ответы к экзамену по педагогики



Билет№1

Дайте определение понятиям «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагогическая специализация».

«педагогическая специальность– вид деятельности в рамках данной профессии, характеризующейся совокупностью ЗУНов приобретенных в результате образования

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессиональной педагогической подготовки, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках данной педагогической специальности.

Что означает дифференциация педагогической профессии.

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и цели деятельности: различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средств обучения.

Охарактеризуйте педагогическую специальность 050141 ФГОС СПО: наименование специальности, квалификации. Перечислите область, объекты, виды профессиональной деятельности выпускника данной специальности.

Преподаватель физической культуры.

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту.

Область профессиональной деятельности выпускников : физическое воспитание детей , подростков и молодежи в процессе реализации основных общеобразовательных программ и организации физкультурно -спортивной деятельности в учреждениях общего образования , довузовского профессионального образования , дополнительного образования , отдыха и оздоровления детей .

Возможные места трудоустройства: педагогическая и тренерская деятельность во всех типах образовательный учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности,  детско-юношеские спортивные школы, физкультурно-спортивные учреждения, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные клубы по различным видам спорта.

Приведите примеры общих и профессиональных компетенций выпускника данной специальности, являющиеся результатом освоения ОПОП СПО. Особые условия работы учителя физической культуры в общеобразовательной организации.

ОК – общая компетенция

ПК – профессиональная компетенция

Учитель физической культуры должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии , проявлять к ней устойчивый интерес .

ОК 2. Организовывать собственную деятельность , определять методы решения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество .

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях .

ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации , необходимой для постановки и решения профессиональных задач , профессионального и личностного развития .

ОК 5. Использовать информационно -коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .

ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами .

ОК 7. Ставить цели , мотивировать деятельность обучающихся , организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития , заниматься самообразованием , осознанно планировать повышение квалификации .

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей , содержания , смены технологий .

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма , обеспечивать охрану жизни и здоровья детей .

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм .

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно — спортивной деятельности .

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).

Учитель физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности :

ПК 1.1. Определять цели и задачи , планировать учебные занятия .

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре .

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль , оценивать процесс и результаты учения .

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 1.5. Вести документацию , обеспечивающую процесс обучения физической культуре .

8. Учитель физической культуры готовится к следующим видам деятельности :

1. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам .

2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры .

3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания .

Билет№2

1. Какие должности педагогических работников в перспективе, как получившие специальность «Физическая культура», вы сможете занимать (или уже занимаете) из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приведите из данного документа примеры должностных обязанностей, примеры требований к квалификации.

Работа с документом Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников

1.Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

2. Преподаватель

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы). Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудового законодательства; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

3.Педагог-организатор

Должностные обязанности. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой; порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями лицами их замещающими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы без предъявления требований к стажу работы.

4.Педагог дополнительного образования (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего педагога дополнительного образования — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

5. Руководитель физического воспитания

Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год. Руководит работой преподавателей физкультуры. Организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися. Внедряет наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания обучающихся, обеспечивает контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием в течение всего периода обучения, за проведением профессионально-прикладной физической подготовки. Организует с участием учреждений здравоохранения проведение медицинского обследования и тестирования обучающихся по физической подготовке. Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организует работу спортивно-оздоровительных лагерей. Принимает меры по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонения в здоровье и слабую физическую подготовку. Организует работу физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья. Осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных сооружений и помещений, соблюдением безопасности при проведении учебных занятий, за хранением и правильным использованием спортивной формы, инвентаря и оборудования. Планирует ассигнования на приобретение спортивного имущества. Содействует подготовке общественных физкультурных кадров. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах; формы составления отчетной документации; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями, педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет.

6.Инструктор по физической культуре

Должностные обязанности. Организует активный отдых обучающихся, воспитанников в режиме учебного и внеучебного времени образовательного учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Организует работу кружков и спортивных секций. Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта. Организует деятельность физкультурного актива. Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов. Определяет содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников. Ведет работу по овладению обучающимися, воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает безопасность обучающихся, воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья обучающихся, воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. При осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками в плавательных бассейнах проводит совместно с педагогическими работниками работу по обучению их плаванию с учетом возрастного состава группы; составляет расписание занятий по плаванию для каждой группы, ведет журнал, фиксируя содержание занятий по плаванию и освоение его обучающимися, воспитанниками, организует предварительную работу с родителями (лицами, их заменяющими) по подготовке обучающихся, воспитанников младшего возраста к занятиям в бассейне, проводит беседы, инструктажи с обучающимися, воспитанниками, начинающими занятия в бассейне, о правилах поведения в помещении бассейна и их выполнении. С учетом возраста обучающихся, воспитанников младшего возраста оказывает им помощь при переодевании и принятии душа, приучает их к соблюдению требований гигиены; поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет гигиеническое состояние бассейна. Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического воспитания обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта, плаванию; правила поведения на воде; правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Билет№3

Расскажете о зарождении педагогической деятельности в первобытно-общинном периоде.

Термином «педагогика» обозначают систему представлений о воспитании, о деятельность по подготовке подрастающего поколения к жизни.

Педагогика

Как область практической деятельности Как наука

(педагогической):

— общепедагогическая (напрофессиональная)

— профессиональная (как вид профессиональной деятельности)

Какая Педагогика появилась раньше в истории человечества?

Что первичнее, что возникло ранее – педагогическая деятельность, профессия или наука Педагогика?

Таким образом,

Тема «Зарождение, современное состояние и перспективы развития педагогической деятельности и профессии».

Этапы становления:

1 этап — Допрофессиональный.

Педагогическая деятельность как особая сфера человека появилась в первобытно-общинном периоде.

Уже в те времена у людей возникает острая необходимость передачи накопленного опыта, традиций молодому поколению, подготовки их к взрослой жизни. С усложнением орудий труда необходимо было учить детей, юношей пользоваться этими орудиями. Кроме того, для того, чтобы род не угас, надо было заботиться о здоровье детей, об их духовном росте. Это все требовало особой деятельности – деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Кто занимался этой деятельностью, конечно, близкие родичи, затем эту важную функцию воспитания доверили старейшинам рода, который имели богатый жизненный опыт за плечами. Эти люди с тали первыми учителями, воспитателями. Таким образом, воспитание в первобытно-общинном строе носило коллективный характер.

Период Древних цивилизаций.

Так, в Древней Греции педагогами стали называть раба, ведущего ребенка в школу («пайдос» — дитя, «аго» вести), а затем и раба, владеющего науками и обучавшего детей. Тогда же появился и сам термин «педагогика», в переводе означает «детовождение».

В Древней Руси воспитанием как деятельностью занимались в самого раннего возраста. Педагогическая деятельность была функция родителя (мать, отец, кормильстиво, «дидьки», «кумовство») и властителя.

Родители стали первыми воспитателями и учителями через формы УНТ).

В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму.

Уже более менее сформированные мысли о том, как надо и с помощью чего и какие представления об окружающей действительности формировать у маленьких детей мы видим в песенках-потешках, колыбельных, пестушках, которые являются основой народной педагогики. В колыбельных песнях, пестушках, потешках и прибаутках ребенок слышит родные мотивы, через них познает окружающий мир, с ними он засыпает и просыпается, под них весело играет; они не только развлекают, но и воспитывают духовно, нравственно и физически.

Здесь мы наблюдаем анонимный (индивидуальный) характер воспитания.

В функцию властителя – князя – входило воспитание своих подчиненных. Какое знаменитое произведение было написано киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом в 12 веке?

«Поучение Владимира Мономаха», а в некоторых источниках — «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям». Это произведение — основной свод правил жизни, которым государь советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, быть милостивым.

2 этап — Условно-профессиональный этап.

Связан с появлением письменности, когда возникли культурные люди, получившие образование по сравнению с другими членами общества, функцией которых стало осуществлять специальною деятельность — обучения параллельно с выполняемыми другими функциями.

Древняя Греция (Спарта) Педоном (греч. paidonomos, от pais — дитя и nemo — управляющий), должностное лицо в Спарте (Древняя Греция), назначавшееся советом старейшин для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков.

Показать картинку.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки и много путешествующие, много видевшие, знавшие языки, культуру, обычаи разных народов.

В Средние века функцию обучения и воспитания взяли на себя священники, но и стали появляться люди, получившие специальное образование¸ особенно при городских школах и университетах.

3 этап. Педагогическая деятельность как профессия.

Римская империя

Дидаскал (как синоним дидактик, наставник, проповедник, учитель). Дидаскал — учитель в Древней Греции и Древнем Риме в школах грамматиста и школах кифариста.

Грамматическая школа — 1) в древних Афинах начальная школа для мальчиков 7 12 лет (школа грамматиста) с преподаванием чтения, письма и счёта. 2) В Древнем Риме повышенная начальная школа для детей патрициев и всадников с преподаванием грамматики, римской литературы.

Школа кифариста (лирообразный инструмент) — в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и декламированию).

Первая попытка организовать в России обучение детей возникла в 1551 году, когда на Стоглавом соборе было решено в царствующем граде Москве по всем градам «у тех священников, и у дьяконов и у дьяков учините в доме училища, чтоб все православные христиане передавали им своих детей на учение…». Кроме духовных лиц, были и светские «мастера», которые обучали грамоте.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника. И до сих пор в некоторых японских, китайских школах боевых искусств тренера называют уважительно – Учитель.

В русском языке есть слово «воспитатель». Оно происходит от слова «питать», значит «вскармливать».

Таким образом, педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленного человечеством опыта, культуры, создание условий для их личностного развития, подготовку к жизни.

2. Назовите субъектов педагогической деятельности в Древних цивилизациях, их специфические функции

. Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник.

У всех народов и во все времена существовали особенно авторитетные, выдающиеся учителя и деятели педагогической науки. Так, в Китае великим учителем считали Конфуция, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, ему принадлежит введение таких повсеместно используемых понятий, как «класс», «урок», «каникулы», «обучение». Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци проявлял активную заботу о детях-сиротах, не оглядываясь на затраты и собственные потребности. Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Он особо указывал на важность роли учителя в развитии и формировании нравственной, гуманной личности человека.

3. . Кто занимался педагогической деятельностью на Руси.

Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.

863 г. — братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.

Владимир Мономах (1053 — 1125) — внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, выдающийся государственный деятель и писатель Древней Руси, человек светский. В своей деятельности опирался на личный опыт и на просвещенных книжников. Его воспитательные взгляды четко выражены в «Поучении». Он выделяет три идеи: отношения к Богу, отношения между властью и ее подданными, отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Одним из главных средств воспитания детей Мономах считал образование: «Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».

В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается. Иван Федоров

4 Дайте определение понятию «педагогическая деятельность».

. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической

5. ». Назовите и раскройте суть современных видов педагогической деятельности (воспитательная работа, преподавание).

Виды педагогической деятельности

(заполни таблицу)

Вид

Цель

Основной результат

Регламент времени

Воспитательная деятельность (воспитательная работа)

Кто занимается:

Воспитатель – многообразие воспитателей и в истории, и с современности

организация воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач развития личности

изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности, результат отсрочен или вовсе не получен

не регламентирована временем

Преподавание – учитель, преподаватель

Кто занимается преподаванием?

достижение конкретных учебных целей

уровень ЗУНов, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач Результаты преподавания могут быть измерены и зафиксированы в количественных и качественных показателях.

более жестко регламентированная временем, формами и способами деятельность

Данные виды педагогической деятельности взаимосвязаны и осуществляются в ОП в единстве и интеграции. Немецкий педагог А. Дистервег: «Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающие воспитание».

6. Назовите специфику целей педагогической деятельности

Цели педагогической деятельности

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель — это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя — всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью — деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Билет№4

1 суть понятия «Педагогика» в трех аспектах: область практической деятельности, наука, учебная дисциплина

. Педагогика

·          как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

·          наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

·          наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Предметом педагогики выступает педагогический процесс, процесс обучения и образования, а объектом — само воспитание, как сложное социально-психологическое явление.

То есть специфика педагогики, как учебной дисциплины заключается в том, что она одновременно является и объектом изучения и методикой, объединяет в себе теория и практику воспитания и образования.

В составе педагогики как науки выделяется множество вспомогательных дисциплин, особе место среди которых занимает андрогогика — педагогика взрослых, занятая исследованием проблем образования, самообразования и воспитание взрослых людей. Задачами андрагоники становятся определение содержания, организационных форм, методов и средств обучения взрослых людей, чей познавательный процесс в меру психологических факторов, отличается от детского

Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно потверждает, что безфундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать.

2.Этапы развития педагогического знания.

Название этапа

Название педагогики

Способ передачи педагогического знания

Формы существования педагогичеких знаний

Донаучный этап развития педагогики.

Бытовая педагогика. Народная педагогика

От поколения к поколению

Обычаи, традиции, игры, житейские правила. Поговорки, пословицы, мифы, легенды, сказки

Этап формирования педагогических идей в рамках философии.

Были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания древнегреческими философами (Сократ, Аристотель, Платон).

Христианская педагогика

Авторитарная педагогика (Гербарт, Германия)

Гуманистическая педагогика (Франция, Италия – М.Монтень,

Для всех, кто интересовался — письменно – труды, выступления (оратории).

Трактаты по воспитанию и духовному образованию людей (материал, который обобщал).

Трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтиллиана. Этот его труд долгое время был важнейшей книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

Философские книги, там есть главы.

Например, глава «О воспитании детей» М.Монтеня «Опыты».

Этап оформления педагогики как науки.

17 век

Теоретическая педагогика

Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670).

Специальные учебные пособия.

Главный труд «Великая дидактика» — одна из первых научно-педагогических книг (например, принцип природосообразности,классно-урочная система) – вошли в золотой фонд педагогической теории.

«Пампедия» — полностью посвящена педагогическим вопросам (впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования).

Этап развития русской педагогики

Последователи гуманистических идей физического образования в педагогике (Лесгафт, Каптерев, Вентцель, Сухомлинский)

К.Д.Ушинский – принцип народности в воспитании

Коммунарская педагогика А.С.Макаренко – автор теории воспитания детей посредством коллектива и трудовой деятельности, методы работы с трудными подростками (метод «педагогического взрыва», метод «атака в лоб», метод отсроченного наказания)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap