными проявлениями внимания, и внутреннего, за переживаниями внимания), указанные выше факты сохраняют абсолютное значение и отрицание внимания как отдельной формы психической деятельности представляется и неизбежным, и оправданным.

Основные тенденции исследования внимания:

Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

(1) внимание как селекция. Эксперименты К. Черри: человек как приемник информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые) и нерелевантные потоки. Свойства приемника: 1) настройка на релевантный канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать решение, перекодирование информации. Две основные гипотезы: 1) определение возможных характеристик стимула, который используется для выделения сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б) особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г) синтаксис; д) содержание. 2) определение судьбы отторгнутых сообщений. Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция: а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять информацию релевантного канала. Результаты: 1) варьирование характеристик стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы. 2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула во многом определяют его (прием).

Сформулируйте и раскройте понятие «память». Назовите функции памяти, перечислите виды памяти по различным основаниям. Ответ иллюстрируйте примерами. Дайте представление о физиологических и нейрофизиологических механизмах памяти

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти:

.по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[1]

Физиология памяти : к физиологич. мех-м памяти относятся образование, зпкрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти:запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Условием успешной выработки нервных связей явл значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение его в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга. Связанно с изменениями РНК.

Назовите и дайте характеристику основных процессов памяти. Раскройте связь процессов памяти с личностью человека. Ответ иллюстрируйте примерами

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

запечатление – запечатление образа в деталях. (импритинг- фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи. Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.)

запоминание — этопроцесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель- запомнить материал.

заучивание — запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний. зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки -запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

воспроизведение — Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение — более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо.

Сохранение и забывание — это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение(связ с переработкой инфо) это удержание в памяти, а забывание (тесно связ с личностью, потребностями, интересами.) это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

Раскройте основные закономерности непосредственного произвольного запоминания (экспериментальное исследование памяти Г.Эббингауза). Дайте определение понятиям интерференции, проактивного и ретроактивноего торможение

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Идея: изучения закономерности чистой памяти, без мышления и логики. Предъявления – бессмысленные слога(метод напряжения памяти).

закономерности механического произвольного запоминания:

средний объем памяти 5+-2

объем материала зависит от способа предъявления

запоминание материала зависит от объема предлогаемой инфо

запоминание зависит от места в общем ряду ( интерференция – наличие тормозящего эффекта одной части на др. )

проактивное торможение – предыдущее тормозит последующее.

ретроспективное торможение – последующее тормозит предыдущее.

эффект края –два вида торможения действуют на середину.

повторение подряд менее продуктивно, чем распределение повторения в течение времени.



привлечение внимания к объекту улучшает его запоминание.

Раскройте закономерности развития опосредованного запоминания на основе анализа результатов эмпирического исследования А.Н.Леонтьева («Параллелограмм развития памяти» А.Н.Леонтьев)

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средст запоминания и воспроизведения материала Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, непосредственное становится опосредственным.

На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами, Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее чем опосредствованного.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека тесно связан с развитием речи.

Поясните роль осмысления материала при запоминании, объясните явление реминисцении

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap