ответы к экзамену ОП.Л.



Понятие личности в философии и социологии. В философии рассматривают вопрос о личности в неразрывной связи с вопросом об обществе. Философы отмечают, что общество есть сложный социальный организм. Основы жизни общества составляют материальные производственные отношения. На основе производственных отношений в обществе складывается сложная система идеологических отношений (правовые, нравственные, религиозные и т.д.) При этом личность выступает как совокупность всех общественных отношений, т.е. как субъект (продукт) общественных отношений и как объект общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе .Социология также изучает личность в обществе. Однако, в отличии от философии социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.При этом для характеристики личности в социологии используют понятия: социальный статус, социальная роль и ролевые ожидания.Социальный статус– это положение, которое человек занимает в обществе. Он определяется национальностью, классовой принадлежностью, расой, денежными доходами, социальным положением и т.д. Социальный статус заставляет человека выполнять определенные функции. Функции, которые человека выполняет в обществе называют социальными ролями. При этом каждый человек выполняет систему ролей и через них вступает в жизнь общества. Чем разнообразнее ролевая структура личности, тем больше человек участвует в жизни общества. Роли могут быть:1.     временными и устойчивыми 2.     ведущими и второстепенными 3.     навязанными и добровольными 4.     Осознанные и неосознаваемые. Общественные представления о том, как должна выполнятся та или иная роль называется ролевыми ожиданиями. Ролевые ожидания могут быть сформулированы документально, а могут быть сформулированы на бытовом или житейском уровне.

2.Личность как психологический феномен  Говоря о феномене личности необходимо знать реальность в рамках которой она рассматривается. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? 3. Понятие личности отечественной и зарубежной психологии. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского личность трактуется:1. как субъект социальных отношений и социальной деятельности.2.как определяемое включенностью в общественные отношения системные качества индивида, формирующиеся в совместной деятельности и общении .Разнообразие взглядов и расхождения во мнениях свидетельству сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, личность обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

По мнению А. Асмолова, каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, и подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе с развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Таким образом, личность— это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

4. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.  Говоря о специфике изучения личности в рамках различных психологических дисциплин, необходимо отметить, что большинство современных исследователей склоняются к тому, чтобы рассматривать личность через призму взаимосвязей отраслей психологии.

Изучая личность, общая психология решает вопросы, связанные со структурой личности, соотношением биологического и социального в структуре личности. Исследует потребности и мотивы. При этом внимание исследователей сосредоточено на общих закономерностях.

В рамках дифференциальной психологии изучается феноменология и механизмы индивидуальных различий.

В рамках социальной психологии рассматривается как действует личность в реальных социальных группах. При этом психологи пытаются отвечать на вопрос о том, в какой мере формирование мотивов, потребностей и установок личности зависит от группы, в условиях которых эта личность действует.

5. Номотетическое и идеографическое описание личности.В психологии выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.Эти подходы отличаются по следующим основаниям:понимание объекта измерения; направленность измерения;характер методов измерения.

Основание

Номотетический подход

Идеографический подход

Понимание объекта измерения

Понимание личности как набора свойств

Понимание личности как целостной системы

Направленность измерения

Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности

Распознавание индивидуальных особенностей личности

Методы измерения

Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой

Проективные методики и идеографические техники

 Номотетический (от лат. Norma — образец) подход — измерение индивидуально-психологических особенностей, требующее соотнесения с нормой.

Идеографический (от греч. образ, идея) подход — распознавание индивидуально-психологических особенностей и их описание.

6. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект» при характеристике человека.

Индивид — человек как целостный неповторимый представитель ро¬да с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.В понятии человека как индивида выражаются два основных призна¬ка:1) человек — это своеобразный представитель других живых существ,продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее зарамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.Человек как личностьс точки зрения психологии характеризуется:- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;- активностью — стремлением выйти за пределы реализован возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности; — направленностью — устойчивой системой мотивов: потребностей,интересов, идеалов, убеждений и т.д.;- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающимиуспешность выполнения определенной деятельности;- характером, представляющим собой совокупность устойчивыхиндивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для яспособы поведения и эмоционального реагирования. Индивидуальность — своеобразие психики и личности индивида неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Представитель Санкт-Петербургской школы — Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации. К их числу были отнесеныиндивид, субъект деятельности, личность,  индивидуальность. Субъект деятельности- субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

7. Взаимосвязь биологического и социального в личности. (взять листок Наташи)Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид»характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя знания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологи¬ческой школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.1) биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитие. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма.  основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий ( Павлов)2) ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивидав конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. 3) концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева.Лично-это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

8.Подходы к изучению структуры личности: по элементам и единицам, типологические теории.

Подход по элементам: суть данного подхода заключается в том,что выделяется 1 большой элемент,через разнообразие,которого описывается структура личности.( черта,как элемент структуры личности В.Мясищев) Деятельность,как элемент структуры личности Леонтьев.

Подход по единицам: через многообразие единиц рассматривается структура личности. «Факторный профиль» как единица анализа личности ( Кеттела, Айзенк)

16 факторный опросник Кеттела. Айзенк-психотизм третий фактор

Подход типологический: теория Юнга ,на 2 типа экстраверты и интроверты,Юнг ввел первым эти понятия. Теория Хорни психоаналитик, последователь Фрейда.

3 типа Личности :

-Ориентация на людей или устойчивый тип

— Ориентация от людей или обособленный тип

-Ориентация от людей или врождебный тип

Теория Франклина выделяет 3 типа социального характера:

-мазахист-садист

-раздражитель

-конформист автомат.

К типологическим теориям относятся типологии темпераментов и анцинтуации характеров.

9. Подходы к изучению структуры личности: психодинамические теории. Психодинамические теорииописывают личностьи объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних (субъективных) характеристик.

Рассматривая проблему поведения,Фрейд выделил 2 потребности,которые определяют психическую деятельность человека: либидозная и агрессивная .но удовлетворяя эти потребности наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира и они вытесняются в область бессозн. Фрейд в структуре личности выделил 3 компонента: ид(оно) эго(Я) и супер эго( сверх я).

Ид-это область, где всасывается вытесненные бессознательные инстинкты.

Эго- стремится удовлетворить Ид, с другой стороны подчиняется нормам и требованиям реальности.

Супер-эго- это совокупность моральных устоев общества. т.о эго находится в конфликте , ибо требование ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго прибегает к защитным механизмам-вытеснению и сублимации. Само вытеснение происходит неосознанно. Супер-эго формируется в течение жизни, это совесть-идеал.

Один из первых учеников Фрейда –Юнг.

По Юнгу психика включает 3 уровня: сознание(эго), индивид.бессознательно , коллективн.бессознательно. Пришел к выводу ,что в структуре личности определяющ.роль играет коллект.бессознат.-следы памяти ,оставленные всем и передаются по наследству.Фрейд утверждал,что нет коллект бессознат и индивид. И формируется в онтогенезе после рождения.По Юнгу у некоторых людей коллект.бессозн формируется в виде архитипов.

Теория Берна-Трансакцион.анализ-это рациональный метод понимание поведения,основ на том,что человек может научиться доверять себе ,думать за себя. 3 эго состояния :родитель ,взрослый и ребенок. Анализ делится на 4 раздела: структурный анализ, сам трансакт анализ, анализ игр, анализ жизненных сценарий.

10. Подходы к изучению структуры личности: отечественные теории. Концепция динамической структуры Л. Платонова-это наиболее яркий образец идей структурного подхода. Платонов рассматривает Л ,как динамическую систему т. е систему развивающаяся во времени. Платонов выделил 4 подструктуры Л: 1.Подструктура направленности и отношений Л, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков, а формируются воспитанием. Поэтому она социально обусловлена.

2.Подструктура опыта, которая объединяет знания ,умения, привычки, приобритенные путем научения, но уже с заметными биологич и генетич. Свойствами Л.

3.Подструктура индивидуальных особенностей психич. Процессов или ф-ция памяти и эмоций ,мышления,восприятия,воли. Платонов здесь подчеркивает силу биолог. и генет. Св-в.

4. Подструктура биопсихолог. Св-в, в которую входят половые и возрастные св-ва Л, типологические св-ва Л(темперамент).Процесс формирование черт данной подструктуры .осуществляется путем тренировки.

По мнению Платонова ,в эти подструктуры могут быть уложены все известные св-ва Л.

Теория Ананьева : по мнению Ананьева единство биолог и социальн в человеке обеспечивается по средствам единства всяких его характеристик ,как индивид,Л,субьект-деятельности,индивидуальность. Носителем биолог в человеке явл индивид ( пол,возраст, индивид.типолог.св-ва (конституция) психофизиолог св-ва,органич потребности. Социальное представлено в человеке посредством Л и субъекта-деятельности. Л: 1) Социальный статус,соц.роли, система ценностей. 2) мотивация поведения 3) характер Л. Субъект-деятельности: 1) когнитивные характеристики ,трудоспособность 2) способности.

Т.О каждый человек представляет в виде непостоянной целостности –как индивид, Л, субъект-деятельности, обусловленной единством биолог и соц.

Как индивид он развивается в онтогенезе, а как Л он проходит свой жизненный путь, в ходе, которого осуществляется социализация индивида. Однако мы все знаем ,что отличаемся друг от друга темпераментом ,характером, поведением, поэтому кроме понятий Л ,индивид, субъект-деятельности ,используется индивидуальность. это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех этих 3-х подструктур психики. Человек как индивид, Л, субъект-деят, может быть определен классом , группами ,но как индивидуальность ,он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества.

11. История исследований личности. В истории исследователей личности выделяют 3 периода:1) Философско-литерат. ,он начался с работ древних мыслителей и продлился до начала 19 века. Основоположниками проблемами психологии Л в данный период являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения Л были широкими и включали в себя, то ,что человек мог считать своими собственным ( биолог, психолог. Имущество, поведение, культуру.) 2) Клинический период: в первые десятилетия 19 в. Л стали изучать психиатры. Представления о Л в этот период были сужены ,по сравнению с философ. Периодом .В центре внимания психиатров оказались особенности Л ,которые обычно бывают у больного человека ,но в дальнейшем было установлено ,что обнаруженные особенности у больных ,встречаются практически у всех здоровых людей, но они у них мало выражены , но это подход с точки зрения психологии является не совершенным, т.к определение Л- слишком узкое для описания целостности Л. 3) Экспериментальный период: в первые десятилетия 20 в.Л стали изучать психологи. Психологи стали предпринимать в изучении Л математико-статистическую обработку данных с целью получения достоверных данных. В связи с этим первой задачей для психологов на многие годы стала разработка подлинных и валидных методов исследований нормальной Л.

12. Классификация теорий личности. Существуют множество различных теорий Л, которые классифицируются по 5-ти основаниям : Предложил Немов.

1. по способу объяснения поведения: 1) психо –динамические теории, которые описывают Л и объясняют ее поведение из внутренних субъективных характеристик ( Фрейд, Юнг, Харли). 2) Социодинамические теории в которых главная роль отводится внешней ситуации (классач.бихевиоризм) в следствии опыта.3) интеранционические теории, основаны на принципе взаимодействия внутр и внешних факторов в развитии Л.(гуманистическое направление).

2. Основание по способу полученных данных о Л: 1) Экспериментальные теории, построенные на анализе и обобщение собранных опытным путем данных и фактов ( биохевиорист направление, Кетели, Айзенк) 2) не экспериментальные теории ,авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и делают теоритические обобщения ,не обращаясь к эксперименту. ( психодинамич. Диагностики Вильямс)

3. основании по углу зрения на Л: 1) структурные теории ,главные проблемы, которых являются выяснением структуры и системы понятий с помощью ,которых она должна рассчитываться. 2) Динамические теории ,основной темой, которых является преобразование , изменение в развитии Л т.е ее динамика.

4. по уделению преимущ .внимания: 1) теории черт. 2) Типологические теории.

5.по выделению возрастного периода:1 ) теории ограничивающие возраст.период в развитии Л. 2) теории не ограничивающие возр.период и рассматривающие развитие Л от рождения до конца жизни. Эриксон-наиболее развитая теория.

15. Современные концепции личности: социодинамические теории. Социодинамической теории ,в них главная роль отводится внешней ситуации( классический бихевиоризм). Представитель основатель бихевиоризма Джон Уотсон ,сформулировал суть направления : Предметом психологии является поведение. Суть научения :Формула S-R стимул-реакция, человек напрямую зависит от внешних воздействий .задачи психологии –по стимулу предсказать поведение и по реакции делать вывод о вызвавшем стимуле . Бихевиоризты не отрицают существование сознания, но говорили ,что не существует методов для его изучения, а изучать надо то , что непосредственно наблюдаемо. Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующие ,действующие , обучающиеся существо ,запрограммированное на те или иные реакции ,действия и поведения. Изменения стимула могла программировать человека на требуемое поведение.

Теория Скинера: Поведение человека целенаправленно зависит от возможности поддержания из окружающей среды .Для того ,чтобы объяснить поведение нужно проанализировать функциональное отношение между видимыми действиями и видимыми последствиями.

Скинер различал 2 типа поведения: респондентное и оперантное.

Респондентное –это характерная реакции, вызываемые стимулом, который всегда предшествует реакции. ( аккомадация зрачка на изменения освещенности, дрожь на холод) Р.П является не вольным ,спонтанным ,происходит всегда, обычно оно несет за собой рефлексы. Р.П это расширенная версия павловского обуславливания.

