легенды Сергача



Предание 1

В древности на месте деревушки была срублена из дуба часовня во имя Сергия Радонежского, который в 1380 году благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Мамаем и предрек победу русскому воинству. Именно от часовни и пошло название деревни, Что и прозывалась Сергеевкой или Сергиевкой. А сама часовня находилась на горе, где бил родник с чистой водой и где, в 1886 году, обрусевший немец Г.К. Дик основал свой пивоваренный завод.

Предание 2

Город получил название по имени первопоселенца Серги, прозванного так за то, что носил в ухе серьгу. Жил он отшельником вдвоем с медведем, и когда, случалось, охотники из Нижнего заглядывали к нему, косолапый «генерал» потешал их.

Предание 3

Первым поселенцем был бортник мордвин Сергас ( Сергас, Пургас – древнемордовские имена). Жил он здесь в незапамятные времена – до возникновения Сергача. По имени бортника Сергаса стала называться речка и возникшее тут поселение.

Предание 4

На берегу безымянной лесной речки жила старая мордовка с сыном-красавцем, мастером на все руки. Жили не богато, но в достатке. Собирали в окрестных лесах мед диких пчел, за плечами всегда тугой лук и колчан со стрелами, потому что вокруг полно всякой дичи. Ну и речка давала пропитание: хотя и невеличка, но вдоволь рыбы. Отменные бобры водились. На одних мех бархатный, черный, а на других – будто позолотой тронут. Князьям и боярам на дорогие шапки да воротники те меха шли. Поплыл как-то юноша в лодке-долбленке пот быстрой речке и утонул – перевернулась лодка, а он то ли плавать не умел, то ли под дубовый топляк его затянуло. Горькими слезами залилась бедная мать, запричитала. Стала упрашивать речку, называть ее ласковыми именами, чтобы сжалилась она, отдала сына. Три дня сидела женщина возле воды и все просила, увещевала. Стали белым-белы ее волосы, выплаканы глаза, и случилось тут чудо: вода с шипением ушла в песок, обнажилось речное дно. Побежала мать по высохшему руслу:«Сын мой, где ты?» Добежала до Пьяны, каждою корягу и яму оглядела. Но все напрасно! Седые космы вьются по ветру, глаза загорелись не добрым огнем. «будь ты проклята, река! Взяла сына, так возьми и меня!» — закричала мать голосом нечеловеческим. В той стороне, где заходить солнцу, выросли вдруг черные тучи, засверкала ослепительная молния, задрожала земля от раскатов грома. И вот уж слышит несчастная мать, как навстречу ей мчится с ревом вал мутной воды. Последние крики ее поглотила пучина… С той поры будто бы и речку нашу Сергасом прозвали. Сергачкой-то она стала потом. Да только вот воды в ней по летам не стало.

Версия

В «Повести о прихождении Тохтамыша на Москву», изложенной в Никоновской летописи имеется упоминание о нашем городе, где он называется Сернач. Можно считать, что Сергач является старейшим селением Нижегородской области и назывался когда-то Серначем.

Документальный факт

Название Сергача – тюркского происхождения: исстари жившие здесь татары-мишари местность называли Сарыагач, что означает желтое дерево. И действительно: на южном склоне холма, где когда-то зарождался город, деревья растут плохо, потому что под почвой близко залегает камень – известняк и мергель. Корни деревьев упираются в них, и от недостатка влаги и сухости почвы листва в разгар лета становится по-осеннему желтой. До сих пор татары, плохо владеющие русским языком, называют наш город Сарыгач.



Летом 1377 г. в окрестностях будущего города (8 км на юго-восток) у впадения в Пьяну реки Пары произошла печально известная Пьянская битва. В первой половине XVII в. на высоком берегу мелководного притока Пьяны стояло несколько дымных избушек, жители которых занимались хлебопашеством и производством поташа. Предание гласит, что изначально на месте деревушки была поставлена часовня во имя Сергия Радонежского. Именно от этой часовни и пошло название деревни, что прозывалась Сергеевкой или Сергиевкой. Другое предание гласит: город получил название по имени первопоселенца Серги, прозванного так за то, что носил в ухе серьгу.

Некогда Сергач действительно славился дешевым поташом, добротными лаптями и учеными медведями. Жители более 30 селений уезда и самого города дрессировали медведей и ходили с ними по всей стране. Бывали и за ее пределами — в Польше, Чехии, Германии, Франции и Италии. Ученые медведи умели плясать под барабан и шарманку, ходить на задних лапах и выпрашивать подаяние, выделывать деревянным ружьем «артикулы», изображать, как мальчишки горох воруют, как пьяный купец по базару шатается. По преданию, во время Отечественной войны 1812 года в Сергаче на Базарной площади проходил смотр медвежьих «полков», обученных для «борьбы» с армией Наполеона. Еще медведь «лечил». Суеверные старики и старухи прибегали к помощи медведя, чтобы избавиться от своих немощей. Для этого больной должен был лечь на землю, а на него ложился брюхом медведь, широко растопырив по земле свои лапы. Об этом методе лечения рассказывал Некрасов в своем стихотворении «Мороз Красный нос». «Медвежничество» как промысел просуществовал вплоть до начала ХХ в.

По одной из версий название Сергач городу было дано по имени первого жителя этих мест Сергия, который носил в ухе серьгу. Даже у Даля есть такие строки: «Сережа сергач, пройми ухо!» И, якобы к этому Сергию наведывались охотники из Нижнего, который потешал их с учеными медведями.

Бытует мнение и о мордовском происхождении названия Сергач: на берегу лесной речки жила одна мордовка с любимым сыном Сергасом, мастером на все руки. Жили они в достатке. Занимались тем, что собирали в лесу мед диких пчел (занимались бортничеством), охотились на диких зверей, ловили рыбу. Места эти облюбовали бобры: «на одних мех бархатный, черный, а на других – будто позолотой тронут». Князьям и боярам на шапки да воротники те меха шли. Однажды поплыл Сергас в лодке по речке, и опрокинулась та лодка. И утонул он. Горькими слезами залилась бедная мать, запричитала. Стала старушка упрашивать речку, чтобы сжалилась она, отдала сына ее Сергаса. Три дня сидела женщина возле воды и все просила, увещевала. Стали белыми, седыми от горя ее волосы, уже выплаканными все глаза… И случилось тут чудо: вся вода в мгновение ока ушла в песок… И обнажилось дно речное. Побежала мать по высохшему руслу: «Сын мой, Сергас, где ты?» Добежала она до реки Пьяны, в которую впадала эта речка. Каждою корягу, каждую яму оглядела. Но не нашла она Сергаса. И тогда седые волосы ее по ветру развеялись, глаза ее злобно загорелись… И взревела мать звериным голосом: «Будь ты проклята, река! Взяла сына, так возьми и меня!» И в этот момент в стороне, где заходить солнцу, мгновенно образовались черные тучи, разразилась молния, загремел гром, и земля задрожала от гнева. И несчастную мать с ревом поглотила пучина… С той поры речку эту Сергасом назвали, а позднее – на русский лад Сергачкой стали звать. По имени речки и город Сергачем назвали.

Есть версия и о тюркском происхождении названия Сергача: многие источники утверждают, что в районе Сергача ранее проживали многие татарские племена. Называли их татарами-мишарями (это предки проживающих и по сей день многих татар, живущих в этих местах и в округе). По-татарски Сарыагач (очень созвучное с Сергачем название) означает желтое дерево. На южном склоне возвышенности в центре Сергача деревья и по сей день растут плохо. Причиной тому близкое залегание каменных пород, которые не дают нормально развиваться корням больших деревьев. По этой причине в разгар лета листья на этих деревьях желтеют.

И еще одна версия: в районе старой городской общественной бани (это на спуске от районной Сергачской больницы к пруду, что около моста через речку Сергачку, который называли Мухиным) давным-давно стояла деревянная часовня в честь Преподобного русского святого Сергия Радонежского. В этом месте ранее, якобы, бил святой источник. Кстати, и по сей день здесь круглый год сочится вода, стекающая в Мухин пруд. Вот, якобы, именно эта часовня и дала название поселению, что образовалось здесь.

В пользу этой версии говорит и то, что в Сергаче и по ныне престольным праздником считается и празднуется «Серьгов день» — в честь Преподобного Сергия Радонежского.

В первой половине XVII столетия среди дебрей на высоком берегу мелководной, но быстрой лесной речки, впадающей в Пяьну, стояло несколько дымных избушек, разбросанных там и сям. В древности на месте этой деревушки, говорилось в предании, была срублена из дуба часовня во имя Сергия Радонежского, который в 1380 г благословил московского князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Мамаем и предрек победу русскому воинству. Именно от этой часовни и пошло название деревни, что прозывалась Сергеевкой или Сергиевкой. Другое предание гласит: город получил название по имени первопоселенца Серги, прозванного так за то , что носил в ухе серьгу.

Известный сергачский краевед Н.М.Громов пишет о преданиях, объясняющих слово “сергач” как тюркское. У сибирских татар, в частности, Тарского уезда, откуда в разное время исходили татары в наши края еще в конце XV-нач. XVI в. существовали родоплеменные группы под названием Сергач, Я – Иртыш, Отуз, Тауотуз, в XIX в. Там же была Саргатская волость.

В сердце навсегда.

Жить в красивом, сверкающем городке кто-то мечтает,

Ну а кто-то, покинув Сергач, по нему свечкой тает.

Хочет воздухом этим дышать, по-кавказски целебным,

На рассвете пройти, не спеша, рядом с полюшком хлебным,

Не задев колосков, что из золота пробы отменной,

А в лугах с разнотравьем вести разговор откровенный,

И вдоль Пьяны шагать и шагать, вместе с нею пьянея,-

Нет просторов окрестных милее, дороже, роднее.

Объясняться в любви никогда не устанем тебе мы.

Это дом, где поймут, где помогут родимые стены.

Звезд счастливых немало над городом провинциальным-

Так родись же, малыш, в уголке Сергача самом дальнем!

Опахнет, ослепит цветом лес то зеленым, то рыжим.

В темно-белом лесу побродить бы в морозец на лыжах…

Говор наш за сто вёрст без ошибок узнают:

«Чай, ужо чай согрет»- в чае толк в Сергаче понимают.

Перемерить не раз и не два эти улицы надо,

Чтобы знать, где чей дом, где чей сад, с полувзгляда,

Чтобы знать, как зовут сергачан молодых, старых, малых-

Земляков, в добром деле умелых, а в пляске удалых.

К нам, в Сергач, все дороги ведут: мы Припьянья столица!

И какие же разные эти российские лица:

Кто проездом, кто в гости, а кто и с товаром на рынок,

И пестрит, и рябит от одежд и девчонок-картинок.

Г. Лобанов.








sitemap
sitemap