ответы по эк.теории



1. Предмет и метод экономической теории

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Методы экономической теории:

1. Абстракция, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы.

5. Моделирование. Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

2.Натуральное и товарное хозяйство.

Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное. Они являются прямо противоположными друг другу и различаются:

а) по замкнутости или открытости хозяйства;

б) по развитости или неразвитости общественного разделения труда;

в) по формам общественного продукта;

г) по видам экономических связей между производителями и потребителями благ и услуг.

Натуральное хозяйство – это хозяйство, удовлетворяющее свои потребности исключительно за счет собственного производства.

Рассмотрим характерные черты натурального хозяйства.

Во-первых, натуральное хозяйство – замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания различных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.

Иногда подобная тенденция охватывает целые государства. Это происходит тогда, когда они проводят экономическую политику, известную под названием “автаркия”. Под автаркией подразумевается создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках одной страны, что сопровождается разрывом традиционных экономических связей с другими странами.

Во-вторых, для натурального производства характерен ручной уни версальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы.

В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Она развивается по формуле “производство – распределение – потребление”. То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и, минуя ее обмен, идет в личное и производительное потребление.

В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось в развивающихся странах. Причем оно сосуществует с товарным и капиталистическим производством. В нашей стране натуральное производство развито в личном подсобном хозяйстве крестьян и на садово-огородных участках городских жителей.

Товарное производство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке.

Товарному (рыночному) хозяйству присущи следующие основные черты.

Во-первых, это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям.

Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который в свою очередь дает толчок разделению труда. Отсюда понятно, что – в отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов. В итоге возникает разделение труда:

а) международное – между странами;

б) общее – между крупными отраслями народного хозяйства;

в) частное – деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства;

г) единичное – внутри предприятий на разные их подразделения.

В-третьих, товарному производству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле “производство – распределение – обмен – потребление”. Из готовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие продукты или на деньги и лишь затем попадает в сферу производительного или личного потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготовления данной продукции для продажи. Именно через обмен устанавливаются экономические отношения типа “субъект (товаропроизводитель) ® товар ® деньги ® субъект (покупатель)”.

Условиями возникновения товарного производства являются общественное разделение труда и хозяйственное обособление людей при изготовлении какого-либо продукта. Хозяйственное обособление производителей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда в качестве производителя выступает частный собственник. В меньшей мере обособление достигается при сдаче какого-либо имущества в аренду. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство, как это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.

3.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование товарного и других рынков. Инфраструктура товарного рынка включает прежде всего оптовую и розничную торговлю, торговую сеть — магазины и другие предприятия, главное назначение которых: бесперебойно обеспечивать процесс купли-продажи товаров; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи, призванные заменить распределительную сеть органов материально-технического снабжения и сбыта при сохранении и развитии их материальной базы. В инфраструктуру товарного рынка входят и специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др. В инфраструктуру внешней торговли входят торговые коммерческие центры, торгово-промышленные палаты, выставочные и ярмарочные павильоны, торговые дома, внешнеторговые фирмы и объединения. Инфраструктура финансового рынка, обеспечивающая его эффективное функционирование, включает всю банковскую систему, в т. ч. коммерческие банки, биржу фондовую, биржу валютную, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и другие формы финансово-кредитного обслуживания рыночного хозяйства. Сюда относятся и аудиторские фирмы, выполняющие различные функции финансово-кредитного обслуживания на коммерческих началах. В качестве государственных органов действуют инспекция по контролю за ценными бумагами, Фонд государственного имущества и др. Рынок рабочей силы, или рынок труда, также требует создания развитой инфраструктуры: в нее могут входить службы занятости или биржи труда, общегосударственная и региональные системы учета спроса и предложения рабочей силы, переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий и стипендий, регулирования миграции рабочей силы и т. п. Ряд звеньев инфраструктура рынка предназначены для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридическое обслуживание продавцов и покупателей, оказание им содействия в заключении, правильном юридическом оформлении сделок, транспортно-складская система, информационное и рекламное обслуживание участников рыночных процессов. Создание высокоразвитой инфраструктура рынка сопряжено со значительными затратами и не может быть осуществлено в короткие сроки. Необходимо открыть сотни универсальных и специализированных товарных бирж с широкой сетью брокерских фирм, обеспечить их современной системой электронной связи, подготовить кадры, способные выполнять посреднические функции вместо привычных команд, приказов, выделения фондов и лимитов. Крупных капитальных вложений потребует строительство товарных складов и баз, хранилищ сельскохозяйственной продукции.

