конкурентоспособность как экономическая эффективность предприя



ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский Государственный колледж

индустрии питания и торговли

Конкурентоспособность как экономическая эффективность предприятия

Выполнил: студентка гр. 238

специальности «Технология

продукции общественного питания»

Никитина Наталья

Руководитель: преподаватель

спец.дисциплин Немцева С.В.

Челябинск, 2013

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия …………………………… 5

Понятие и сущность конкурентоспособности предриятия ………………. 5

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и методики ее оценки ………………………………………………………………………….. 7

ГЛАВА II. Анализ конкурентоспособности микропроизводства……………………………………………………… 11

2.1 Краткая характеристика микропроизводства ……………………………… 11

2.2 Анализ финансовой эффективности микропроизводства…………………. 12

Заключение ………………………………………………………………….. 17

Список используемой литературы ………………………………… 20

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизма регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а — производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Целю работы является – проанализировать конкурентоспособность предприятия и его финансовой эффективности.

Объект работы – экономическая эффективность предприятия.

Предмет работы – конкурентоспособность предприятия.

Задачи:

Анализ и сбор информации;

Анализ экономической деятельности предприятия;

Анализ конкурентоспособности предприятия;

Анализ рентабельности предприятия;

ГЛАВА I. Теоретические основы управления конкурентоспособности предприятия

Понятие и сущность конкурентоспособности предриятия

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [3, с. 303].

Под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [7, с. 20].

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

— конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

— вид производимого товара;

— ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

— лёгкость доступа на рынок; однородность рынка;

— конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

— конкурентоспособность отрасли;

— возможность технических новшеств в отрасли;

— конкурентоспособность региона и страны.

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности предприятия, отражающие состояния предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.) [1, с. 75].

После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Руководство компании после решения текущих задач должно сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и методики ее оценки

Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы включают в себя:

— факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;

— активность конкурентов;

— факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;

— наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;

— действия правительства;



— степень приватизации предприятий данной отрасли;

— случайные события.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.

Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение [4, с. 224]. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации [2, c. 240].

Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия — производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других.

Экологическая эффективность означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Украины, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры [6, c.250].

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время — критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

— разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

— выбора контрагентов для совместной деятельности;

— составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

— осуществления инвестиционной деятельности;

— осуществления государственного регулирования экономики.

Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

Методики анализа конкурентоспособности предприятия

Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики — анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.

Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная — по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции [9].

ГЛАВА II. Анализ конкурентоспособности микропроизводства

2.1. Краткая технико-экономическая характеристика микропроизводства

Базой для написания работы и проведения анализа финансовой эффективности производства мы выбрали учебно-производственный цех базе Ресурсного Образовательного центра (РОЦ) ЧГКИПиТ.

Целью деятельности РОЦ является ресурсное обеспечение качественного уровня профессионального образования путем предоставления модернизированных образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий, способствующих развитию личности на основе самоуправления карьерой.

В соответствии с деятельностью РОЦ, был запущено микропроизводство — кондитерский учебно-производственный цех, работающий на базе РОЦ и выпускающий готовую продукцию. Работа цеха направлена на решение следующих задач:

— привлечение внебюджетных средств для производства образовательных услуг;

— производство готовой продукции в ходе учебно-производственной деятельности;

— экономическая деятельность по формированию инфраструктуры профессионального обучения и повышения квалификации на разряд.

Основной деятельностью УПЦ является производство и реализация продукции.

Продукция УПЦ отличается высоким качеством, так как производится из натуральных и высококачественных продуктов. Данная продукция пользуется высоким спросом в буфетах, кулинариях и розничных сетях магазинов города.

Используемое УПЦ высокотехнологичное оборудование позволяет быстро и качественно выпускать продукцию, что говорит о меньших затратах и низкой стоимости продукции.

2.2 Анализ финансовой деятельности микропроизводства

Для анализа финсовой деятельности производства, мы выбрали метод бизнес-планирования. Бизнес-план является финансовым документом предприятия и производства, который отражает всю деятельность предприятия.

Бизнес-планирование кондитерского цеха

1. Описание фирмы

1.1. Название фирмы

Микропроизводство (кондитерский учебно-производственный цех) на базе РОЦ ГБОУ СПО «ЧГКИПиТ»

1.2.Род деятельности

Производство и реализация продукции кондитерского учебно-производственного цеха (УПЦ).

1.3.Общая характеристика товара:

Продукция УПЦ отличается высоким качеством, так как производится из натуральных и высококачественных продуктов. Данная продукция пользуется высоким спросом в буфетах, кулинариях и розничных сетях магазинов города.

Используемое УПЦ высокотехнологичное оборудование позволяет быстро и качественно выпускать продукцию, что говорит о меньших затратах и низкой стоимости продукции.

1.4.Ориентировочная численность персонала:

Так как учебно-производственный цех выполняет 2 функции: производство готовой продукции в ходе учебно-производственной деятельности и реализация данной продукции с целью получения финансовой прибыли, то производством продукции занимаются группы студентов, выходящие на учебную производственную практику. В соответствии с наполняемостью групп приводим среднюю численность студентов, находящихся на производстве.

Таблица 1

№ п/п

Количество (чел.)

11.

Заведующий производством

1

22.

Старший мастер

1

33.

Мастер группы

1

44.

Производственный персонал

25



Итого:

28

2. Сводка контрольных показателей

Таблица 2

Сбыт, шт.

2011г.

Пирожки в ассортименте

2800

Сдоба выборгская

12000

Булочка в ассортименте

36000

Рулет с курагой

8000

Ватрушка с курагой

4000

Беляши

7200

Пицца

8000

Чебуреки

8000

Пирог в ассортименте

240

Итого:



115440

Цена

843505,6

Прибыль (планируемая)

313134,4

3. Текущая маркетинговая ситуация

3.1. Сегментация рынка

Сегментом рынка для продукции нашего кондитерского цеха, с географической точки зрения будет рынок города Челябинск, в частности, магазины и кулинарии, расположенные в Металлургическом районе, а также буфеты различных предприятий.

3.2.Основные конкуренты

Анализируя ситуацию на рынке сбыта кондитерской продукции, приходим к выводу, что основными конкурентами являются фирменные магазины хлебобулочных изделий, розничные магазины и кулинарии. Их продукция почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток – высокие цены и не полностью натуральное сырье.

Судя по объемам сбыта, можно сказать, что эти товары, в целом, не полностью удовлетворяют потребности покупателей. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у нас есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции высокого качества по низким ценам.

4. Товарная стратегия фирмы

4.1. Товар. Ассортимент. Позиционирование

В ассортименте нашей продукции присутствуют:

Пирожки жареные с картофелем

Пирожки жареные с капустой

Пирожки печеные с картофелем

Пирожки печеные с капустой

Сдоба выборгская

Булочка домашняя

Булочка дорожная

Булочка Маковое зернышко

Рулет с курагой

Беляши

Пицца с кетчупом и колбасой

Чебуреки

Пироги с капустой

Пироги с мясом и картофелем

Пироги с курагой

Отличительной особенностью нашей продукции является экологическая чистота и высокое качество. Так как производством продукции занимаются группы студентов в рамках производственной практики, то, следовательно, позиционирование нашей продукции основано на установлении низкой цены.

4.2. Сегмент рынка, для которого предназначен наш товар

В качестве стратегии охвата рынка мы изберем концентрированный маркетинг (так как наш цех обладает средней мощностью и наши средства ограничены). Нам необходимо будет выбрать один, наиболее благоприятный для нас сегмент рынка и сосредоточить на нем все наши усилия.

При сегментировании будем рассматривать количество студентов ЧГКИПиТ и потенциальных потребителей продукции в кулинариях, магазинах и буфетах.

Точками реализации нашей продукции являются:

— МУЗ ДГКБ Детская поликлиника № 8

— МУЗ ГКБ № 6

— клиника ЧГМА

— ИП Бобина

— ИП Акопян

— буфеты и столовые ЧГКИПиТ

4.3. Планируемый объём выпуска

При планировании объемов выпуска продукции, будем учитывать следующие показатели:

— количество реальных и потенциальных потребителей продукции

— количество продукции, выпущенной за промежуток времени от 1.09.11 г по 28.12.11 г.

Количество продукции за 4 месяца работы микропроизводства составило 115440 шт. изделий. В соответствии с этими данными можно составить план дальнейшего выпуска продукции.

В период с января по июнь 2012 года объем выпуска продукции составит 173160 шт. изделий.

4.4. Опасности, которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия им

Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

Таблица 3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap