мир загадок Савченко



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 11

с углубленным изучением отдельных предметов

ст. Галюгаевской Курского муниципального района

Ставропольского края

Творческий исследовательский проект

по теме:



» Мир
загадок » .

Автор работы: Савченко Ольга.

Место выполнения: ст. Галюгаевская.

МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением

отдельных предметов , 2 – а класс.

Руководитель: Беркутова Галина Ивановна,

учитель начальных классов.



ОГЛАВЛЕНИЕ:



I . Введение

II . Основная часть

1.История появления загадки.

2. Что такое загадка?

4. Какие бывают загадки?

5. Как мы используем загадки?

III. Заключение.Выводы по работе.

IV. Список использованной литературы.

Введение.

Сочинение на тему: Для чего нужны загадки?

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат — все в один ряд связанные стоят. — Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. — Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие — громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.

Загадки — это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.

Объект исследования: загадка

Цель исследования: Изучить загадки как жанр устного народного творчества.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения загадки.

2. Изучить виды загадок.

План исследования:

Изучить литературу по теме проекта.

Подготовить и провести исследование.

Подготовить презентационные материалы по проекту.

2. Основная часть.

А) История возникновения загадки

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу — Леший, в реке — Водяной, русалки, в избе — Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица — все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли «коровой», а корову «рыкуша», коня — «долгохвостый».

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым «тайный» язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку :

Корова комола,

Лобик широк,

Глазеньки узеньки,

В стаде пасется

И в руки не дается,

то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, — об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.

Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал «темных сил» бояться. Не нужны стали и «обманные» названия, забылись они постепенно.

А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся — пусть видит, в каком интересном мире живет.

И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: «Вниз смеется, кверху — плачет». Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идет вниз поскрипывает, как бы смеется, а вверх поднимаясь — воду расплескивает, как будто плачет.

Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка — радует и удивляет.

Б) Загадка — краткое поэтическое иносказательное описание какого- либо предмета или явления, которое нужно узнать, отгадать. Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения. Природа, человеческое тело, мир животных и растений, трудовые процессы земледельца, орудия его труда, примитивная, техника — вот основной объём охваченных загадкой явлений. И всё это лишь в той мере, как оно обращено к трудовой практике крестьянина. Животные лишь те, с которыми он непосредственно соприкасается: волк, лиса, медведь, заяц; насекомые в том же домашнем круге: муха, таракан, жук, блоха, борьба человека с насекомыми, его уход за пчелою.

Имея в виду предметы в их частном бытии, загадка вся направлена к тому, чтобы развернуть представление о предмете. Загадка или вскрывает происхождение предмета, или его функцию, или же даёт всю его биографию, с начала и до конца его бытия. Иногда загадка останавливается в фиксации основного впечатления человека от предмета зрительного или слухового; но ведь и это в той стадии мироведения, которую даёт загадка, значит — характеризовать предмет, хотя бы статически. И всё кругом примечено и отмечено загадкой и широко и узко одновременно. Тут и солнце, и месяц, и река, и тучи и ветер, но рядом ещё больше постоянства во внимании к частностям и деталям хозяйственного быта и инвентаря.

В) Шуточные загадки

Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

ЗАГАДКИ — ОБМАНКИ

Наберем цветов охапку

И сплетем сейчас мы…

(не шапку, а венок)

На базар идут старушки

Покупать себе…

(не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач

Пропустил вратарь их…

(не мяч, а шайбу)

С каждым днем к нам лето ближе,

Скоро встанем все на…

(не на лыжи, а на скейты или ролики)

У Иринки и Оксанки

Трехколесные есть…

(не санки, а велосипеды)

На прививки и уколы

Мамы деток водят в…

(не в школы, а в поликлинику)

Загадки-шарады – популярная разновидность головоломок со словами. Главная цель такой загадки – определить слово, зашифрованное в частях или слогах. Для начала нужно отгадать все слоги, которые в целом и составят полноценную отгадку шарады.

Г) Загадка — одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко передавать образы предметов.

3.Заключение. Выводы.

Загадки представляют собой очень древнее явление. На протяжении многих тысячелетий они пересказывались и пополнялись всё более современными и новыми образцами. Изучив происхождение, построение загадок, их типы можно самостоятельно научиться составлять загадки. Для этого необходимо желание, терпение и знание окружающего мира.

Список использованной литературы.

1. Универсальный энциклопедический справочник. Чернявский А.Д.; Ковальчук Д.А.: Харьков Белгород, 2009г.

2. Великие тайны и загадки истории. Брайан Хотон.: Харьков Белгород, 2010г.

3. Про зверя.: Стожкова Н.В.: Москва,2009г.

4. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=20887939-8683-4b2c-a495-f62066edc048.

5. http://playroom.com.ru/zagadki.php








sitemap
sitemap