4. Экономические и социальные условия формирования рынка

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие. Экономические условия — это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки — оказание финансовых услуг; поставщики — снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы — предоставление услуг по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения — предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг; агентства по трудоустройству — оказание помощи в подборе рабочей силы; учебные заведения — обучение рабочих и специалистов — служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.

Элементы процесса предпринимательства представлены на схеме 1.1.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др^

Важную роль в формировании предпринимательства играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

5. Теории предельной полезности: возникновение сущность, развитие

Возникновение теории предельной полезности

Впервые теории предельной полезности как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х годах практически одновременно в Австрии, Англии и Швейцарии. 70-80е годы 19 века в истории экономических учений принято называть эпохой «маржиналистской революции», так как основные положения развивающихся в то время теорий маржинализма сильно отличались от представлений классической школы, маржинализм был признан переворотом в науке. Предельный, маржинальный подход был применен прежде всего к исследованию полезности благ. В конце 17 века француз Кондильяк и итальянец Галиани высказали мысль о том, что ценность вещей определяется их полезностью. Но основные положения теории были сформулированы представителями австрийской школы. Свое название школа получила от страны, где работали три самых выдающихся представителя этого направления: Карл Менгер, Фридрих Визер и Ойген Бем-Баверк. Они пытались дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов, поэтому можно сказать, что они стали основателями учения о поведении людей на рынке потребительских благ. Это учение впоследствии получило название — теория предельной полезности. В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности. Взгляды видных представителей австрийской школы весьма тесно связаны и дополняют друг друга. Так, Мегнер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в обиход сам термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производств. Бем-Баверк развил далее взгляды своих предшественников. Важной особенностью австрийской школы является последовательный субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремились вывести только из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. Мегнер писал, что «ценность, это суждение, которое имеют хозяйствующие люди о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует». Бем-Баверк различал ценность в объективном и субъективном смысле. Он писал, что субъективная ценность блага есть его «важность с точки зрения благополучия человека», а объективная часть — «важность, основывающаяся на меновой силе». Защитники теории предельной полезности, выводя ценность из полезности, считают необходимым различать два вида полезности: абстрактную или родовую полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей, а также конкретную полезность, которая означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Однако, австрийская школа не нашла убедительного решения основного вопроса: как перейти от субъективных оценок полезности товаров к реальной рыночной цене. Так, Бем-Баверк в книге «Основы теории ценности хозяйственных благ» попытался выводить из предельной полезности «объективную меновую ценность» и из нее — рыночную цену. Между тем, очевидно, личные субъективные ощущения несоизмеримы и не сопоставимы с объективными стоимостными и денежными величинами. Однако принцип предельной полезности послужил отправной точкой для последующей разработки положений и категорий, в виде универсальной концепции «предельных величин», с помощью которых удалось открыть многие функциональные математические зависимости в производстве, потреблении и рынке. Современные же экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Сущность теории предельной полезности и ее развитие

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребности людей, с поиска критерия полезности благ. Под полезным эффектом благ понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека. Теория предельной полезности рассматривает не полезность потребительских благ вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны принести данному индивиду. Иными словами, предельная полезность — это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу. Полезность невозможно измерить. Она суть лишь аналитическая конструкция, предназначенная объяснить схему, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между полезными товарами. Менгер утверждает, что ответить на вопрос: какова ценность единицы определенного блага — можно лишь зная, какое количество единиц данного блага доступно распоряжению человека. В концепции Менгера ценность единицы блага равна для субъекта значению, которое имеет удовлетворение наименее важной потребности, доступное при данном количестве единиц этого блага. Новая теория стоимости учитывала необходимость разграничения совокупной и предельной полезности благ. Такое разграничение позволило объяснить знаменитый «парадокс Смита». Его суть заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие в жизни человека наивысший полезный эффект (например, вода, хлеб), ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, польза которых с точки зрения естественных потребностей индивида , не вполне очевидна (бриллианты…), имеют очень высокую ценность. Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно меньше бриллиантов, но так бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.

