мр теор 4 сем №7



Методическая разработка

теоретического занятия № 7

специальность 5.110102 «Сестринское дело»

Дисциплина: Медсестринство в педиатрии.

Тема: Заболевания органов дыхания: бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма.

Продолжительность занятия: ____90__ мин.

Формы и методы проведения: Лекция.

Цели занятия:

Учебные: Ознакомиться с этиологией, классификацией бронхитов, пневмоний, бронхиальной астмы. Изучить клинические проявления, медсестринский процесс, профилактику этих заболеваний.

Воспитательные: Прививать любовь к избранной профессии, воспитывать чувство ответственности при выполнении зависимых и независимых действий медицинской сестры.

Деонтологические: Развивать умение общаться с больным ребенком и его родственниками.

Оснащение занятия:

Методическое

Материальное

Таблицы, стенды, схемы

ТСО

Конспект лекций

Таблицы:

«Пневмонии у детей»

Видеорисунки

Методическая разработка внеаудиторной самостоятельной работы студентов

«Строение легких»

Материалы мультимедиа

Материалы заключительного этапа занятия

Протоколы лечения

Межпредметная интеграция

Обеспечивающие

дисциплины

Внутрипредметные связи

Обеспечиваемые

дисциплины

Сестринское дело

«Этапы сестринского процесса»

Оказание неотложной помощи при бронхиальной астме

«Медсестринство во внутренних болезнях»

Лечебно-охранительный режим при заболеваниях органов дыхания

ОРВИ

Медсестринство в реанимации

«Дыхательная недостаточность»

Фармакология

«Антибиотики»

КОРЬ

Организационная структура

и содержание занятия

1. Подготовительный этап _____ мин

2. Постановка учебных целей.

3.Актуализация темы:____________________________________________

Мотивация учебной деятельности студентов:

Среди болезней органов дыхания наибольшее значение имеют пневмония, бронхит. Быстро развивающийся процесс в бронхах переходит в ткани легких. Наиболее часто встречаются в раннем возрасте. В структуре заболеваемости и смертности детей раннего возраста обструктивный бронхит, бронхиолит, пневмония, занимают одно из первых мест. Особую опасность эти заболевания представляют для детей в периоде новорожденности. Поэтому медицинская сестра должна четко знать причины, клинические проявления, медсестринский процесс при этих заболеваниях.

Бронхиальная астма – аллергическое заболевание, протекает с эпизодами обструкции бронхлов и явились одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста и частота ее продолжает расти. 5,5-8% детей требуют интенсивную и реанимационную помощь, принципы которой должна знать медицинская сестра.

№ этапа

Название этапа и учебно-целевые вопросы

Уровень усвоения

Методы и формы контроля и обучения

Материалы контроля и обучения

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

II.

Основной этап:

Изложение нового материала

План занятия:

80мин

1.

Бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма

I II

лекция

таблица

материалы мультимедиа

— определение

— этиология

— классификация

II

лекция-беседа

Материалы мультимедиа

2

Медсестринский процесс при этих заболеваниях:

II

лекция-беседа

Материалы мультимедиа

-медсестринская диагностика

— постановка сестринских диагнозов

II

лекция-беседа

Материалы мультимедиа

— планирование медсестринских вмешательств и х реализация и коррекция.

II

лекция

Материалы мультимедиа

выполнение врачебных назначений

II

лекция-беседа



Медикаменты

3

Особенности иммунизации

II

лекция

Материалы мультимедиа

4

Санаторно-курортное лечение

II

лекция

Материалы мультимедиа

5

Роль медсестры в проведении санитарно-просветительной работы среди населения с отягощенной наследственностью

II

лекция

6

Диспансеризация

II

лекция

Материалы мультимедиа

III.

Заключительный этап:

1. Закрепление нового материала

3 мин

2. Подведение итогов занятия

1.

Физикалное обследование при пневмонии

II

тестовый контроль

варианты тестов

2

Зависимые действия медсестры при пневмонии.

II

тестовый контроль

варианты тестов

3

Приоритетная проблема при приступе

бронхиальной астмы.

II

тестовый контроль

варианты тестов

Домашнее задание: 3 мин

Основная литература:

1. С.К. Ткаченко, „Педіатрія”, Київ. „Медицина”. 2003. стр. 356-375.

2. П.І. Пацюрко „Клінічне медсестринство в педіатрії”, стор. 66-83, 88-100.

Дополнительная литература:

ПреподавательИванько Г.В.

План

1.Бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма

— определение

— этиология

— классификация

2Медсестринский процесс при этих заболеваниях:

-медсестринская диагностика

— постановка сестринских диагнозов

— планирование медсестринских вмешательств их реализация и кор-

рекция.

выполнение врачебных назначений

3Особенности иммунизации

4Санаторно-курортное лечение

5Роль медсестры в проведении санитарно-просветительной работы

среди населения с отягощенной наследственностью

6Диспансеризация

Бронхит

О с т р ы й б р о н х и т — воспаление бронхов.

Этиология. Возбудителями заболевания являются вирусы (наиболее часто парагрипп, респираторно-синцитиальный и аденовирусы), бактериальная флора, микоплазмы. Предрасполагающими факторами могут быть газо- и парообразные химические вещества, аллергены животного и растительного происхождения, табачный дым, инородные тела, попавшие в бронхи, в также термические факторы ( охлаждение, вдыхание холодного воздуха).

Классификация.

Выделяют острый, обструктивный, рецидивирующий бронхит и бронхиолит.

Патогенез. При бронхите поражается эпителий дыхательных путей, нарушается трофика бронхиального дерева. Отек слизистой оболочки, патологический секрет в просвете бронхов, снижения эвакуаторная способность, частичный бронхоспазм приводят к нарушению к нарушению вентиляции легких.

Клиническая картина. Критериями диагностики бронхита являются: кашель, признаки обструкции бронхов; непостоянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы с обеих сторон грудной клетки, двустороннее усилие легочного рисунка и корней, отсутствие очаговых и инфильтративных изменений в легких на рентгенограмме.

О с т р ы й ( п р о с т о й ) б р о н х и т — частая форма поражения органов дыхания у детей, при которой признаки обструкции дыхательных путей не выражены.

Заболевание чаще начинается постепенно, с ухудшения общего состояния и повышения температуры тела. Дети старшего возраста жалуются на головную боль, чувство стеснения и жжения за грудиной ( при трахеобронхите ). В начале заболевания кашель сухой, отрывистый, болезненный, упорный, усиливается ночью и по утрам, может быть приступообразным. У детей раннего возраста иногда сопровождается рвотой. На 5-8 – день кашель становится мягким, влажным с отделением скудной тягучей слизисто-гнойный и даже гнойный характер, может содержать прожилки крови. Дети раннего возраста мокроту обычно заглатывают. Перкуторный звук над легкими не изменен. Аускультативно на всем протяжении легких или в задненижних отделах прослушиваются сухие свистящие и разнокалиберные влажные хрипы. Количество и локализация хрипов непостоянны, они часто меняются в течение дня, особенно после кашля. Острый бронхит обычно является двусторонним процессом и заканчивается выздоровлением через 2 – недели.

О б с т р у к т и в н ы й б р о н х и т – встречается чаще у детей раннего возраста. Заболевание протекает выраженными признаками обструкции бронхов в результате скопления большого количества слизи. Основными клиническими особенностями являются удлиненный «свистящий выдох», сопровождающийся хрипами, которые слышны на расстоянии и могут ощущаться пальпаторно. В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура. В отличие от бронхиолита удушья или ощущение недостаточности воздуха не возникает.

Рецидивирующий бронхит — бронхит, повторяющийся в течение года три и более раз. Длительность каждого обострения не менее 2 недель. Различают первичный и вторичный рецидивирующий бронхит. Развитие первичного бронхита связано с инфекцией; вторичный возникает на фоне инородных тел в дыхательных путях, аномалий развития органов дыхания, наследственных иммунодефицитных состояний.

В период обострения появляются клинические признаки острого бронхита. В стадии ремиссии необратимые морфологические и функциональные изменения бронхолегочной системы отсутствуют.

Острый бронхиолит (капиллярный бронхит) — вариант обструктивного бронхита. Характеризуется поражением мелких бронхов и бронхиол с развитием выраженной дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. Болеют преимущественно дети первых двух лет жизни, особенно первого полугодия. В этом возрасте имеется непропорциональная узость бронхиол, их просвет легко суживается под влиянием гиперсекреции и незначительного бронхоспазма. Заболевание обычно развивается в первые 3 дня вирусной инфекции и характеризуется значительной тяжестью течения. В зависимости от возбудителя температура в первые дни заболевания может быть гипертермической или фебрильной. Кожные покровы приобретают серо-цианотическую окраску, выражена синюшность слизистых оболочек, губ и полости рта. Дыхание учащается до 60—80 и более в 1 мин, становится шумным, «пыхтящим», поверхностным. В акте форсированного дыхания участвует вспомогательная мускулатура. Грудная клетка вздута, увеличена в объеме. Нарушение дыхания способствует развитию гипоксии, что клинически проявляется возбуждением, двигательным беспокойством, появлением судорог. Во время мучительного кашля возможна рефлекторная остановка дыхания. В легких перкуторно определяется коробочный оттенок звука, аускультативно — над всей поверхностью выслушиваются множественные мелкопузырчатые хрипы, местами крепетирующие — «влажное легкое». Границы сердца расширены, тоны приглушены. При развитии правожелудочковой недостаточности появляется одутловатость лица и отеки, увеличивается печень. Рентгенологически для бронхиолита характерна повышенная прозрачность легких (расширение межреберных промежутков и низкое стояние диафрагмы).

Медсестринский процесс.

Интервью:

В анамнезе причинные факторы.

Жалобы на,одышку, повышение температуры , беспокойство.

Жалобы в сфере духовных переживаний.

Физикальное обследование по стандарту

Диагностика на основании клинической картины.

Лабораторная диагностика.

При бронхите в крови обнаруживают лейкопению или лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, лимфопению. С целью выявления возбудителя проводят вирусологическое,серологическое, бабактериологическое исследования.

рентгенография

Медсестринская диагностика

Выявление проблем

Действительные. Потенциальные

Непродуктивный кашель Высокий риск осложнений

Одышка, осиплость голоса.

Удушье.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap