основыне теор подходы истор процеса



1. Основные теоретические подходы к изучению всемирно-исторического процесса.

На современном этапе развития исторической науки можно выделить три типа интерпретации исторического процесса.

Христианская интерпретация – религиозное представление о мире, составившее онтологическую основумировоззрения европейской цивилизации с 4 до 18 века. Проблемы: 1) вопрос о смысле и содержании человеческой истории (смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и человеческих страстей. Человек выступает как продукт собственного исторического развития. Освобождение и превращение человека в сознательного исторического актора – основная задача исторического процесса в истории.) 2) вопрос о начале и конце мировой истории (от сотворения мира Богом до Апокалипсиса) 3) третья проблема- вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерно проходящего в своем развитии определенные ступени исторического прогресса человечества на пути к свободе. Христианская историофилософия оставила идею о всемирной истории человества, совершающейся под влиянием универсальных закономерностей, общих для народов, входящих в историческую жизнь.

Рационалистическая интерпретация – концепция интерпретации истории в Новое время, возникшее как реакция на христианскую интерпретацию. Отправной точкой создания рационалистической (всемирно-исторической) концепции истории является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, В. Скотт), нашедшей позднее философско-теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Карла Маркса. Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории предлагая как варианты решения философию истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Оба полагали что в основе истории лежат объективные законы, они общие. История проходит три ступени. У Гегеля- – восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в предисловии к «Критике политической экономии» – азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительной рукописи к «Капиталу» – докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общество. Для обоих философов характерен тезис что государство является важнейшим государственным институтом – как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). И Маркса, и Гегеля объединяет также и интерпретация исторического познания, – в состав которого они включили как раздел связанный с фактическим изучением истории (собственно анализ исторических фактов), так и теоретико-методологический раздел: философия истории (Гегель) или социология (Маркс). Теоретическими (идейными) источниками марксизма были: английская политическая экономия (А. Смит и Д. Рикардо), немецкая классическая философия (Г. Гегель и Л. Фейербах) и французский утопический социализм (К. Сен-Симон и Ш. Фурье). Изначально эти истоки определили ориентацию марксистской теории на познание и активное преобразование общественных отношений в интересах пролетариата как неимущего класса. В марксизме как теоретической системе имеются три составные части: философия, политическая экономия и теория социализма. Идея коммунизма как общества социальной справедливости и социального равенства является основной марксизме. Она естественным образом вытекала из марксистского учения о формациях как ступенях закономерного и прогрессивного развития человечества по пути из «царства необходимости» в «царство свободы». Основным теоретическим произведением марксизма является «Капитал» К. Маркса, где средствами экономического анализа раскрыта неизбежность смены капитализма новой формацией (коммунистической), в основе которой будет лежать общественная собственность на средства производства. Важнейшим недостатком рационалистической концепции истории человечества является европоцентризм, (Европа находится, как бы в центре мировой истории, а остальные цивилизации представляют собой периферию, которая рано или поздно вынуждена, будет встать на европейский путь развития).



Культурно-историческая или цивилизационная интерпретация истории.

Ее основа – идея локальных цивилизаций, суть которой – история человечества есть пространство заполненное самобытными регионально-культурными компонентами или локальными цивилизациями. Каждая проходит общие фазы: рождение развитие смерть. Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты. Источники этой модели – кризис идеи всемирности истории и чрезмерное давление теоретической конструкции на область фактических данных, тенденция трансформации европейских государств того времени в многонациональные империи. Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в трудах: Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглер (Германия), А. Тойнби (Великобритания). Значение этой теории в историографии состоит в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической концепции истории и дала толчок для дальнейшего развития науки. В конце XX века сформировался даже особый цивилизационный подход к изучению истории. Цивилизационный подход отличается своим универсализмом и представлением истории как многолинейного и многовариантного процесса. Тойнби – история человечества как совокупность истории отдельных и локальных цивилизаций, которые проходят в своем развитии определенные стадии; стимул развития цивилизаций – вызовы; факторы, определяющие развитие цивилизации – географическая среда обитания, система ведения хоз-ва, социальная организация, религия и духовные ценности, политическая индивидуальность, особая ментальность; три основных типа цивилизаций – непрогрессивного существования, циклического развития, прогрессивного развития; определяющие признаки этих цивилизаций – общность и взаимосвязь историко-политической судьбы и экономического развития, взаимпереплетение культур, наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития. Слабые стороны теории – ее универсальность действует на глобальном уровне, но на локальном испытывает трудности, недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ. Особое место в этой связи занимают труды отечественного историка Л. Н. Гумилева, разработавший и обосновавший своеобразную теорию видения исторического процесса, в центре которой находятся этносы (народы), развивающиеся по собственным внутренним законам – теория пассионарности. В основу гумилевской концепции были положены идеи В. И. Вернадского о ноосфере, которые обосновали взаимосвязь географической среды и этнической историей.








sitemap
sitemap