Важнейшим преимуществом маржиналистской теории ценности над классической явился ее универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспроизводимых благ, а также была непримирима к мировой торговле. Теория предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вообще не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, теория предельной полезности не только объяснила пропорции обмена, но и создала теоретический язык (предельный анализ), пригодный для применения к другим экономическим проблемам. Причины победы «маржиналистской революции» лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории — предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов.

Итак, ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Таким образом, если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость). Из чего следует, что изначально стоимость — это потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида экономического блага для конкретного индивидуума. Также Менгер вводит деление благ на блага низшего порядка (предметы потребления) и блага высших порядков (используемые для создания предметов потребления). Таким образом новшество заключалось в толковании ценности этих групп благ. Традиционно считалось, что ценность (стоимость) предметов потребления определяется ценностью (стоимостью) используемых при их создании факторов производства — сырья, орудий труда и т.д. По Менгеру все обстоит как раз наоборот: ценность благ низшего порядка определяет ценность благ высших порядков. Степень удовлетворения нужд потребителя обуславливает ценность потребительских продуктов, а от того, насколько они ценны, зависит ценность непосредственно задействованных при их изготовлении средств производства, чем, в свою очередь, определяется ценность сырья и машин, примененных для выпуска вышеназванных средств производства, и т.д. Менгер уточняет, что ценность благ высших порядков отражает не сегодняшнюю ценность благ низшего порядка, а ожидаемую на тот момент, когда завершится их создание благами высших порядков.

Степень полезного эффекта благ зависит от их ограниченности, возможности воспроизведения. Человек нуждается не вообще в данном благе, а в определенном его количестве. Полезность каждой новой единицы блага зависит от уже имеющихся у него подобных единиц. Потребность в новых единицах блага с увеличением их числа постепенно насыщается. Поэтому по мере увеличения потребления каждой новой единицы блага степень насыщения увеличивается, а полезность каждой следующей единицы блага убывает. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности. Первоначально данный закон был сформулирован как закон насыщения потребностей Г. Госсеном. В экономической литературе он получил название первого закона Госсена.

Для большинства товаров этот закон действует со второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобретения очередных единиц данных товаров их предельные полезности начинают снижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезность может возрастать.

Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности — денежные, специальные, например, ютиль (от англ. Utility — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Die Ordnung — порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную», т.е. порядковую величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы.

Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы и предельной полезности следующей единицы. Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности 20 в., сделавшей своим основным содержанием проблему потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.

Парето исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а лишь как один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А.Маршал считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена.

Таким образом центральная идея ординалистского подхода может быть объяснена следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны товары, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, преобразовав субъективную теорию полезности в общую логику выбора, Аллан и Хикс значительно сблизили теоретическую базу с практическим поведением потребителя. Закономерности этого ведения уже не связаны с измерением полезности. Их исследование базируется на наблюдаемых эффектах «замещения» и «дохода». Они исходили из наличия у потребителя определенной субъективной шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами эти предпочтения принимают форму кривых безразличия.

Потребительский бюджет и цены определяют, какой набо продуктов предпочтет потребитель. Если покупатель ведет себя рационально, то он должен извлечь максимальную пользу из имеющихся в его распоряжении денег, т.е. он предпочтет такое сочетание продуктов, чтобы получить максимальное удовлетворение. Максимум достигается тогда, когда нельзя найти лучшего сочетания. Если купить чуть больше одного товара и чуть меньше другого, то удовлетворение покупателя будет меньшим. Это происходит, когда последняя денежная единица дохода, потраченная на единицу каждого продукта, принесет одинаковую дополнительную (маржинальную) полезность.

При возможности значительных изменений количеств обоих товаров можно составить множество их комбинаций (наборов). Все эти комбинации в зависимости от степени предпочтения и потребителем можно разбить на отдельные группы. Комбинации, входящие в одну группу товаров, равнозначны для потребителя, и на графике объединяются одной кривой безразличия (название подчеркивает, что потребитель безразличен к выбору комбинаций, составляющих эту кривую). Зато значение отдельных групп неравноценно для потребителя. Поэтому кривые безразличия, построенные для разных групп товаров, будут иметь различное значение на шкале предпочтений потребителя.

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как избыток потребителя (потребительская рента). Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду.

Вернемся к графику: положение бюджетной линии показывает, что потребитель может позволить себе сочетания товаров Х и Y в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на графике, где бюджетная линия касается кривой Б в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащих выше кривой Б, для потребителя недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью. Бюджетная линия — это все комбинации товаров, которые потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах. Таким образом, кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия показывает, что потребитель может купить. Комбинация кривой безразличия и бюджетной линии определяет, что потребитель вероятнее всего купит, поскольку его желания совпадут с его возможностями. Так как денежный доход потребителя ограничен, то он будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Потребитель достигает равновесия, выбирая такой потребительский набор на бюджетной линии, который максимизирует его удовлетворение. Потребитель может расположиться в любой точке бюджетной линии, но рациональный потребитель — в максимально достижимой точке кривой безразличия. Задача потребителя — найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечила бы для него максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких единиц альтернативного товара В ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Потребитель максимизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. Это и есть оптимальный выбор продуктов. Максимальная полезность при покупке продуктов достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную (добавочную) полезность.

Весомый вклад в решение проблемы измерения и максимизации полезности внес А. Маршалл. Теория благосостояния Маршалла, предполагая постоянную предельную полезность денег, позволила измерить полезность благ с точностью до общего множителя, что воплощено в правиле максимизации полезности. Принцип максимизации, используемый для анализа поведения потребителя при распределении определенного дохода во время покупок, применялся и в других экономических концепциях, поскольку имеются общий принцип и методы анализа. Общий принцип — это упорядоченный перебор ряда допустимых состояний, выражаемый соответствующими значениями максимизируемого показателя. Этот показатель может быть полезностью, прибылью или продуктом в натуральном выражении. Оптимальное состояние достигается при максимально возможном значении данного показателя.

6. Рыночный и затратный методы формирования цен и тарифов

Затратные методы ценообразования

Одним из решающих путей повышения конкурентоспособности торговой организации является оптимальный механизм ценообразования и установление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень цены реализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара.

Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяет для себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которые он намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуя политику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизм ценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческого хозяйствования. Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:

1. Политика цен — общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.

2. Стратегия ценообразования — это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. С целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен, а именно совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования.

В экономической литературе описаны различные методы формирования цены, причем зачастую используются разные только названия методов, но содержащие одну суть и методику расчета и базовые показатели. Как правило, выделяют затратный подход к ценообразованию, ценностный и эконометрический. Однако с развитием рыночных отношений перечень был несколько расширен и модифицирован. В настоящее время целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:

1. Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.

2. Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.

3. Параметрический (нормативно-параметрический) или эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.

4. Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.

Кроме того, в каждой группе выделяют разновидности методов ценообразования в зависимости от способа учета и распределения расходов, экономической ценности, покупательского спроса и конкурентных преимуществ. Все методы в той или иной степени базируются на экономическом функционировании субъектов механизма ценообразования с одной стороны, и с другой стороны — на оценке расходов продавца и требованиях покупателя, предъявляемых к качеству / полезности товара.

Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру рынка. Этот метод позволяет оценить долю расходов в цене каждого товара и делает расчет цен точным с большей степенью вероятности, так как легче продавцу спрогнозировать свои показатели расходов, чем спрос и поведение конкурентов.

Поэтому практически каждый продавец в той или иной степени использует эти методы в своей практике при формировании механизма ценообразования

Методики рыночного (ценностного) ценообразования основаны на предположении, что, во-первых, все покупатели обладают полной информацией обо всех товарах аналогичного назначения, присутствующих на рынке, во-вторых, все покупатели являются экономическими людьми, т.е. всегда принимают решения рационально, сопоставляя информацию о цене товара и значении его основных параметров. Данные предположения действительны в реальной практике при продаже товаров производственно-технического назначения, также при продаже дорогостоящих потребительских товаров и услуг. В первом случае функцию информационного обеспечения и принятия ценовых решений выполняет соответствующая служба компании (отдел снабжения, коммерческая служба, отдел комплектования и т.п.), во втором – покупатель самостоятельно.

Последовательность процедур определения экономической ценности и цены товара:

Этап 1. Определение цены товара, которую покупатель склонен рассматривать как лучшую из реально доступных альтернатив, т.е. товара выступающего аналогом при расчете цены оцениваемого товара. Данная процедура не составляет труда в розничной торговле, но определенные сложности могут возникнуть при анализе цен на продукцию производственно-технического назначения, т.к. фактические цены сделок могут существенно отличаться от прейскурантных.

Этап 2. Определение всех параметров, отличающих оцениваемый товар от альтернативного товара и количественная оценка отличий в значении параметров. Рекомендуется проанализировать следующие параметры: основное функциональное свойство; надежность; наличие дополнительных свойств (функций); содержание полезных (вредных) веществ; затраты на обслуживание; затраты на ввод в эксплуатацию.

На данном этапе должна быть дана оценка конкурентоспособности товара по качеству, т.е. оценены положительные и отрицательные отличия.

Этап 3. Оценка ценности для покупателя различий в параметрах оцениваемого товара и товара альтернативы. Необходимость данного этапа определяется тем, что для покупателя выгодность от изменения различных параметров будет различной. В результате выполнения совокупности работ данного этапа специалист по ценообразованию должен ответить на вопросы: «Готов ли покупатель платить больше за улучшение параметров товара и на сколько? Привлечет ли покупателя снижение цены товара более низкого качества? Насколько должна быть снижена цена товара с худшими свойствами, чтобы покупатель согласился купить данный товар?» Способы получения ответа на данные вопросы определяют разнообразие методов ценностного ценообразования.

Этап 4. Расчет экономической ценности товара. Осуществляется суммированием цены товара альтернативы и полученных на предыдущем этапе оценок ценности отличий.

Этап 5. Расчет цены товара. Экономическая ценность является ориентиром для установления цены товара, которая в зависимости от избранной стратегии может быть выше или ниже экономической ценности.

Наиболее распространенными методами установления цен с ориентацией на условия конкуренции являются: метод текущей цены и метод «запечатанного конверта».

7.Негативные и позитивные элементы рыночной экономики

Роль рынка в экономике. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует «человека административного», больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативногоРынок с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.Рыночный механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.Важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.^ Роль государства в рыночной экономике. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости.Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, где 27 % территории заражено радиоактивными элементами. Для того чтобы Беларусь могла стать чистой страной, на ближайшие десятилетия надо порядка 100 млрд дол. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится про-1дема еправедливого распределения доходов. Для рынка (аиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, Другие нетрудоспособные граждане. Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет работать. рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.^ 50. Функции государства в рыночной экономике, направления и методы государственного вмешательства в экономику.Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;

регулирование процессов использования производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;

управление демографическими процессами, обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;

ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

разработка целевых комплексных программ экономического развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.

8.Классификация рынков.

В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли-продажи как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить.

Рынок создается вокруг различных объектов, представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда, рынке ценных бумаг, рынке капитала и т.д. В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений.Потребительский рынок — совокупность индивидов и семей покупающих товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, множественной конкуренцией, децентрализованной структурой.Рынок продукции производственно-технического назначения — совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, которые используются при производстве других продуктов. Ключевой стратегией маркетинга продукции производственного назначения является системная продажа, при реализации которой покупатель совершает системную закупку.Системная закупка — закупка пакетного решения проблемы с целью избежать закупок отдельных составляющих данной проблемы. Например, закупка правительством систем вооружения через генерального подрядчика вместо самостоятельных закупок отдельных компонентов данных систем по отдельности. В системную закупку обычно также входит набор услуг.Рынок перепродаж — совокупность организаций и индивидуальных лиц, приобретающих товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.Рынок государственных учреждений — государственные учреждения всех уровней (с общегосударственного до местного), покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функций.В зависимости от того, кто доминирует на рынке, последний подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя.Рынок продавца характеризуется более сильной позицией на нем продавцов по сравнению с покупателями.Рынок покупателя характеризуется более сильной позицией на нем покупателей по сравнению с продавцами.В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют: потенциальный рынок; доступный рынок; квалифицированный доступный рынок; целевой рынок; освоенный рынок.Потенциальный рынок — совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенному продукту.Доступный рынок — группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту.Квалифицированный, доступный рынок — совокупность потребителей, имеющих интерес, средства, доступ к рынку, а также удовлетворяющих законодательным требованиям, например возрастным ограничениям на вождение автомобиля.Освоенный рынок — совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт.Очевидно, что при проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на разных рынках.

9. Разгосударствление и приватизация

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственности. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные понятия, хотя и тесно связанные между собой.

Под разгосударствлением следует понимать процесс устранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежавшее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собственности и развитие рынка не следует понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обогащать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частного секторов, их симбиоз в разных формах признается наиболее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «теневой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и останется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства законы, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забывая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упуская из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду; превращение государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосударствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жилые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности используются: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фондов экономического стимулирования; часть прибыли, остающаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные инвестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов приватизации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собственник (владелец) контрольного пакета акций после завершения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление надежных социальных гарантий членам трудовых коллективов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, меньшей его оценочной стоимости. При проведении приватизации следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.

Одним из острых дискуссионных вопросов является приватизация земли. Главная причина, побуждающая государство отходить от монопольного владения землей, – неэффективность использования и ухудшение состояния сельскохозяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собственности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к установлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государственной собственности, начался процесс формирования многоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования. Приватизация проводится разными масштабами и неодинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и некоторых других странах СНГ.

В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собственности. На очереди второй этап – создание условий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока инвестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики, формирование полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление финансово-промышленных групп.

10. Собственность: экономический и правовой аспекты

Собственность — одна из наиболее сложных экономических категорий. Под собственностью обычно понимают имущество, принадлежащее кому-либо. Однако такое толкование ошибочно, поскольку в данном случае речь идет об объекте собственности. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование имуществом. Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, представленная лицом, группой лиц, обладающих каким-либо имуществом, распоряжающихся и пользующихся им. Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде какого-либо имущества, принадлежащего целиком или частично собственнику. В качестве объектов собственности в законодательстве большинства стран закрепляются недвижимое и движимое имущество, интеллектуальная собственность. Недвижимое имущество — имущество, состоящее из земли, зданий и сооружений, а также объектов инфраструктуры. Движимое имущество — машины, оборудование, инструменты, товары длительного пользования (автомобили, мебель и т. д.).Интеллектуальная собственность представлена научно-техническими изобретениями, достижениями в области искусства и литературы, а также другими продуктами человеческого интеллекта.

Собственность — не имущество, а система отношений между людьми по поводу этого имущества.Собственность — система экономических и юридических отношений, характеризующих социально-экономические и организационные формы присвоения имущества. Иными словами, собственность — санкционированные, признанные обществом отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и их использованием. Категория «собственность» — следствие факта редкости ресурсов и возможности их альтернативного применения. Отношения собственности — это система ограничения доступа других людей к редким ресурсам, к какому-либо имуществу. Главной составляющей отношений собственности является присвоение, т. е. отчуждение вещи от других людей. Отчуждение — лишение данного типа возможности использовать некое имущество. Иными словами, для одного человека определенное имущество является своим, а все другие люди воспринимают это имущество как чужое.

Образование собственности может идти разными путями: посредством производства, обмена, распределения, завоевания, парения, кладоискательства и т. д. Однако в любом случае в ее основе лежит труд, как мирный (труд ремесленника, крестьянина, купца, наемного работника), так и военный (труд воина). В чью-либо собственность имущество превращается благодаря труду, и его результаты не могут быть бесхозными. Труд — первооснова собственности.

От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование и распоряжение. Владение — более простое по сравнению с собственностью отношение. Владение — неполная, ограниченная собственность, предполагающая частичное присвоение. Владение представляет собой фактическое обладание имуществом. Собственность дает право собственнику неограниченно распоряжаться имуществом в своих интересах. Возможности же владельца в использовании этого имущества всегда ограничиваются интересами его собственника. Иными словами, владелец использует собственность на условиях, определяемых собственником. В современных условиях владение входит в состав отношений собственности. Пользование — фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Благодаря отношениям пользования собственник имущества или его владелец реализуют объект собственности, который они сами не могут или не хотят использовать. Если пользователь не является владельцем собственности, то он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, оговоренными собственником. Распоряжение — право субъекта распоряжаться объектом собственности, т. е. принятие решений по поводу функционирования объекта собственности.Распоряжение — действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, залог и т. д.). В принципе распорядитель должен получать право распоряжения объектом собственности от собственника-владельца. Иными словами, собственность — это целое, а ее элементами являются владение, пользование и распоряжение. В экономических отношениях складываются разные комбинации владения, пользования и распоряжения. Эти права могут быть сосредоточены у одного индивида. Например, крестьянин, являющийся собственником земельного участка, принимает решение о способе его использования и самостоятельно его обрабатывает. Перечисленные права могут принадлежать и разным людям. Например, владелец-собственник земли передает ее в распоряжение арендатору, который нанимает сельскохозяйственных рабочих для ее обработки, т. е. непосредственных пользователей.

Одним из наиболее распространенных вариантов интерпретации собственности в современных условиях является теория прав собственности. Разработке теории прав собственности посвящены труды многих видных экономистов — Р. Коуза, А. Алчиана, Д. Норта, Р. Познера и др. Авторы теории утверждают, что собственность — совокупность прав («пучок прав») по использованию вещи. К ним относят: право владения (право исключительного физического контроля над вещью): право пользования (право применения полезных свойств вещи для себя): право управления (право решать как, кем и каким образом будет использоваться собственность); право на доход (право обладать результатами от использования собственности); право суверена (право на потребление, отчуждение, изменение или уничтожение блага); право на безопасность (право на защиту от экспроприации собственности и вреда со стороны внешней среды); право на передачу благ в наследство (право собственника назначать преемника этой собственности); право на бессрочность обладания; запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде; право на ответственность в виде взыскания (право на взыскание собственности в уплату долга); право на остаточный характер (право на существование общественных институтов и процедур, обеспечивающих восстановление нарушенных прав собственника). Перечисленные права санкционируются обществом, его традициями, обычаями, законодательством и определяют отношения между людьми, складывающиеся в связи с существованием благ и их использованием.

Важно различать понятие «собственность» в юридическом и экономическом смысле. Любые экономические отношения определяются соответствующими экономическими действиями независимо от понимания этих действий обществом. Юридические же отношения являются отражением правил, которые общество вырабатывает сознательно. Собственность, как юридическая категория, определяет принадлежность объекта собственности се субъекту, владельцу; регулирует оборот имущества, т. е. смену собственника. Собственность как правовая категория представляет собой отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, где воля одних людей является границей для воли других. Юристы оперируют с уже существующей собственностью, они не рассматривают вопрос ее происхождения. Как экономическая категория собственность выражает отношения присвоения. В данном случае собственность — общественно-производственные отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в первую очередь средств производства. Экономисты изучают вопросы приобретения собственности путем производства, обмена, распределения. Для экономической теории очень важен объект собственности, так как обладание уникальной собственностью дает владельцу особый социальный статус по отношению к другим людям, не имеющим такой собственности

11. Типы экономических систем

В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

 

Типы экономических систем

 

 

Традиционная

 

 

Командная

 

 

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить

Отсталая технология производства

Преобладание ручного труда

Многоукладность экономики

Консерватизм и неприятие нововведений

 

 

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти

Отсутствие у производителей свободы выбора

Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства

 

 

 

Рыночная

 

 

Смешанная

 

Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования

Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами

Свободная конкуренция

Минимальное влияние государства

 

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

 

 

Достоинства и недостатки экономических систем

Тип экономической системы

Достоинства

Недостатки

Командная (плановая)

Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в завтрашнем дне»

Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления

Рыночная

Способствует эффективному распределению ресурсов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса

Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безработице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Обеспечение экономического роста и экономической стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

 

 

Функции государства в смешанной экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перераспределение доходов с помощью налоговой системы и фондов централизованных средств

 

Поддержка предприятий государственного сектора экономики

 

Финансирование сферы образования, культуры, науки, обеспечение общественного порядка



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap