классный час Огонь ошибок не прощает_28076



Классный час в 4 классе «Огонь ошибок не прощает!»

Цели: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

развивать кругозор детей;

воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость,

сообразительность.

Оборудование: Таблицы и плакаты «Опасность игры с огнем»,

«Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения».

1. Вступительное слово.

– Каждый человек стремится обустроить свой дом, как можно уютнее и удобнее. И в этом ему помогает то, о чем говорится в следующей загадке:

Накормить – живет,

Напоить – умрет.

(огонь)

– Но огонь может быть и другом, и врагом человека.

– Приведите примеры, когда огонь выступает как друг человека.

(На огне можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище.)

– Огонь как враг…

(Пожар дома, в лесу.)

– Тема нашего сегодняшнего урока «Огонь ошибок не прощает!»

2. Огонь в нашей жизни.

– Вы правильно сказали о том, где и как огонь помогает человеку в его жизни. А как вы думаете, как и откуда появился у человека огонь? (выслушиваются предположения детей о появлении огня у первобытных

людей – искра от трения двух камней; появление огня от молнии, попавшей в дерево и т.д.)

Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь.

Сценка

Прометей стоит возле Зевса, сидящего на троне.

Прометей: О, великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Людям плохо живется: они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни наук, ни ремесел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землей, в темных пещерах без солнца и воздуха.

Зевс: Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными и всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не будет иметь границ. Прочь с глаз моих.

Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида.

Фемида: Сын мой, чем ты так прогневал Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края. Опомнись, Прометей, моли о прощении ради меня и себя.

Прометей: Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им. Я поеду на остров Лемнос, тайно возьму из кузницы своего друга Гефеста искру божественного огня и принесу человеку. Прости! (уходит)

Фемида: Сынок! (плача уходит)

Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.

Сила: О, великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех: он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принес его людям.

Власть: Если бы только это! Он научил их строить жилища, приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счету, добыче земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.

Сила: Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья – паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.

Власть: Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрел надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о Могущественный, и не вспоминают!

Зевс: Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим божественным даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своем поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказские горы. Пусть кузнец Гефест наденет на непокорного тяжелые цепи и накрепко прикует к скале.

Фонограмма грома и торжественная музыка.

Прометей: (прикованный к скале). Весны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскаленное солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры.

Каждый третий день я с тоской слежу, как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растет и приближается. Это орел, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать когтями мое тело, клевать мою печень.

Я страдаю… Но пощады я не просил ни разу, не смирился перед Зевсом и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, пусть человек будет свободен и счастлив с божественным огнем!

–Но не только в древнегреческих мифах говорится об огне.

В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится … (между двух огней)

Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он… (не светит и не греет).

А про добросовестного, хорошего работника говорят, что он трудится … (с огоньком).

3.Отгадывание загадок.

Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне:

Красная корова всю солому поела. (Огонь)

В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички)

Закопай — не сгниет, кинь в воду — поплывет. (Уголь)

Красный бык стоит, дрожит, черный — на небо бежит. (Огонь и дым)

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)

От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)

Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я — огня сестричка, маленькая…

(Спичка)

Дым увидел — не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)

Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)

От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)

Кто меня не бережется, тот так скоро обожжется. (Огонь)

На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке поселился дружок — развеселый огонек. (Лампочка)

В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробка спичек)

Шипит и злится, воды боится, с языком, а лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

При пожаре не сидим, набираем… (01)

Он для всех опасен нас, называют его… (Газ)



4. Беседа о пожаре.

Учитель задает вопрос:

– Как случаются пожары? Назовите причины.

Дети называют причины пожара, учитель записывает на доске:

неисправность электрических приборов (утюг, телевизор);

спички;

бензин, газ;

забывчивость (забыл выключить);

искра (печь, камин);

легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда);

елочная гирлянда;



Вы всё сказали правильно. Послушайте, пожалуйста, статистические данные.



Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется 1 пожар. В год их бывает более 5,5 миллионов. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России самые высокие по сравнению с другими странами. Они в три раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией и в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

В прошлом году в России зарегистрировано 239286 пожаров,

в огне погибло 19275 человек, получили травмы 14058 человек.

Ежедневно происходит 656 пожаров.

Самые главные виновники пожаров – люди.

Чтение стихотворения «Мертвый лес».

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта — иссякла сила,

И что ни лиственница — крест!

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек… Злодей, злодей.

(Г. Горбовский)

5.Вопросы и задания для учащихся.

– Что вас особенно взволновало в стихотворении?

– Какое влияние оказывает пожар на жителей леса?

– Предложите основные мероприятия по охране леса от пожаров.

– А что делать, если загорелась ваша квартира?

– Какие подручные средства помогут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?

– Почему во время пожара нельзя открывать окна?

– Что опаснее при пожаре: огонь или дым?

6. Рассказ учителя.

На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть).

Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.

Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

7. «Опасная ситуация».

Представьте себе, что у вас горит квартира. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Будьте готовы к вопросам, на которые вам нужно будет ответить в своем звонке.

1. Адрес.

2. Объект (что горит — квартира, склад, школа…).

3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе…).

4. Номер дома.

5. Номер квартиры.

6. Какой этаж. Сколько этажей в здании.

7.Есть ли опасность для людей.

8.Фамилия.

9.Телефон.

Люди, спасающие нас от пожара.

Презентация «Пожарники»

Памятка «Чтобы не было пожара»:

Чтобы избежать пожара, нам с вами нужно продумать и запомнить следующие правила:

Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.

Самостоятельно не зажигай газовую плиту или печь.

Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.

Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

В лесу не разжигай костер без взрослых. Уходя, обязательно потуши его.

Рисунки – предупреждающие знаки «Чтобы не было пожара».

А сейчас я предлагаю вам нарисовать запрещающие и предупреждающие знаки «Чтобы не было пожара».

Итог урока.








sitemap
sitemap