ключевые тексты драма



КЛЮЧЕВЫЕ ТЕКСТЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1 курс, филологи, 2014, 3 модуль

Преподаватели:

Елена Наумовна Пенская: [email protected]

Майя Александровна Кучерская: [email protected]

Расписание:

Среда, ауд. 507 (лекции), ауд. 304, 403 (семинары)

15 января.

Лекция. Русская драма ХIХ века. Вступительная лекция (ЕН)

22 января

Лекция. Лесков-рассказчик (МА)

Семинар. Лесков. «Тупейный художник»

Задание

1. Прочитайте рассказ Н.С.Лескова «Тупейный художник»

2. Найдите в тексте исторические лица, реалии, которые упоминаются в рассказе. Когда в Орле жили Каменские? Когда в город приезжал император и какой?

3. Попробуйте восстановить исторический фон рассказа – в какие годы разворачивается его действие? Возможно ли это вообще выяснить?

4. Прочитайте рассказ Ф. Брет-Гарта «Разговор в спальном вагоне». Верно ли Лесков передает его содержание. Как содержание рассказа Брет-Гарта соотносится с сюжетом «Тупейного художника»?

5. Кто рассказывает историю «тупейного художника», сколько в тексте повествователей? Каким образом маркируется речь няни?

29 января

Лекция. Грибоедов — драматург. Комедия «Горе от ума» в русском культурном сознании 19 века (ЕН).



Семинар. Комедия «Горе от ума»

Задание

Прочитайте комедию «Горе от ума» Грибоедова и комедию «Говорун» Хмельницкого

Сравните: а) строение «афиши» — то есть имена действующих лиц, их расположение в списке; б) сюжет; в)речь персонажей и их функции в действии

Каким размером написана комедия «Горе от ума»?

Какие вариация стихотворного размера закреплены за каждым основным персонажем? Как они меняются?

Исследователи считают, что в комедии «Горе от ума» происходит трагедийный перелом и смена веселого, комического начала тревожным и зловещим. С какими событиями в пьесе это связано? Какие персонажи его готовят и участвуют в драме?

Прочитать статью Ю.Н.Тынянова «Сюжет «Горя от ума»

feb-web.ru›feb/griboed/critics/tyn/tyn-347-.htm

5 февраля

Лекция. Гоголь-драматург (ЕН).

Семинар. Комедия Гоголя «Игроки».

Задание:

Смысл эпиграфа в комедии

Почему в комедии отсутствует список действующих лиц? Что и как заменяет «афишу»?

Ситуация «театра в театре». Как она встраивается в сюжет?

Обманщики и обманутые в комедии

Как строятся реплики персонажей? Функции «вставных историй» в диалогах

Прочитать исследование:



Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя (любое издание)

12 февраля

Лекция. А.Н.Островский-драматург (МА)



Семинар. Комедии Островского.

Задание :

1.Прочитайте «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Грозу»

2. Объясните смысл фольклорного начала в пьесах

3. Какую роль играет время действия?

4. Как строятся финалы в пьесах Островского?

5. Почему Островский любил комедийный жанр?

Прочитайте исследование:

А.И.Журавлева. Островский-комедиограф. М., 1981. www.vsevolod_nekrasov.ru

19 февраля

Лекция. А.В. Сухово-Кобылин — драматург(ЕН).

26 февраля

Семинар. Лесков. «Расточитель»

Задание :

Прочитайте драму Лескова «Расточитель». Найдите в ней параллели с известными вам пьесами первой половины Х1Х века.

ИСТОЧНИКИ:

Грибоедов. «Горе от ума»

Хмельницкий. «Говорун»

Гоголь «Игроки»

Островский. Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза»

Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»

Лесков. «Тупейный художник», «Расточитель»

ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ю.Н.Тынянов. «Сюжет «Горя от ума»

Ю.В.Манн. «Поэтика Гоголя»

А.И.Журавлева. «Островский-комедиограф»

Е.С.Калмановский. Сухово-Кобылин и русская литература 1850-1860-х годов // А.В.Сухово-Кобылин. Картины прошедшего. Л.,1989








sitemap
sitemap