обзорные лекции экономическая теория ГМУ СПО



Факторы производства, их классификация и характеристика

Земля – объект собственности, объект хозяйствования, полезные ископаемые

Труд – физические и умственные способности людей

Капитал- совокупность материальных и финансовых ресурсов (основные и оборотные фонды)

В краткосрочном периоде считается, что земля и капитал остаются неизменным фактором, а переменным фактором является труд, т.е. увеличивать производство можно лишь за счет увеличения численности. Однако возможности роста ограничены, т.к. в краткосрочном периоде действует закон убывания производительности переменных факторов.В долгосрочном периоде факторы взаимозаменяемы.Предложение труда возникает со стороны наемных работников и зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (а бывает и исключение), продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Кривая предложения труда показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и качество предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются общая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалификационный состав работников и др. Также предложение труда определяется стратегией нанимаемого. Согласно теории «человеческого капитала», связанной, прежде всего, с именем Г. Беккера, работник может избрать стратегию максимизации своих доходов на протяжении всего жизненного цикла. Ставя такую цель, работник инвестирует время и деньги в повышение собственных производственных возможностей путем получения образования. При такой стратегии работник несет двойные потери: платит за образование и отказывается от получения дохода, который он мог бы получить в данное время. Впоследствии эти потери компенсируются более высоким вознаграждением, связанным с более высокой квалификацией (накопленным «человеческим капиталом»).Иначе выглядит кривая индивидуального предложения. Каждый человек стоит перед дилеммой: больше трудиться или больше отдыхать. Она становится наиболее острой, когда изменяется сложившаяся ситуация. Труд — своеобразный товар. Фактически продается не наемный работник, а его рабочее время. Оно имеет естественные пределы и должно быть заведомо меньше 24 часов, так как часть дня необходима человеку для отдыха, т. е. для восстановления его способности к труду. Работник максимизирует полезность, когда предельная норма замещения свободного времени доходом равна заработной плате: Поэтому существуют эффекты замещения и дохода. Предложение капитала обычно рассматривают, как предложение ссудного капитала, возникает со стороны домашних хозяйств, которые откладывают часть своих доходов (сбережения) и превращают их в инвестиции (обычно через банковские депозиты). Портфельная теория — различные активы приносят различный доход, хранить в наличной форме деньги не выгодно, поэтому за снижение ликвидности и отказ от текущего потребления в пользу будущего необходима плата, которой выступает ссудный процент.Предложение земли является абсолютно не эластичным, т.к. увеличить ее количество в коротком периоде не возможно, при росте спроса произойдет только рост цены – ренты. Рента может быть абсолютной — одинаковой и дифференцированной – разной, зависящей от близости-отдаленности земли от рынков, от плодородия земли или наличия в ней полезных ископаемых, от дополнительных вложений в землю.

2.Экономический рост: содержание, типы, факторы, темпы.

Экономический рост-это скорость изменения объема реального ВВП (или ВНП) за определенный период времени. Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с важнейшим показателем национальных счетов — ВВП (или ВНП) в реальном, т. е. очищенном от инфляции, выражении. Экономический рост является динамическим совокупным показателем и характеризует состояние экономики страны в целом во временном аспекте.

Важнейшей долговременной целью общества являются стабильные (устойчивые) и достаточные темпы экономического роста. Для этого важно знать, как можно добиться такого эффекта. Макроэкономический рост можно обеспечить за сет следующих факторов.Одним из факторов является увеличение инвестиций. Накопление (использование прибыли и заемных средств для расширения производства) увеличивает объем национального дохода. При данной численности населения страны можно получить большую величину дохода нации в расчете на человека.Другой фактор роста — норма накопления в национальном доходе. Норма накопления (Нк) показывает удельный вес совокупного накопления капитала (Нк) в составе национального дохода (НД) и выражается в процентах. Между нормой накопления и оптимальной целью экономического роста имеется функциональная зависимость: чем больше норма накопления, тем выше темпы роста национального дохода на душу населения. Однако в рассмотренной функциональной зависимости заложено противоречие. Ведь чем большая доля национального дохода идет на накопление (то есть чем выше будет благосостояние будущих поколений), тем меньше станет фонд текущего потребления (предназначенный для нынешнего поколения людей). И наоборот: чем значительнее растет фонд потребления, тем меньше средств остается на накопление. Очевидно, что норма накопления должна быть оптимальной с точки зрения достижения наибольшего прироста дохода на душу населения и для данного поколения людей, и для последующих.К основным факторам экономического роста относится технический прогресс (все нововведения, повышающие эффективность производства). Этот фактор не имеет границ своего применения. В зависимости от того, как используется технический прогресс, для расширения масштабов производства национального дохода различают типы экономического роста.Различают экстенсивный и интенсивный тип экономичного роста.Экстенсивный (лат. extensivus — расширяющийся) — экономический рост, который предусматривает увеличение объемов производства за счет трех факторов: а) основного капитала (фондов); б) рабочей силы и в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).Экстенсивный рост производства — самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Он имеет свои достоинства. Это — наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы. Такой путь увеличения производства имеет и серьезные недостатки. Ему свойствен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.Экстенсивное расширение производства предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Так, все более стареет оборудование на действующих предприятиях. Из-за нарастающего истощения невоспроизводимых природных ресурсов приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны сырья и топлива. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер.Более сложный тип экономического роста — интенсивный (фр. intensif- напряжение). Его главный отличительный признак — повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста — повышение эффективности всех традиционных факторов. Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей: оно более прогрессивно, в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая в конечном счете воплощается во все более эффективные средства производства, повышается культурно-технический уровень работников. Интенсификация связана с глубокой прогрессивной перестройкой структуры народного хозяйства, широкой подготовкой кадров инициативных и высокопрофессиональных работников. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста. Вместе с тем научно-технический прогресс может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.

3. Потребительский спрос и его факторы

Спрос — это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме- Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D (от англ, demand — спрос). Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P x Q,

где Р — Цена;

Q — количество товаров и услуг.

Факторы спроса:

Цена

Неценовые факторы

— доход

— движение цен на товары субституты и комплементы

— мода

— вкус

4. Потребительское предложение и его факторы.

Предложение (sapply — англ.) — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене.

Факторы предложения

Цена

Неценовые факторы

— издержки

— налоги

— технологии

— дотации

5. Эластичность предложения и спроса. Виды равновесия спроса и предложения

Эластичность – это процентное изменение одной величины, вызванное процентным изменением другой величина

Эластичность спроса

По цене – показывает процентное изменение спроса. Вызванное процентным изменением цены

Процентное изменение спроса

Еs =

Процентное изменение цены

Если Е<1 то спрос неэластичный

Е >1 то спрос эластичный

Е =1 единичная эластичность спроса

Е=0 абсолютно неэластичный спрос

Е = ∞ абсолютно эластичный спрос

эластичность спроса по доходу определяется как процентное изменение спроса на товар или услугу в ответ на изменение размера доходов потребителей.

положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;



— отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;

— нулевая (нейтральная). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода — это товары первой необходимости.

3) Перекрестная эластичность спроса связана с понятием товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в количестве покупаемого товара в ответ на изменение в цене на другой товар.

— Положительная форма перекрестной эластичности взаимозаменяемым свойственна товарам, т.к. повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай).

— Отрицательная форма эластичности свойственна взаимодополняемым товарам ввиду того, что рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой товар (смазочное масло).

— Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. (сапоги и хлеб).

Эластичность предложения – показывает процентное изменение предложение, вызванное процентным изменением цены

Изменение объема продаж товаров, %

Эd =

Изменение цены, %

Если Е<1 то предложение неэластичное

Е >1 то предложение эластичное

Е =1 единичная эластичность предложения

Е=0 абсолютно неэластичное предложение

Е = ∞ абсолютно эластичное предложение

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. На рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь,- цену предложения, т.е. минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.

Издержки производства материал для студентов спо

Равновесие по Вальрасу

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

Экономическая теория для студентов спо

Издержки производства материал для студентов спо

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

Равновесие по Маршаллу

При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса (предложения).

Экономическая теория для студентов спо

Издержки производства материал для студентов спо

то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

Паутинообразная модель равновесия

Данная модель преполагает слудеющие допущения:

величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.Экономическая теория для студентов споИздержки производства материал для студентов спогде Экономическая теория для студентов спо— период времени

функции спроса и предложения являются линейными,Издержки производства материал для студентов споЭкономическая теория для студентов спогде Издержки производства материал для студентов спо— положительные коэффициенты;

функции спроса и предложения не меняются во времени

6. Издержки производства предприятий, их классификация

Издержки в краткосрочном периодеВсе издержки производства можно классифицировать по нескольким признаками. Прежде всего различают издержки фиксированные и переменные.Фиксированные издержки (FС) включают все обязательные платежи: налоги, проценты по займам, арендную ил ату, платежи По долгосрочному лизингу оборудования, оплату охраны, оплату труда некоторых ценных специалистов и пр. Особенностью этих издержек является то, что их величина не зависит от объема производства. Даже если выпуск продукции временно будет приостановлен, фирма все равно обязана платить налоги, проценты по кредитам и т.д.

Переменные издержки (VC) напрямую зависят от объема производства и меняются вместе с ним. К переменным издержкам относятся затраты на материалы и сырье, на электроэнергию и пр., а также оплата труда наемных рабочих и служащих.Фиксированные и переменные издержки, взятые вместе, образуют совокупные (общие) издержки производства (ТС).

Графически фиксированные издержки изображаются в виде горизонтальной линии, переменные и общие издержки — в виде изогнутых особым образом восходящих кривых. Экономическая теория для студентов спо

Если разделить каждую из избранных выше категорий на объем выпуска продукции, то будет получена еще одна группа показателей издержек, а именно средние издержки. Средние издержки свидетельствуют о типичных затратах на производство единицы продукции.

Различают:

средние фиксированные издержки AFC = FC/Q;

средние переменные издержки AVC = VC/Q\

средние общие издержки, или просто «средние издержки» АТС = АС — = TC/Q.

Средние общие издержки равны сумме средних фиксированных и средних переменных издержек:

ATC=AFC + AVC. ,

7. Валовой доход и прибыль. Функции прибыли.

Валовой доход – суммарный доход от всех видов деятельности предприятия (производственной, инвестиционной, финансовой). Для производственных предприятий основой валового дохода является выручка- средства полученные от реализации продукции (работ, услуг). Виды прибылиВаловая = выручка – производственная себестоимостьОт реализации = выручка – полная себестоимость До налогообложения = от реализации + проценты к получению — проценты к уплате + прочие доходы – прочие расходыЧистая = до налогообложения – налоги и обязательные платежи

Функции прибыли

1) Экономическая — характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является измерителем (мерой) эффективности общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции и т. п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

3) Общественно-социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан.

Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий.

8. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда

Рынок труда — особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Этот вид рынка появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой — подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьянина). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Труд – это деятельность человека, обладающая тремя основными признаками: осознанность, энергозатратность и результативность. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов — уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель бизнес или государство — покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка:

— во-первых, большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;

— во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда неденежные факторы — сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

— в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры — профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг – наемные работники — составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе. Спрос возникает со стороны работодателей. Предложение возникает со стороны наемных работников.Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары и на их цены. Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием труд. В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени — часа, дня и т. д.

9. Цена как экономическая категория, виды цен.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях.Цены выполняют следующие функции: 1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражение в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции. 2. Регулирующая (балансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежной – платежной способностью производителя и потребителя.3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что по средствам цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив сектора экономики в другой.5. Стимулирующая функция цены заключается в том что по средствам системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом.6. Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными      Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи.       Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. Для районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.       Тарифно-Определенной спецификой обладают цены на услуги При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество( оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.)        По степени и способу регулирования цены разделяются на группы: —  жесткофиксированные (назначаемые); —  регулируемые (изменяемые); —  договорные (контрактные); —  свободные (рыночные).        Жесткофиксированные, назначаются государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных.       Регулируемые цены регулируется государственными органами, воздействия на изменение спроса и предложения товара.).        Договорные цены –- это такая цена, которая устанавливается по соглашению сторон Поставщик- потребитель на определенный объем и срок поставки. В течении котрого цена не мняться.        Свободные рыночные цены, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

10. Методы ценообразования на предприятии

Методология ценообразования включает в себя совокупность общих положений, нормативных актов, принципов и методов разработки прогнозируемой концепции и стратегии ценообразования, определения и обоснования видов цен, формирования системы цен, управления ценообразованием контроля над ценами.

Основные методы ценообразования. 1.    Средние издержки плюс прибыль (метод надбавки) — начислении определенной наценки на себестоимость товара. Здесь проблема заключается только в определении самой наценки, которая может колебаться в достаточно широких пределах. 2.    Метод дохода на капитал (обеспечение целевой прибыли) также основан на учете издержек производства. Расчет цены при этом ведется таким образом, чтобы предприятие имело желаемый объем прибыли. Определенный риск, так как назначенная цена может повлиять на спрос и привести к убыткам. 3.    Ориентация на спрос (метод потребительской оценки) фактором ценообразования являются покупательское восприятие.От интенсивности спроса. Предприятие, которое отдает предпочтение такому подходу, должно выявлять ценностные представления потребителей о товарах конкурентов и использовать их при расчетах цен. 4.    Метод биржевых котировок цен. Применяется только на биржевых торгах. 5.    Ориентация на «ценового лидера» (метод следования за лидером). При установлении цен по данному методу предприятие ориентируется на цены конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. 6.    Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Россию: — по цене сделки с ввозимыми товарами; — по цене сделки с идентичными товарами; — по цене сделки с однородными товарами; — метод вычитания стоимости; — метод сложения стоимости; — резервный метод. 7.      Способы фиксации цены во внешнеторговых контрактах: — твердая цена; — подвижная цена; — скользящая (плавающая) цена, учитывающая инфляцию; — цена с последующей фиксацией. Следует отметить, что метод скользящей цены достаточно прост и удобен и сегодня применяется как при заключении контрактов российскими предпринимателями с представителями инофирм, так и при заключении хозяйственных договоров и сделок с отечественными предприятиями на внутреннем рынке России.

11. Функции государства в рыночной экономике

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Можно выделить следующие основные функции государства: 1. Создание правовой основы для функционирования рыночного механизма. Главным условием рыночного механизма выступает свобода принятия экономических решений всеми субъектами рынка . Государство обеспечивает правовую защиту как производителей, так и потребителей: прежде всего должно быть гарантировано право частной собственности; большое значение имеет правовое ограничение монополизма; важная роль в сфере экономического законодательства принадлежит защите прав потребителей; немаловажное значение имеет правовая регламентация всевозможных сделок, направленная на соблюдение прав всех участников. Государство не только провозглашает права, но и обеспечивает их реализацию, создавая действенную судебную систему. 2. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий всем слоям общества. Особенно это касается неимущей части населения . 3. Производство общественных благ (общественых товаров и услуг). Государство финансирует расходы на оборону, охрану общественного порядка, строительство и содержание дорог, городских улиц, городское освещение, содержание зон отдыха и т.п. Данная функция в определенной мере была присуща государству даже на самых ранних ступенях его развития. Однако в настоящее время круг таких благ и услуг значительно расширяется, особое значение приобретает деятельность государства по нейтрализации отрицательных внешних эффектов . Выполнение государством данной функции возможно двумя способами: либо государство организует собственное производство (государственные предприятия), либо за счет государственных средств финансирует их производство на негосударственных предприятиях (например, государственные заказы на производство товаров, необходимых для содержания вооруженных сил) . 4. Стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления в экономике, спад производства, снизить безработицу и инфляцию. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в экономику, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов к государственной деятельности .Главной проблемой современной российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и высокий показатель коррупции. Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка, из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу. Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведение системы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояние экономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.

12. Несовершенства рынка и необходимость государственного регулирования

Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме



Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние, побочные эффекты возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товаров и услуг, перемещаются к индивидам или группам, не являющимся покупателями или продавцами, т.е. не выступающим непосредственными участниками рыночной сделки.Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии.Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажноденежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы.Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. исто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры.Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.Поэтому необходимо ГРЭ

Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:-  налоги, налоговые льготы и финансовые санкции; —  государственные инвестиции и субсидии; —  учетная ставка процента, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке; —  государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах; —  государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен; —  прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг; —  целевые социально-экономические и научно-технические программы; —  хозяйственное законодательство и т.п.

13. Стратегии ценообразования

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.

Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

Для классификации ценовых стратегий, ориентированных на спрос, можно использовать несколько критериев.

1. По уровню цен на новые товары выделяют стратегии:

«снятия сливок»;

цены проникновения»;

«среднерыночных цен».

Стратегия премиального ценообразования (стратегия «снятия сливок», стратегия «скорейшего возврата средств», стратегия «сбора урожая») Применяется в условиях узкого сегмента платежеспособных покупателей и высокого качества и уникальности товара

Стратегия ценового прорыва (стратегия «защитных цен», стратегия проникновения / внедрения на рынок, стратегия «вытеснения конкурентов») Применяется в условиях рынока монополистической конкуренции, больших объемах товаров, низкой доли переменных затрат в цене товара, когда свойства товара можно сравнить до потребления.

Нейтральная стратегия (стратегия «следования за лидером») Применяется в условиях рынка монополистической или свободной конкуренции, для товаров повседневного спроса



2. По степени изменения цены выделяют стратегии:

«стабильных цен»;

«скользящей падающей цены» или «исчерпания»;

«роста проникающей цены».

3. По степени дифференциации товаров и потребительских цен выделяют стратегии:

«дифференциации цен на взаимосвязанные товары»;

«ценовых линий»;

«ценовой дискриминации».

14.Основные показатели, выражающие макроэкономические результаты.

Валовой национальный продукт (ВНП), представляющий рыночную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.Валовой внутренний продукт (ВВП) является своеобразной модификацией ВНП, но в отличие от последнего определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года. На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности на территории данной страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности. Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги) Поэтому при исчислении НД величина последних вычитается из денежного объема ЧНП Необходимость такого расчета определяется тем, что государство, взимая косвенные налоги, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика производственных ресурсовЛичный располагаемый доход – это национальный доход, уменьшенный на сумму подоходных налогов, отчислений на социальное страхование, увеличенный на сумму социальных трансфертов

. Метод расчета ВВП

по доходам (распределительный метод)

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль и рента), т. е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. Это доходы всех субъектов национальной экономики.

В показатель ВВП, рассчитываемый по данному методу, также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли.

по расходам суммируются следующие основные виды расходов:

личные потребительские расходы (С, включающие денежные средства населения, направляемые на покупку товаров текущего потребления (хлеб, молоко, зубная паста и т.д.), товары длительного пользования (автомобили, бытовая техника и др.), а также на оплату услуг (парикмахеры, врачи, юристы и др.);

валовые частные внутренние инвестиции (I), состоящие их покупок предпринимателями машин и оборудования, всех затрат на строительство и изменений запасов оборотных фондов;

государственные закупки товаров и услуг (G), включающие расходы федеральных и местных органов власти на приобретение конечной продукции и покупку всех производственных ресурсов.

Единственным видом бюджетных расходов государства, не входящим в этот элемент совокупных расходов, являются трансфертные платежи, которые не отражают увеличения текущего производства, а являются формой перераспределения государственных расходов;

чистый экспорт (NX), представляющий разницу между величиной затрат иностранцев на покупку товаров данной страны и объемом расходов страны на покупку иностранных товаров.

Таким образом, расчет произведенного ВНП/ВВП по расходам может быть представлен уравнением

Издержки производства материал для студентов спо

по добавленной стоимости. Добавленная стоимость представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (отдельной фирмы или отрасли в целом) и стоимостью сырья и материалов, потребленных при производстве данной продукции. Просуммировав добавленную стоимость, создаваемую во всех секторах экономики, можно определить величины показателей ВНП и ВВП, характеризующих рыночную ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных либо за счет использования ресурсов данной страны, либо на ее территории.

15. Инвестиционная политика государства

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.Инвестиционная политика направлена на оказание государственной поддержки при реализации коммерческих инвестиционных проектов предприятиями и организациями.Установлен механизм мониторинга действующих коммерческих инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств бюджета в виде государственной поддержки, а также механизм количественной оценки бюджетной и социальной эффективности предлагаемых к реализации инвестиционных проектов. Инвестиционная политика  и страны зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП.  В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.Система управления инвестиционной деятельностью можно разделить на: меры правового характера (необходима стабильная правовая система для инвестиционной деятельности, грамотно сформулированные законы, с соблюдением всех технико-юридических правил); меры экономического характера, то есть комплекс бюджетно-налоговой политики, государственных гарантий, льготных кредитов и т.д.

16. Фискальная политика государств: её цели и инструменты

Фискальная политика представляет Собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ; услуг; факторов производства и т.д.Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:

сглаживанию колебаний экономического цикла;

стабилизации темпов экономического роста;

достижению высокого уровня занятости;

достижению умеренных темпов инфляции.

17.Деньги, виды денег, роль денег в развитии экономики

Сегодня деньги можно рассматривать как некий товар, являющийся средством платежа, соответственно, как и любой другой товар, деньги обращаются на рынке.Сегодняшние деньги являются неполноценными (заместители действительных денег) – это деньги, у которых номинальная ценность выше реальной, т.е. расходов, затраченных на их производство. Сегодняшние деньги – это бумажно кредитные деньги.

Деньги выполняют определенные функции.

Кредитные деньги – деньги, изготовленные на специальной бумаге, порожденные развитием кредитных связей и выражающие отношение между кредитором и заемщиком

Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренные сроки в установленном месте

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю обозначенной суммы

Банкнота – кредитные деньги, вускаемые и гарантируемые центральным (государственным) банком

Электронные деньги – деньги, используемые для перевода между кредитными организациями в форме электронных сигналов

Банковский вексель

Предъявительский чек

Именной чек

Кредитные карточки – деньги, выпускаемые кредитными учреждениями при наличии счета клиента с нанесенной на ней микросхемой для покупки товаров и получения наличных денег в банкоматах

Дорожные чеки

Расчетные чеки

Ордерный чек

18. Инфляция, её причины, основные типы.

Инфляция (от латинского inflation – вздутие) – снижение покупательной способности денег, обесценивание денежной единицы, означающее, что на одну денежную единицу товаров и услуг можно купить меньше, чем раньше. Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия, проявляющаяся в общем росте цен).сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции — избыток денежной массы и обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег.

Причины возникновения инфляции чрезвычайно многообразны. Часто бывает трудно определить, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конкретном случае, так как они всегда существуют в какой-то комбинации. При выявлении причин инфляции различают монетарные и немонетарные концепции. Сторонники монетарной концепции одной из основных причин возникновения инфляции считают рост номинального количества денег, повышающий рост производства товаров и услуг при неизменной скорости оборота денег. По уравнению обмена И.Фишера (формула 1.1) наблюдается количественная теория денег:

М · V=P · Q,(1.1)

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – средняя цена товаров и услуг;

Q – количество товаров и услуг, произведенные в рамках национальной экономике в течение определенного периода времени (обычно за год).

Из уравнения количественной теории видно, что для того, чтобы обеспечить такое равновесие, надо, чтобы масса денег увеличивалась в той же мере, что и рост выпуска товаров. В противном случае излишняя денежная эмиссия приведет к избыточному спросу, к росту показателя Р, т.е. к инфляции (монетаристы придерживаются той точки зрения, что скорость обращения денег постоянна).

В немонетарных концепциях причиной инфляции называют либо увеличение совокупного спроса, либо рост издержек на единицу продукции. Т.е. авторы немонетарных концепций объясняют инфляцию либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Увеличение количества денег, находящихся в обращении, в этих концепциях являются непременным условием повышения цен, а не причиной.

Причины инфляции делятся на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся:

1) Несбалансированность государственных расходов и доходов, т.е. дефицит государственного бюджета, который часто покрывается за счет эмиссии денежных знаков.

2) Милитаризация экономики, способствующая развитию военных отраслей в ущерб гражданским, т.е. гражданские отрасли начинают отставать, рост потребительского комплекса замедляется, рост денежной массы происходит без соответствующего товарного покрытия.

3) Рыночная власть монополий, олигополий и государства. Современный рынок во многом олигополистичен, и олигополисты, обладающие монопольной властью, заинтересованы в сокращении производства и повышении цен. Первый инициатор повышения цен — само правительство, оно утверждает тарифы на электроэнергию и энергоносители, железнодорожные перевозки и услуги ЖКХ. Именно рост цен на инфраструктурные услуги в последние годы на 40-50% определяет инфляцию на потребительском рынке.

4) Неразумная налоговая политика также служит толчком для роста инфляции. При повышении ставок старых налогов или вводе новых налогов происходит либо сокращение предложения из-за нерентабельности производства, что усиливает давление на рынок спроса, либо издержки учитываются при формировании цены выпускаемого товара, причем и первый, и второй варианты приводят к повышению цен.

5) Инфляционные ожидания. Население привыкает к повышению цен и запасается товарами впрок, что приводит к увеличению совокупного спроса, а производители, опасаясь повышения цен со стороны поставщиков, увеличивают цены на товары и услуги, раскручивая тем самым маховик инфляций.

Кроме внутренних причин инфляции, существуют и внешние. Это, во-первых, рост цен на импортные товары и услуги. Во-вторых, обмен в банках иностранной валюты на национальную, поскольку на депозитных счетах банков появляются дополнительно выпущенные национальные деньга. В-третьих, структурные мировые кризисы (энергетические, сырьевые и т.п.). Внешними причинами инфляции является также отрицательное сальдо торгового и платежного баланса.

По темпам – до 10% в год – ползучая, о50-100% — галопирующая, свыше 50-100% — гиперинфляция.

19. Система антиинфляционных мер

В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования.Мощным инструментом кредитно-денежной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений.В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке, воздействующие на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Также антиинфляционными мерами могут быть денежные реформы: ревальвация, девальвация, нуллификация, меры «шоковой терапии» (замораживание заработной платы и банковских депозитов)

20. Международная торговля и внешнеторговая политика государства

На современном этапе решающая роль в развитии МЭО принадлежит международной торговле. Международная торговля услугами по сравнению с торговлей традиционными товарами имеет ряд специфических особенностей:

наличие прямых контактов между производителями услуг и их потребителями,

увеличение объемов международной торговли услугами по мере роста внешней торговли товарами,

большая защищенность сферы услуг от иностранной конкуренции со стороны государства и наднациональных органов и др. Основными видами услуг в мировой торговле являются услуги, связанные с внешней торговлей, с обменом технологиями, инжиниринговые, управленческие; с миграцией рабочей силы (выплата и перерасчет заработной платы, социальные выплаты и т. д.); социальные и культурные (туристические и т. п.); банковские, в частности, осуществление международных расчетов, лизинговых операций и др. К основным формам соглашений при обмене технологией относятся лицензионная торговля, объектом которой являются патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, разнообразных промышленных секретов, коммерческих знаний и других видов промышленной собственности (кроме товарных и фирменных знаков). Сегодня преобладает продажа беспатентных лицензий, поскольку покупка чистого патента предусматривает проведение дополнительных НИОКР, а значит, совершенной материально-технической базы, дополнительных финансовых расходов и т. д. Вследствие этого в лицензионные соглашения включается не только право на использование изобретений, но и передача необходимого технологического опыта, знаний, промышленных секретов, то есть ноу-хау и инжиниринговых услуг. В соглашениях по ноу-хау обязательно есть отдельные статьи о нераспространении секретов и компенсации убытков в случае их нарушения. Такие соглашения, как правило, предусматривают участие специалистов со стороны собственника изобретения или технологии в пуско-наладочных работах, обучении персонала работе с новой техникой и т.п. Еще одной формой соглашений при обмене технологией является предоставление технико-технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования машин, оборудования, приборов, а также материалов и полуфабрикатов, полученных путем закупок, аренды, лизинга и другими способами. Общей целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, в частности, для присвоения национальными компаниями и ТНК максимальной прибыли. В процессе реализации данной цели наблюдается противоречивое сочетание протекционизма и либерализации. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и содействия национальным компаниям в их Проникновении на внешние рынки. Либерализм — это государственная политика, направленная на снижение таможенных тарифов и других ограничений во внешней торговле.Протекционизм осуществляется путем установления высоких таможенных тарифов на товары, которые ввозятся из-за границы; введения тарифных ограничений, к которым относятся количественные (установление квот, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения (регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, усложнение таможенной процедуры), а также через установление повышенных требований к техническим, санитарным стандартам, налогообложению на внутреннем рынке и др.К нетарифным ограничениям относятся, во-первых, меры, направленные на непосредственное ограничение импорта (его лицензирование и квотирование, введение антидемпинговых и компенсационных налогов, импортные депозиты, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и др.); во-вторых, меры, которые непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, экологические стандарты и нормы, требования к маркированию товаров, их упаковке и т. п.); в-третьих, меры, действие которых приводит к ограничению импорта или стимулированию экспорта. Эти меры дополняются изменением программ государственного стимулирования экспорта. Важнейшие средства подобного стимулирования — государственное кредитование экспорта, смешанное кредитование (соединение государственного и негосударственного, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками и др.), государственное страхование экспортных кредитов, непосредственное субсидирование экспорта. В то же время развитые страны мира активно используют прямое субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции. Ими постепенно расширяется практика страхования кредитов (от политических, военных рисков), продление сроков такого страхования, улучшение условий выплаты страховых сумм.Государственное регулирование международной торговли дополняется негосударственным — со стороны международных организаций и, прежде всего, — ВТО, а ранее ГАТТ. Эта организация была создана в Женеве в 1947 г. Основной вид деятельности ВТО — проведение странами-участниками многосторонних торговых переговоров, которые могут длиться не один год, поэтому их называют «раунды». Основная задача ВТО (сохраняющей все положения ГАТТ) — обеспечение полной свободы торговли путем «увязок», то есть предоставления возможности проводить определенные формы протекционистской политики (например, повышение таможенных тарифов) с одновременной либерализацией импорта других товаров. Другим направлением развития международных отношений является международное движение капитала.Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательской и ссудной. Его инвестируют в промышленность, транспорт, сельскохозяйственные, банковские предприятия, вкладывают в объекты строительства, в акции существующих предприятий. Важнейшую роль среди различных форм инвестиций играют прямые капиталовложения.Структурный анализ российского экспорта последних лет показывает заметное преобладание в его товарной структуре продукции добывающих отраслей промышленности — 75% приходится на нефть и нефтепродукты, природный газ, уголь.Все более серьезной системной проблемой для России становится стремительно растущий импорт, сегодня около половины товарных ресурсов розничного товарооборота формируется за счет импорта. В структуре ввоза преобладают потребительские изделия (около 40%).Необходимо повышать конкурентоспособность продукции, привлекать иностранные инвестиции.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap