ответы к экзамену



 1.Специфика русской философии

 Предмет философии. Структура философского знания.

В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так  «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

Структура философии (якобы традиционная сегодня):

— онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего);

— гносеология (теория познания);

— эпистемология (методология научных исследований);

— философская антропология (человековедение);

— аксиология (учение о ценностях);

— праксиология (учение о человеческой деятельности — взаимодействии с миром);

Основные функции философии:

— мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

— методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности); ВНИМАНИЕ: Этот пункт особо близок и дорог нашим авторам, как направление их собственной «философской» специализации. Поэтому именно здесь доказывается, что философия важна для всех, как бык-производитель «эвристических идей» (открытий) в других науках, третейский судья между враждующими гипотезами, пограничник-таможенник на границах духовной культуры, решающий «пущать – не пущать». Любые сомнения в реальном исполнении указанных функций для экзаменуемого чреваты негативными последствиями.

— оценочно-критическая. ВНИМАНИЕ: Если кому-то показалось, что и мировоззренческая, и методологическая функции уже содержали в себе «критику-оценку», а этот пункт лишь подпункт двух предыдущих пунктов – боритесь с собой, дабы не смущать экзаменатора собственным «многоумием».

2.Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.

В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание:никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы),веданта-миманса (мокша через ритуалы).

3.Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения — поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

4.Древнегреческая философия: сущность и специфика проблемного поля

Высшая форма древней философии.

Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное.

Особенности: онтологизм (все учения интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.

Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Темы: первоначало (физические, математические и атомистические) – бытие-небытие – человек мера вещей – всеобщее благо Сократа – идеи Платона – материя-форма Аристотеля – наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).

5.Платон и Аристотель

  «Ученик Платона — Аристотель (род. в 384 г. до Р. Х. в Стагире во Фракии, ум. в 321 г.) отмечает вместе со своим учителем высшую точку греческого мышления. В нем уже совершилось и пришло к успокоению вживание мысли в мировоззрение, мысль вступает в свое правомерное владение, чтобы из себя понять существ и процессы мира. Платон еще применяет свои представления к тому, чтобы привести к господству мысль и повести ее к миру людей. У Аристотеля это господство стало само собой разумеющимся. Далее вопрос идет о том, чтобы укрепить ее во всех областях познания. Аристотель умеет пользоваться мышлением как орудием, проникающим в сущность вещей. У Платона речь идет о том, чтобы преодолеть вещь или сущность внешнего мира. Когда это преодолено, душа несет в себе идею, которая лишь отбрасывает тень на внешнее существо, которое ей чуждо, и витает над ним в духовном мире истины. Аристотель хочет погрузиться в существа и процессы, и то, что душа находит при этом погружении, является для него существом самой вещи. Душа чувствует, что она только вынула из вещи это существо и привела его для себя в форму мысли с тем, чтобы нести это в себе в виде памяти о вещи. Таким образом, для Аристотеля идеи пребывают в вещах и процессах, они являются одной стороной вещей, той, которую душа своими средствами может из них вынуть; другая сторона, которую душа не может вынуть из вещей, благодаря которой они имеют свою построенную в самих себе жизнь, есть вещество, материя.      У Платона его воззрение на душу проливает свет на все мировоззрения; то же самое видим мы и у Аристотеля. Основную сущность всего мировоззрения обоих мыслителей можно охарактеризовать, характеризуя их воззрение на душу.      Для Платона важно то, что живет в душе и что, как таковое, участвует в мире духа; для Аристотеля важно, как предстает душа перед его собственным познанием. Душа должна погрузиться в себя самое, в другие вещи, дабы разобраться в том, что составляет ее сущность. Идея, которую в смысле Аристотеля человек находит во внедушевной вещи, и есть эта сущность вещи, но душа ввела сущность в форму идеи, дабы овладеть этой сущностью. Действительность присуща идее не в познающей душе, но во внешней вещи совместно с веществом (Хиле). Однако, если душа погружается в себя, то она находит и идею как таковую в действительности. В этом смысле душа есть идея, но действенная идея, действенная сущность. И она проявляет себя в жизни человека как такая действенная сущность. В зародышевой жизни человека она охватывает телесное. Между тем как во внедушевной вещи идея и вещество образуют нераздельное единство, относительно человеческой души и ее тела этого сказать нельзя. Здесь самостоятельная человеческая душа охватывает телесное, лишает силы действующую уже в теле идею и сама занимает ее место. В смысле Аристотеля, в телесном, о которым соединяется человеческая душа, уже живет душевное. Ибо и в теле растений, и в животном теле он видит действие подчиненного, душевного. Тело, несущее в себе душевное растения и животного, как бы оплодотворяется человеческой душой, и таким образом для земного человека телесно-душевное соединяется с духовно-душевным. Это последнее прекращает самостоятельную деятельность телесно-душевного во время человеческой земной жизни и само действует при посредстве телесно-душевного как при помощи инструмента. Благодаря этому возникает пять проявлений души, которые у Аристотеля являются подобно пяти душевным членам: растительная душа (трептикон), ощущающая душа (эстетикон), душа, развивающая вожделения (оретикон), душа, развивающая волю (кинетикон), и духовная душа (дианоэтикон).      Образ мира Аристотеля является исследователю следующим образом: внизу живут вещи и процессы, представляя вещество и идею; чем выше поднимаем мы взор, тем больше исчезает то, чему присущ характер вещества; чисто духовное — представляющееся человеку как идея — является как мировая сфера, в которой коренится существо Божественного как чистая духовность, которой все движется. Этой мировой сфере принадлежит духовная человеческая душа; она существует не как индивидуальное существо, а только как часть мирового Духа до тех пор, пока не соединится с телесно-духовным. Благодаря этому соединению она достигает своего индивидуального, отделенного от мирового Духа бытия. … Таким образом, индивидуальное душевное существо берет свое начало с человеческой земной жизнью и затем продолжает жить бессмертным. Платон принимает предсуществование души до земной жизни, Аристотель его отвергает. Для последнего, признающего существо идеи в вещи, это так же естественно, как естественно для Платона противоположное, ибо он представляет идею реющей над вещью. Аристотель находит идею в вещи; и то, чем душа должна быть в духовном мире как индивидуальность, достигается ею в теле».  Платон и Аристотель

Платон. Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем: 1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. 2. Подлинная добродетель — истинное знание — возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию — правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства — тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными. 3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства). 4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: — правителей-философов, — воинов-стражей, — ремесленников.

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души — разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

Аристотель. Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Критиковал своего учителя.Свои выводы философ изложил в работе «Политика»: 1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. 2. В его представлении город-государство — это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». 3. Главная цель государства — достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

6.Средневековая философия.

Средневековая философия — это философия феодального общества, развившаяс в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Философия на ряд веков стала «служанкой богословия». Роль эту она исполняла уже прежде, в деятельности апологетов — защитников христианства против язычества, затем в сочинении «отцов церкви». Крупнейший из них на западе — Августин ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. Другим — для Запада — источником влияни неоплатонизма стали восточные неоплатоники (Лже-Дионисий Ареопагит).

С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаютс в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.

Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей привели к некоторому подъему философии, и в частности номинализма (Оккам). Лишь в области формальной логики был, достигнут некоторый прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей из плена Средневековой философии.

Идеализм — одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями — гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток — одушевление первобытным человеком объективного мира. Наиболее влиятельные современные формы — феноменология, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология и т.д.

Схоластика — «школьная философия». Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:

ранняя — XI-XII вв. (неоплатонизм),

классическая — XII-XIII вв. («христианский аристотелизм»),

поздняя — 13-14 вв. (против томизма).

В последующие века схоластика теряет былое влияние. В настоящее время объединяет различные школы католической философии.

Патристика — имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

1-й период — апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.

2-й период — классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

Номинализм — понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.



7.РЕНЕССАНС

(от франц. Renaissance) 

Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Из духа Ренессанса в 13 в. в Италии возник подготовленный гуманизмом,интеллектуальный индивидуализм и индивидуализм в искусстве, который ок. 1400 нашел себе выход во Флоренции при дворе разбогатевших вельмож из дома Медичи, а затем через некоторое время достиг полного расцвета, вызвал к жизни грандиозные творения в области изобразительного искусства, литературы, естественных наук и философии (см. Итальянская философия). В 12 в. идеи Ренессанса распространились по всей Италии, с 14 в. – также и во Франции, а в кон. 16 в. он исчерпал себя. В др. странах Ренессанс не достиг расцвета – частично из-за отсутствия духовных предпосылок, частично же потому, что там вся духовная жизнь была проникнута идеями Реформации. Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Важнейшие представители философии эпохи Ренессанса – Помпонацци, Фичино, Пико делла Мирандола, Макиавелли, Монтень, Людовик Вивес, Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей и Джордано Бруно. Различают периоды раннего Ренессанса (треченто) – 14 в., расцвета Ренессанса (кватроченто) – 15 b. и позднего Ренессанса (кинквеченто) – 16 в.

8.Познания в философии Нового Времени Бэкон и Декарт

 Фрэнсис Бэкон, человек, посвятивший свою жизнь великой идее о там, что знание должно приносить пользу в практике и наук должна служить промышленности. Бэкон пытался найти такое распределение наук, не только то, что уже найдено и известно, но и даст возможность к открытию чего-то нового. Действительно в то время, начало 17ого века, новые технологии и открытия очень медленно внедрялись в повседневную жизнь, на предприятиях и т.б., возможно вследствие природного консерватизма, страха людей чего-то нового, того, что они не понимают, ведь образованные люди составляли лишь часть общества , а  также из-за потери рабочих мест конечно. Таким образом, он стал вдохновителем промышленной революции, предвидел эпоху технологии и науки. Многие его догадки и предположения позже доказаны и развиты.

  И Бэкон один их первых философов, кто осознал, что люди не пользуются всем тем, что достигли, и что жизнь может быть гораздо лучше и комфортнее, надо лишь научиться, пользоваться знаниями, систематизировать их. Бэкон видел назначение и цель человеческих возможностей в понимании структуры и закона протекания явления, для того, чтобы, познав его причины, управлять им. «Стать господином природы».

Философия, по мнению Бэкона, стала абсолютно бесплодной в смысле дел и превратилась в инструмент превосходства на диспутах. Он считал, что пора заменить «философию слов» «философией дела».

Также он определил понятие «идолов», ложных  понятий, препятствующих человеческому разуму  в поиске истины. Это определение должно было помочь людям быстрее от них освободиться.  Процедура исследования у него состояла из двух частей: извлечение аксиом из опыта и выведение новых экспериментов из аксиом, таким образом, Бэкон отвёл опыту в науке значимое место.

  Декарт, отец современной философии, реализовал проект Бэкона – познание мира ради господства над ним. Но в отличие от Бэкона, желающего проникнуть в природу любого явления, Декарт пишет, что наука занимается только теми объектами, в которых наш дух способен обрести истинное и несомненное знание. Он определили 4 правила метода, позволяющие отличить истинное от ложного и не принять одно за другое. 

За основной принцип философии Декарт принимает истину : «Я мыслю, следовательно, существую». Всякая другая истина будет воспринята только в той мере, в какой приравнивается с этой предельной очевидностью.

Определив истину и метод, Декарт предлагает проверить только основы, так как, если рухнут основы, то рухнет и всё, что на них базируется.

Таким образом, Бэкон и Декарт заявили о необходимости преобразования и систематизации накопившихся знаний, с целью их дальнейшего использования на практике и привнесения новых открытий. Бэкон – первый, кто высказал такие идеи, но на практике ничего реализовать не успел. Декарт же, наоборот подошел к этому вопросу с более научной точки зрения, считая, что необходимо сначала отроить заново здание философии,  а остальные науки – это ветви, которые растут из ствола – философии. Поэтому он сделал большой вклад в определении истины и ввёл методологию исследования истинности вопроса . Наметил радикальный поворот  мысли, выдвинул новый  тип знания новые принципы, сфокусированные на человеке и рациональном начале. Тогда как Бэкон это только  наметил с целью привлечения людей к развитию промышленности улучшения условий жизни, в общем преследовал более практически цели.

 9.Классическая немецкая философия: специфика и круг проблем.

Период 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.

Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы выявил, что знание производно и от субъекта. По Канту «феномены» известны – «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель якобы искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые по причине своей всеобщности не могут прийти через ограниченные человеческие чувства.

Диалектика Гегеля (?!) – универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся человеком как реальной основой всякого философствования.

Вышеизложенное, естественно, лишь тезисы ответа, которые не трудно заполнить банальной эрудицией.

Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.)

Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов:

1.Влиянием французской буржуазной революции.

2.Влиянием промышленной революции в Англии.

3.Достижение естественных наук.

Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.

Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.

И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика  чистого разума».

1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса.Солнечная система – говорил Кант, — произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения.

С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом.

2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе».

С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно.

Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют.И.Кант

Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта) .Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания.

Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере».

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.   

Теория познания: чувства – наши ощущения

                               рассудок – возникают понятия

                               разум – высшая ступень познания .

ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый  категорический  императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева ( у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.

10.Философия Карла Маркса.

Сложность и особый интерес к философии К. Маркса определены тем обстоятельством, что существовал и существует марксизм — массовая идеология, сыгравшая огромную роль в XIX-XX вв. Как и всякая другая, эта идеология вобрала в себя значительные идейные фрагменты философско-мировоззренческого порядка, причем их авторство с известной долей справедливости обычно приписывали Марксу. Найти в этом переплетении чисто философское содержание, различить Маркса-философа и Маркса-идеолога было и остается непростой задачей. Философское творчество Маркса, независимо ни от каких обстоятельств, обладает историко-философской ценностью и тем самым требует изучения в русле истории немецкой философской мысли XIX в. В последние годы в нашей стране от официально неумеренного восхищения творчеством Маркса перешли к резко негативным оценкам, что объясняется, конечно, общей политико-идеологической ситуацией. Историку философии, однако, не пристало разделять и пафос былых восторгов, и энтузиазм продолжающихся проклятий. Авторитет Маркса-философа основан на несомненности оригинального вклада в гегелевское движение, В области философии Маркс сам всегда считал себя учеником и последователем Гегеля, претендуя лишь на относительную самостоятельность, и это тот именно случай, когда нужно прислушаться к авторской самооценке. Принадлежность Маркса-философа к гегелевской школе не вызывает сомнений. С университетских лет Маркс близко контактировал с наиболее видными гегельянцами — Б. Бауэром, Ф. Кеппеном, затем с А. Руге, М. Гессом, Ф. Энгельсом, состоял в переписке с Л. Фейербахом. Маркс участвовал в гегельянских периодических изданиях, был в 1842-1843 гг. редактором «Новой Рейнской газеты», преимущественно младогегельянского органа. Вместе с другими членами школы Маркс постепенно перешел от увлечения «философией самосознания» Б. Бауэра к гуманистической антропологии Л. Фейербаха, когда в школе шла «смена лидера». Некоторые тексты молодого Маркса написаны в сотрудничестве с Б. Бауэром, А. Руге, Ф. Энгельсом, М. Гессом. В то же время Маркс-гегельянец проявил высокую степень самостоятельности, что в итоге только обогатило достижения школы. Вступив в движение позже других, Маркс смог более критически подойти к гегелевской традиции. Он по-своему оригинально реализовал некоторые потенции антропологии Л. Фейербаха. Так, Маркс принял фейербаховское толкование принципа тождества бытия и мышления, но конкретизировал абстрактный философский принцип первичности бытия, обратив внимание на социальное бытие, на историю человечества. Своеобразным развитием фейербаховской концепции религии как иллюзорного самосознания стало у Маркса истолкование идеологии как ложного, превращенного сознания, выражающего реальность в «перевернутом» виде. Маркс, сочетая гегельянский критицизм с его гегелевским прообразом, сформировал оригинальный метод интерпретации социальной истории. Называя этот метод диалектическим, Маркс отдавал пальму первенства Гегелю, оставляя за собой приоритет лишь в приспособлении метода для своих, по преимуществу социально-философских и социально-экономических исследовательских задач. Наиболее оригинальны, влиятельны и интересны идеи Маркса, развитые в сфере философии истории и философской антропологии.

11.Философия жизни Ницше

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практическойпотребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волю к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится кмаксимуму чувства власти.

12.позитивизм и антипозивизмПозитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.

Представителями первой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан — во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер — в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л.Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.

П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др.

В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется махизм(эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. и который является современным, третьим этапом в эволюции П. (см. также Венский кружокЛогический позитивизмАналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на конкретных логико-методологических исследованиях непосредственного опыта или языка.

Антипозитивизм

– возникшее в конце 19 века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа,  считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, «организмической» модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы  и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, Вебер, вслед за Виндельбандом, Риккертом и Дильтеем, обосновал новый подход  в социологии, предполагающий «понимание»  смысла социальных явлений, и положил начало «понимающей социологии». По мере того, как социология  развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема  антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность.

13.Русская философия1. Русская философия, как особая сфера духовной жизни общества складывается сравнительно поздно.2. Генетическая связь с Эллинизмом, истоки которого находятся в греческом (восточном) христианстве.3. Глубокий интерес к народу.4. Важная роль проблем нравственности, добра и правды (Соловьев, Достоевский, Толстой, Тютчев).5. Гносеологический реализм, т. е. человек не противопоставляется миру, но принадлежит ему и не сомневается в его познаваемости.6. Огромная роль интуиции, чувственного опыта.7. Развитие понятия Соборности – сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). Соборность противостоит западному индивидуализму, сводящему на нет личность, и позволяет сохранить общину, которая гармонично сочетает личные и общественные начала. Соборность означает, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не патриарх или духовенство.8. Религиозность. Религиозный опыт является основой для реализации главной задачи философии – разработки теории о мире как едином целом.Религиозные христианские философы: Бердяев, Булгаков, Карсавин, Киреевский, Несмелов, Розанов, Соловьев, Федоров, Флоренский, Франк. Ряд русских мыслителей посвятили свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения (Соловьев, Булгаков, Флоренский и др.).9. Русскую философию отличает и еще одна характерная черта – формирование в конце XVIII – начале XIX вв. такого феномена духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс. 10. Недостатками русской философии являются ее несистематичность, недоработанность и недооценка рационалистических конструкций. Русская философия: основные темы и тенденции развития

Кристаллизация духовной русской культуры в целом. Пространство встречи Востока (община и сильная власть, основанная не на законе, а на воле монарха) и Запада (христианских и гуманистических ценностей).

Предыстория: в России X-XIX9 вв. философское знание подчинено религиозной практике.

Основные темы (черты):

— мир – царство Софии, единства любви и премудрости (это называется «русский онтологизм»);

— антропологизм и психологизм (в центре внимания «внутренний мир» и подвижничество – идеал личного поведения);

— нужна справедливая истина (правда);

— ориентированность на мир должного;

— вера в мессианство русского народа.

Собственно русская философия сформировалась в середине XIX века. Началось якобы с писем Чаадаева. Потом в 40-60 годы спор западников со славянофилами. В итоге философия всеединства Владимира Соловьева, объединившая позиции Запада и Востока, разум и веру.

На рубеже XIX-XX веков философский ренессанс:

— философия всеединства (Флоренский, Булгаков);

— русский космизм (Вернадский, Циолковский);

— все стратегии мировой философии, особенно экзистенциально-феноменологические;

— марксизм (Плеханов, Ленин).

Октябрьская революция подчинила философию марксистко-ленинской идеологии. Но с 90 годов 20 века идет возрождение всех направлений.

 Западники и Славянофилы

Западники и Славянофилы – два противоборствующих направления в идеологии и философии России.Борьба «западничества», у истоков которого стоял П. Чаадаев, и славянофильства, связанного, прежде всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, стала постоянной детерминантой развития русской философии и культуры.Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь развития, определенный западной цивилизацией, поэтому Россия должна всему учиться у Запада.Славянофилы полагали, что у России свой собственный путь развития, определенный, в частности, православием русского народа. Отличительной чертой славянофилов явилось соединение в их творчестве Православия и российского Патриотизма. Главное в их учении – стремление к целостности и единству. В этой связи ими развивалось учение о Соборности.Западники основывались на учениях Шеллинга и Гегеля, славянофилы – на учениях восточной патристики (Отцов церкви). Западники положительно относились к реформам Петра, славянофилы – отрицательно. Западники относились равнодушно к религии и критически к православию в отличие от славянофилов, отношение которых к религии и православию было позитивным.От крепостного права можно избавиться: идя по пути просвещения дворян (западники); благодаря освобождению крестьян царской властью (славянофилы). Для обеспечения свободы слова и свободы личности западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций русского общества. Славянофилы были противниками подобных методов.Западники: Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Боткин.Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Самарин, братья Аксаковы, Достоевский.

14.Русский космизм

Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников).

Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством.

Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.

Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

Персоналии

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.

15.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер

Экзистенциализм, или философия существования — одн из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма.

На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности. У Ж. П. Сартра и других субъектом, у которого существование предшествует сущности, является человек или, как говорит М. Хайдеггер, человеческая реальность». Другими словами, экзистенциальные проблемы — этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Существование, или экзистенция — это нечто невыра-

143

зимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в «пограничных ситуациях» — в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.

Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования — личностного бытия, направленного к ничто (смерти) и сознающего, переживающего свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он первоначально ничего собой не представляет, он изначально лишен какой-либо природы, определяющей его индивидуальное, личностное бытие. Человек станет человеком лишь позже.








sitemap
sitemap