очерк Кем быть и каким быть



Районный конкурс детского творчества

«Саратовский край в прошлом, настоящем и будущем:

духовно-экологическое пространство»

Номинация «Семейный опыт профессиональных династий»

Очерк

Учителями не становятся –

учителями рождаются

Автор: Дзарахохова Александра,

учащаяся 11 класса

МОУ Большекарайская СОШ

Романовского района

Саратовской области

Руководитель:

Швецова Вера Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Большой Карай, 2010 г.

Профессия учителя, как это всем известно, очень нелегка и ответственна. Работать приходиться с детьми, которым требуется масса внимания, к каждому нужен особый подход. Очень важно дать ребенку не только образование, но и воспитание. Эти два элемента играют важную роль в жизни каждого человека. В Саратовской области немало педагогических династий, об одной из них я хотела бы поведать.

История этой семьи началась давным-давно. Около ста лет тому назад началась её педагогическая история.

В городе Саратове проживала тогда молодая женщина по имени Галина Михайловна со своей матерью. Двум женщинам в те годы было нелегко прожить, так как времена тогда были трудные, голодные. Но у них была опора – брат Галины Михайловны Михаил, который жил с женой и дочерью неподалёку. Он и его жена Валентина Михайловна работали на железной дороге, и это было хорошим подспорьем – семья не бедствовала.

Но вот пришёл страшный 1933 год, который в пух и прах разнёс относительное благополучие этой дружной семьи. Валентина Михайловна, умерла от брюшного тифа. Вскоре Михаила забрал «черный ворон» — так называли машину, на которой увозили людей в лагеря, объявляя их «врагами народа». Их маленькой дочери Галечке, было тогда только 2 года. Из близких родственников у девочки остались только бабушка и тётя Галина Михайловна, которые и взяли к себе сироту.

Жизнь не стоит на месте. Началась Великая Отечественная война. И без того нелёгкая жизнь стала совсем невыносимой. Семья тогда приняла решение переехать в село Преображенку Пугачевского района. Галина Михайловна стала работать в школе учителем географии, а девочка пошла в 5 класс.

Годы были тяжелые. Всем тогда было очень тяжело. Есть нередко совсем было нечего. Ели траву, пекли лепешки из лебеды, из шелухи от проса… От таких продуктов были страшные колики в кишечнике, но другой еды не было и, чтобы выжить, приходилось сносить эти боли.

В летний период Галина Михайловна вместе с племянницей работала на махорочном заводе, где производили махорку для солдат на фронте. А когда наступала осень, вместе с которой возвращались учебные будни и долгие холодные вечера, Галина Михайловна подолгу засиживалась за книгами. Молодое, красивое лицо женщины в такие минуты преображалось, черты становились мягче, выразительные глаза казались абсолютно бездонными. Это была стихия Галины Михайловны, которая составляла смысл её жизни. Такой же она была и в школе. Казалось, что любимое дело, десятки пар любопытных, доверчивых глаз заставляли забыть обо всём, все невзгоды и тяготы оставались за закрытыми дверями классной комнаты.

Это преображение не могло остаться незамеченным для внимательной племянницы Галины, поэтому после окончания школы вопрос о выборе профессии для неё не был спорным. Получив аттестат, она, не раздумывая, подала документы в Саратовский педагогический институт на отделение иностранных языков. В педагогический – потому что оказал влияние пример и авторитет Галины Михайловны, которую она всегда любила и уважала. А на отделение иностранных языков – потому что, во-первых, в период отрочества она увлекалась чтением произведений Льва Толстого, особенно нравился роман «Война и мир», в котором высшая знать общалась на французском языке, во-вторых, Галину Михайловну восхищали французские летчики, которые входили в состав эскадрильи Normandia-Neman. Таким образом Галина Михайловна стала для девочки самым близким человеком, опорой в жизни. Она же заложила фундамент для педагогической династии.

После окончания института в 1953 году молодого преподавателя французского языка, направили в село Большой Карай Романовского района. Этому селу в то время пророчили большое будущее.

Галина Михайловна — теперь уже так и её называли — начинала работать в двухэтажной школе, которая была построена на месте церкви, работала в две смены. Школа была в аварийном состоянии. Вечером её освещали с помощью свеч и ламп. Ученики списывали с доски. Учебников ни у кого не было, кроме учителя. Галина Михайловна объясняла ребятам произношение слов. Некоторые ребята роптали по поводу того, что не могли быстро научиться говорить по-французски. Но, как говорят, терпение и труд всё перетрут. А терпение у Галины Михайловны было, а отступать перед трудностями она не привыкла и не собиралась этого делать.

Была еще в то время и начальная Нагорская школа, там учились ребята с 1 по 4 классы. Она тоже была в аварийном состоянии. Галина Михайловна работа и в ней.

И еще была школа-интернат для детей, которых привозили с хутора Восьмое марта, и они здесь жили. Одновременно Галина Михайловна работала и тут. Учителям было тяжело, приходилось переходить из одной школы в другую. Расписание составляли таким образом, чтобы преподаватели могли во время большой перемены добраться до другой школы.

В таком вот жизненном круговороте бежало время. Скучать не приходилось. Невозможно забыть всевозможные мероприятия с художественной самодеятельностью на французском языке, различные конкурсы между классами. Галина Михайловна своей работе и ученикам отдавала все свое время и силы, и они ее очень любили за это. До сих пор благодарные ученики поддерживают связь с любимым учителем. Встреч их было немало.

Шли годы. В семье Галины Михайловны подрастали дети: два сына и дочь. Это кажется нереальным, но внимания, тепла и ласки Галины Михайловны хватало всем: и чужим детям, и своим. Дочь Ольга с малых лет начала примечать, как интересна, насыщена событиями жизнь её матери. В этой жизни много трудностей, но и масса ярких моментов. Все это оставило неизгладимые впечатления в памяти Галины Михайловны, которая посвятила любимому делу двадцать семь лет, и никогда не жалела и не жалеет о том, что посвятила свою жизнь школе и детям. Она же и передала эту любовь своей дочери. Ольга, как и ее мама, тоже стала учителем, только преподавать стала русский язык и литературу. На выбор предмета большое влияние оказала ее классная руководительница — Анна Николаевна, которая преподавала в школе эти предметы так, что Ольга не представляла своей жизни без них.

Ольга Борзунова после окончания школы поступила в Саратовский педагогический институт имени Константина Федина. Из студенческой жизни ей больше всего запомнились стройотряды, которые проводились после сдачи сессии. Студенты уезжали на время в поселок Горный и жили там на берегу озера. Было весело и очень интересно. Бывало, что сбегали с учебных лекций в кино на какой-нибудь интересный фильм. Учеба давалась студентке легко, и ей очень нравилось учиться в институте.

Вскоре после окончания вуза Ольга Анатольевна вернулась в родное село и стала преподавать в Большекарайской школе. Сначала было трудновато работать, так как в то время там работали учителя, хорошо знающие своё дело и уже имеющие авторитет, и Ольге Анатольевне не хотелось перед ними «ударить в грязь лицом». Ей как классному руководителю сразу же дали самый отчаянный класс, который нужно было вытянуть. И она успешно с этим справилась.

Было множество и ярких моментов. Больше всего Ольге Анатольевне запомнились школьные трудовые лагеря, которые ежегодно организовывались в июне. Ученики с учителями выезжали на природу, жили в палатках, проводили различные конкурсы, пололи свеклу. Мальчики ловили рыбу в реке, девочки варили уху и собирали травы, из которых заваривали чай.

Ольга Анатольевна считает, что профессия учителя очень интересная, но, в то же время, трудная, и ей должны заниматься энтузиасты, которые любят своё дело всей душой. С людьми, как правило, работать всегда сложно, а с детьми — вдвойне сложнее. К каждому ребенку нужен свой подход. Недаром профессию учителя сравнивают с профессией сталевара, только труд этот тяжёл не физически, а морально.

Ольга Анатольевна Рязанова отдала школе 31 год. За это время у нее было 5 выпускных классов. Она считает, что приходится уделять больше внимания мальчикам, девочки же всегда более самостоятельны. Ученики очень любят и уважают Ольгу Анатольевну. Для многих из них она является самым любимым учителем, несмотря на её строгость и сложность преподаваемых ею предметов.

Вполне возможно, что династия ярких, увлечённых педагогов из этой семьи на Ольге Анатольевне не оборвётся. Хочется верить, что будущим поколениям учеников так же посчастливится иметь таких замечательных учителей. Эти педагоги – педагоги на все времена! Опыт последнего века тому свидетель…



sitemap
sitemap