классный час Лесные пожары 2 класс



Лесные пожары Иващенко Ирина Ивановна 2 класс

Цели классного часа: 1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека. 2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров. 3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара. Ход урока Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая тема нашего урока.

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а не кусает.

Накормишь — живет,

Напоишь – умрет. (огонь)

Учитель прикрепляет рисунок огня .Прослушайте сказку об огне.

Знакомство с новым материалом.

Сказка об огне

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:- Слушай, человек, давай померимся силой.Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнём не дружит». Несли небрежно обращаться с огнём- может прийти беда!- А какая беда может прийти? (Пожар).- А что мы называем пожаром? (Ответы детей)

Заполняем таблицу ЗУХ

знаю

узнал

Хочу узнать

Учитель: послушайте стихотворение Девочка: Ростом спичка – невеличка. Не смотрите, что мала, Может сделать много зла. Крепко помните, друзья. Что с огнем шутить нельзя! Мальчик: Сережка дома был один, Нашел он где-то спички. Решил устроить он костер, Да только плохо вышло. Девочка: Сгорела кукла и кровать, Сережка дымом отравился. Зачем же спички в руки брать? Костер в квартире разжигать? Да лучше книгу почитать И маме сказку рассказать.

Учитель – Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит человеческие жизни, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. В России в  пожарах ежегодно гибнут 14 тысяч человек и почти столько же получают травмы.

Учитель: прослушайте ещё одно стихотворение

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром  ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

–О чем предупреждает это стихотворение? Что вы можете сказать о поведении охотника?

Лесные пожары – страшное бедствие. Ежегодно они наносят  огромный ущерб нашему народу.  

Как же поступит ответственный человек, любящий и берегущий природу? 



Не оставляй в лесу непотушенный костер.

1.Беседа о роли леса в жизни человека. Вместе с детьми обсудить роль леса в жизни людей. Выяснить вместе с детьми, что произойдет, если в нашем районе исчезнут леса. Обобщить ответы детей о роли леса в жизни людей. 2. Причины и последствия лесных пожаров Если где-то задымится, Если где-то загорится, По тревоге как один Позвоним мы «01». Мы ближайшему району Сообщим по телефону — Где горит и что горит И кто об этом говорит!

— Ребята, оказывается, пожары бывают разными. Кто из вас знает, какие именно? Получите новую газету. Узнайте какие бывают пожары.

После прочтения газеты заполняем колонку таблицы узнал

Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. Что же необходимо знать, если вам все же придется столкнуться в лесу с огненной стихией? Как не допустить лесного пожара? Что делать, если все-таки пожар уже возник? Как постараться не допустить пожара в лесу. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище. Подготовка места для будущего костра. Хитрого и сложного в этой процедуре ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра-метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний, плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра. Во время стоянки. Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая-либо особая необходимость (сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость. Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок. Встреча с лесным пожаром. В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие. Осторожно, горит торфяник! Явление очень страшное и очень опасное. Едкий дым врезается в глаза, очень трудно дышать. Уходить из зоны бедствия нужно по направлению ветра, чтобы дым и огонь оставались позади вас. Горячая земля под ногами означает только одно: вы в большой опасности. Во время горения торфа, огонь часто уходит под землю, где выжигает целые участки, образуя пустоты. Провалиться в такое пекло проще простого, последствия обычно плачевные. Двигаясь в таких условиях, прощупывайте перед собой дорогу длинным шестом. Это будет выглядеть почти так же, как при перемещении по болоту. Выйдя из зоны пожара. Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки сообщить о бедствии. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения (даже если этой причиной были вы сами). 3. Игра «Представь себя деревом». Игру разработал американский эколог и педагог Джозеф Корнелл. Смысл игры в ощущении чувства сопричастности со всем живым в природе и представлении каждым ребенком себя деревом. Дети, расположившись поудобнее, закрывают глаза, а учитель медленно произносит текст. «Закройте глаза… Деревья играют очень важную роль в жизни Земли. Они создают половину кислорода, содержащегося в нашей атмосфере. Они закрепляют почву и предотвращают эрозию почв. Они дают пищу и убежище бесчисленному множеству животных. Зимой они нагревают воздух вокруг себя, а летом охлаждают его. Деревья пробуждают в нас мысли о красоте, благородстве, силе и спокойствии. Представьте себе, не открывая глаз, что вы идете через лес и вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в лесное дерево — кто-то в небольшую пушистую елочку, кто-то в красивую сосну, кто-то в могучий кедр. Представьте, что от вас вниз уходит прочный стержневой корень. Он прорастает сквозь мягкий верхний слой почвы и уходит все дальше вниз, глубоко в землю. Теперь направьте во всех подземных направлениях свои боковые корни. Пусть они протянутся влево… вправо… вперед… назад. Они простираются все дальше и дальше от ствола на несколько метров. Осторожно покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю (Пауза). Окиньте мысленным взором свой ствол и убедитесь, какой он прочный и круглый (Пауза). Ваша кора гладкая или шершавая? Она темная или светлая? (Пауза). Теперь окиньте взглядом свой ствол до самых верхних ветвей. Пройдите мысленно вдоль них, наблюдая, как они становятся все тоньше и тоньше, как они тянутся к небу. Жизнь прекрасна. Солнышко пригревает. Легкий ветерок покачивает ваши ветви. Почувствуйте, как ваши корни удерживают вас. Какие у вас иголочки? Как они качаются на ветру? Впитывайте энергию теплых солнечных лучей, посылая ее в хвоинки, вырабатывайте пищу, используя для этого солнечный свет, воздух и воду, которую вы добываете из земли. Теперь отправьте пищу вниз по веткам к стволу. Почувствуйте, как она движется вниз к корням. Запасите ее здесь. Глубоко под землей в корнях питательные вещества запасаются до следующей весны. Зима только начинается. Налетает ветер, его порывы подхватывают ветви и грубо раскачивают их. Словно корабль в штормовом море вас бросает вперед и назад, но мощный стержневой корень и многочисленные боковые отростки удерживают вас и не дают упасть. Ветер стихает. И снова в лесу покой. Ваш застывший силуэт выделяется на фоне хмурого серого зимнего неба. Температура падает, и, наконец, летит снег. Почувствуйте холод снега накапливающегося на ваших ветвях. Многие животные покинули лес, но часть осталась зимовать. Птицы садятся на ваши ветви. Белочки прыгают с ветки на ветку. Вверх и вниз по стволу бегает полосатый проворный бурундучок. Возле вас прыгают зайцы, пасутся олени. Иногда пробегает лиса. Животные находят для себя корм на ваших ветвях и стволе. Вы даете им убежище. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии!» Обобщить полученный детьми опыт сопереживания с деревом, как с живым существом. Еще раз напомнить, сколько деревьев уничтожают лесные пожары. — Ребята, существует целая наука, изучающая лесные пожары. Она называется ПИРОЛОГИЯ

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления осенней дождливой погоды.Приведу пример 1990 года. В тот год первый пожар был обнаружен в январе на юге страны, а последний удалось потушить в конце ноября в Новосибирской области. Всего за тот год произошло около 32 тысяч лесных пожаров. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляют зоной бедствия.

Почему?

Заполняем колонку Хочу узнать

Берегите русский лес,

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, липы, ели,

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!








sitemap
sitemap