Оперантное поведение: вызванное оперантн.научением, за поведением идет следствие,если последствие оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность его повторения увеличивается . и наоборот. Т.о оперентное поведение негативным последствием и негативное последствие ослабляет поведение.

16. Современные отечественные концепции личности.

В отечеств. Психологии подходы к изучению Л связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой. Теория личности А.И. Леонтьева, Рубинштейна. Теория личности Ананьева, Выготского, Мясникова .

Леонтьев: суть его теории в том, что Л человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Т. о на первый план выступает категории деятельности субъекта , а не действия или операции. Леонтьеву удается разграничить понятия индивида и Л. Индивид- это неделимое , целостное, со своими индивид. Особенностями генотипическое образование. Л- тоже целостн. Образов ,но неделимое кем-то, а произведенное , созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психолог. Анализа Л-это первый важный постулат Леонтьева.

Второй важный постулат Леонтьева- положение Рубинштейна о внешнем, действующим через внутренние условия . Леонтьев полагал ,что еслисубъект жизни обладает активностью, то тогда внутреннее ( субъекта) действует через внешнее и этим само себя изменяет. Развитие Л ,это как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения деятельности. Леонтьев используент такие понятия: потребность, мотив, эмоции и смысл.

Концепция Рубинштейна: Л-это зависимость психич. Процесса от личности. Это выражается 1) в индивидуальных различий между людьми. У разных людей в зависимости от их индивид. Т.е личностных особенностей имеются различные типы восприятия ,памяти ,внимания. 2) Личная зависимость зависит от общего развития личности. 3) Зависимость психич. Процессов выражается в том , что сами процессы не остаются независимыми развивающимися процессами ,а становятся психическими.

17. Понятие о направленности. Основные формы направленности личности.

Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупностъ устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относителъно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм.

 Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову)

1) влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

2)Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. 3)Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. 4)Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интересобнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интереск объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в 5)склонность. Это происходит тогда, когда в интересвключается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интереск определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал.6) Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

7)Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личностьдействовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

18. Понятие «мотив» в психологии. Основные характеристики мотива.

Мотив: Во-первых, это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Во-вторых, под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив принадлежит самому субъекту поведения и является его устойчивым свойством изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы могут быть сформированы в процессе онто- и филогенеза.

19. Понятие «мотивация» в психологии. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация». Основные характеристики мотивационной сферы личности.

Мотивация представляет собой широкое понятие и используется в психологии в двояком смысле:

1.     Мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение

2.     Мотивация рассматривается как процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями, Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость поведения и деятельности.

20. Потребности как источник активности личности.

Источником активности человека являются его потребности.

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность как любое состояние личности связано с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, этим живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа зависит от их организации, от образа и условий жизни. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной и существенной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В тоже время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Существуют различные классификации потребностей. Потребности различают по происхождению и по предмету. По происхождению: Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерь социальную.

По предмету:В материальных потребностях выявляется зависимость чело предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежд метах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению — либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

2. Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности выступает мотив.

21. Психологические теории мотивации (исторический аспект).  Большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. (Схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.)

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в ХVII-ХVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в ХVII-ХVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия.

Во второй половине XIX в. появилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму.

22. Основные направления исследования мотивации в конце Х1Х – начале ХХ вв.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было два: инстинкт жизни, инстинкт смерти. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова.

1. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул—реакция».

2. Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Одной из теорий, возникших на рубеже ХIХ-ХХ вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.

1. Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека.

2. Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает.

3. В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен.

4. В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.

5. В-пятых, им было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы» (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

6. В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных.

Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свой источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношения изоморфизма, т.е. взаимное соответствие, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Все рассмотренные теории имеют свои достоинства и вместе с тем свои недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области .

23. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

Мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе.

Известно, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Маккеланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен).

У человека существует 2 разных мотива функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха:

1.     Мотив избегания неудач

2.     Мотив достижения успеха.

Мотивация успеха: личности этого типа достаточно активны и инициативны. Люди с сильно выраженным стремлением достижения успехов в жизни добиваются гораздо больше чем те у кого мотивация слаба или отсутствует. Если встречаются препятствия, то они ищут пути решения. Отличаются настойчивостью в достижение цели. Склонны планировать будущие. Предпочитают брать на себя трудности средние или средне завышенные. Склонны к переоценки своих неудач. Они уверенны ,что добьются успеха.

Мотив избегания неудач: ведут себя совершенно иначе. Они моноинициативны. Избегают ответственности, ищут причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышанные цели, плохо оценивают свои возможности. В других случаях ,наоборот, выбирают легкие задания , не требуют особых трудовых затрат. Склонны к переоценки своих успехов свете неудач, что очевидно объясняется эффектом контроля ожидания. Человек изначально мотивированный на неудачу проявляет неуверенность в себе, не верит , в свои возможности ,боится критики.

Индивиды, ориентированные, на достижения успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехов и неудачи и обычно выбирают профессии соотвествующие знаниям и навыкам.

Люди, ориентированы на неудачу, напротив предпочитают для себя или слишком легкий или слишком сложные виды профессии, при этом нередко игнорируют обьектив. Информацию о своих способностях , имеют заниженную или завышенную самооценку .

24. Тревожность как мотив поведения. Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других – они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты («личностная тревожность»). Ситуативно-изменчивые проявления тревожности называют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность» (Сокращения – ЛТ и СТ).

Особенности поведения тревожных людей1.                Чувствительность к интерпсихическим переживаниям (тревога о том, что может произойти в будущем)

2.                Обладают заниженным уровнем притязаний

3.                Гиперрефлексивность (опасение по поводу будущего заставляет заниматься самокопанием)

4.                Стереотипность и педантзм (действие по шаблону)

5.                Эмоц. нестабильность (острые реакции на угрозу извне)

6.                Мотив избегания неудач.

Ирцем и Датсоном был сформулирован закон оптимальной тревожности:

«Слишком слабые и слишком сильные стимулы обратнопропорциональны продуктивности деятельности»

Таким образом, слишком низкая как и слишком высокая тревожность отрицательно влияют на результаты деятельности. Оптимальный уровень тревожности – средний.

25. Мотивация аффилиации и отвержения.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило, взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

26. Самооценка и уровень притязаний как мотивы поведения.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести самооценку, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Рассмотрим данные черты.

Зарубежные психологи отмечают, что самооценкавыражает отношение человека к себе, которая складывается постепенно, приобретает привычный характер и проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей значимости, самоценности.

Коломенский, Панько, Лисина выделяют следующие уровни самооценки:

1.     Адекватный

2.     Неадекватный в сторону понижения

3.     Неадекватный в сторону повышения

При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои способности и возможности, стремится реально оценить успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели. В оценке достигнутого уровня предвидит как к нему отнесутся окружающие.

С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

27. Мотив агрессии и мотив альтруизма.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциалъного поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях). Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку. В рамках отечественной психологии проблема агрессивности рассматривается ограничено. При этом в детерминации агрессивного поведения решающую роль играет социум.

В частности основными факторами, инициирующими агрессию считаются:

—         острые конфликтные ситуации

—         социально-неблагоприятные условия развитие личности.

С точки зрения З. Фрейда, в психике человека всегда сталкиваются 2 противоположных силы:

1.     стремление к жизни

2.     стремление к смерти

Агрессия является следствием этого столкновения. Изначально агрессия направлена внутрь себя, а лишь спустя время – она направляется наружу.

С точки зрения А. Адлера, агрессия – это самостоятельное влечение, действующее в направлении борьбы за власть. Агрессия возникает тогда, когда человек хочет занять какое-либо положение в обществе. Агрессия возникает из-за человеческих недостатков.

С точки зрения теории фрустрации Долларда, агрессивность – это прижизненно приобретенное качество, проявляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него потребностей по вине других людей.

Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину.У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т.е. характеризуют личность в целом.

28. Мотив власти.

Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п. Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения, принимать за других решения, обязывающие их поступать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей. Другой исследователь мотивации власти, Д. Верофф, попытался определить психологическое содержание мотива власти. Он считает, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. По его мнению, признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другим признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим. Принято считать, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Первыми, кто обратил внимание на данный мотив, были неофрейдисты. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. Например, А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Аналогичной точки зрения, но теоретически разрабатываемой в ином контексте, придерживался другой представитель неофрейдизма — Э. Фромм. Он установил, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами. Во-первых, возможностью награждать и наказывать людей: Во-вторых, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться авторитету, которым один человек обладает в глазах другого

29. Современное понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Положительные и отрицательные стороны типов темперамента.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами личности, например со свойствами характера, поскольку их физиологической основой являются свойства центральной нервной системы. Свойства темперамента определяют динамику психических процессов и состояний, психической деятельности в целом. Они в большей степени влияют не на то, что делает человек, а на то, как он это делает.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, на динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности. Он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap