классный час Берегите слово в своей душе 1 класс_28518



Классный час для учащихся 1 класса «Берегите Слово в СВОЕЙ ДУШЕ»

Цель занятия:

•    познакомить детей с основными нравственными понятиями.•    раскрыть внутренний смысл слов: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Прощайте».•    показать необходимость «Святых» слов.

Оборудование:•     «Сказка перед сном» протоиерея Артемия Владимирова•    плакаты: «Берегите Слово в своей душе», «Святые слова», «Добрые слова», «Добрые слова», «Разные слова», «Живые слова»•    плакат- рисунок «Колокольчики».Ход занятия:I. Организационный момент.Учитель: — Ребята, сегодня к нам на праздник пришли гости, давайте все вместе с ними поздороваемся:Если встретился знакомый,Хоть на улице, хоть дома- Не стесняйся, не лукавствуй,А скажи погромче: — Здравствуй!Дети: Здравствуйте!Ученик: А дядя Степа огорчен.Рассказал он вот о чем:Встретил Настю, первоклашку, Ходит Настя в первый класс, Но давно уже от Насти Он не слышал слова «здравствуйте» А , слово-то какое, очень дорогое!- Почему дядя Степа говорит, что слово «здравствуйте» очень дорогое слово? (Ответы детей)II. Основная часть.Учитель: — Ребята, сегодня мы поговорим с вами об этих очень знакомых и дорогих нам словах, хотя очень часто некоторые дети просто забывают их.1 ученик:Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном.Его зовут….а впрочем,Мы лучше здесь его не назовем.2 ученик:«Спасибо», «здравствуйте», «простите»Произносить он не привык.Простого слова «извините»Не одолел его язык.3 ученик:Ему бывает часто леньСказать при встрече: «Добрый день»Казалось бы, простое слово,А он стесняется, молчит,И в лучшем случае «здорово»Он вместо «здравствуй» говорит.4 ученик:А вместо слова «до свиданья»Не говорит он ничего.Или заявит на прощанье:«Ну, я пошел, пока, всего…»Учитель: — А чтобы среди нас не было таких школьников, как этот ученик, мы сегодня и поговорим об этих словах. Но сначала посмотрим и послушаем, что расскажет нам батюшка Артемий Владимиров. Слушайте внимательно, так как я буду спрашивать, как вы поняли услышанное. (Просмотр 3-ей сказки «Волшебные слова» видеокассеты «Сказка перед сном». Рассказ протоиерея Артемия Владимирова о внутреннем смысле слов «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте»)Беседа:- О каких словах рассказал нам с вами батюшка Артемий? (Ответы детей. Одновременно учитель показывает эти слова, написанные на плакатах.)- Как называет батюшка эти слова в своей сказке? (Ответы детей) А вот почему они так называются, мы должны хорошо подумать. Поможет нам в этом рассказ В. Осеевой «Волшебные слова». (Инсценировка рассказа В. Осеевой «Волшебные слова» (см. приложение).Беседа:- Какое слово шепнул на ухо Павлику старичок, сидящий на лавочке?- Так почему же слово «пожалуйста» можно назвать « волшебным» словом? (Ответы детей хором):Если попросишь что-нибудь,То сначала не забудьРазомкнуть свои устаИ сказать — «Пожалуйста!»Учитель:- Действительно, слово это творит чудеса доброты и любви. А что оно обозначало раньше, какой смысл имело во все времена, когда все люди на Руси были верующими? (Ответы детей)«Пожалуй, Старче» (Учитель открывает данное словосочетание на доске. Дети читают)- Кого встречали таким словами на Руси?- Кого видели в каждом страннике верующие люди? (Ответы детей) Вот по этому с такой любовью они встречали всех усталых путников.- Как в старину называли «волшебные слова»? (Ответы детей: «Святыми словами»)Учитель:- Особое среди них слово «Спасибо». Почему? (Ответы детей)- Да, слово «Спасибо» включает в себя слово Бог, а где Бог, там и любовь. Поэтому слово «Спасибо» несет с собой любовь к людям. А если вы хотите, чтобы и вас любили, нужно не забывать говорить это слово «Спасибо», «Спаси, Бог»! Если слово произнести с любовью, с благожелательством, оно превращается в маленькую молитву. Учитель:- «Святые слова» для нас всегда будут самые дорогие, самые радостные слова. А вот почему про них можно сказать «живые» слова? (Ответы детей)Учитель: — Слова эти говорили наши дедушки и бабушки, их дети и внуки, и они всегда помогали им в жизни. Разве можно представить себе хотя бы одну русскую сказку без этих слов?Итак, отправляемся в сказку. Физкультминутка.По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке.И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке побежим,До лужайке добежим.На лужайке, на лужайкеМы попрыгаем как зайки.Стоп. Немного отдохнем.В сказку мы скорей пойдем.(Инсценировка сказки «Гуси-лебеди») Учитель: Вы все знаете, какая беда стряслась с братцем Ванюшкой в сказке «Гуси-лебеди», как унесли они его за темные леса к Бабе- Яге. Бросилась Маша догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, видит — стоит печка. Маша: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?Печка: Съешь моего ржаного пирожка — скажу.Маша: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…(Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.)Маша: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?Яблоня: Поешь моего лесного яблочка — скажу.Маша: У моего батюшки и садовые не едятся…(Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет речка).Маша: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?Речка: Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.Маша: У моего батюшки и сливочки не едятся…Учитель:- Не помогли Маше ни печка, ни яблонька, ни молочная речка — кисельные берега. Почему? (Привередничала. Всем отказывала в просьбе).Учитель:- Кто же помог Маше выручить братца из беды? Почему? (Наконец-то Маша сделала доброе дело).Учитель:- Вот бежит Маша, несет братца, ног под собой не чует. Добежала до молочной речки. Видит — летят гуси-лебеди.Маша: Речка, матушка, спрячь меня!Речка: Поешь моего простого киселька.Маша (поела): Спасибо, Речка-матушка!Учитель:Речка укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Маша с братцем побежала дальше. Стоит яблоня.Маша: Яблоня, матушка, спрячь меня!Яблоня: Поешь моего лесного яблочка.Маша (поела): Спасибо, Яблоня-матушка! Учитель:Яблоня укрыла её. Гуси-лебеди пролетели мимо. Побежала Маша дальше. Видит стоит печка.Маша: Печка, матушка, спрячь меня!Печка: Поешь моего ржаного пирожка.Маша (поела): Спасибо, Печка-матушка! Учитель:- Гуси-лебеди полетали — полетали, покричали — покричали и ни с чем улетели к Бабе- Яге. Девочка сказала печи «спасибо» и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Повинилась Машенька перед батюшкой с матушкой.Учитель:Какое же слово сказала Машенька своим родителям? (Простите). Возблагодарили батюшка с матушкой Бога за то, что детушки их живы и здоровы, вернулись, а доченьку свою простили. С тех пор Машенька очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.- Какие святые слова помогли девочке?- Вот так закончилась эта сказка.А вы сейчас посмотрите на ваших партах лежат 4 полоски, на них спрятались 2 пословицы, составьте их, и подумайте, какая из них особенно подойдет к сказке «Гуси-лебеди»?(«Доброе слово душу лечит», «Умел ошибиться, умей исправиться»). (Ответы детей)- А когда мы ошибаемся, какое слово мы говорим? (Ответы детей)- В каком святом слове спряталось слово «простите»? (Дети «В слове «Простите»)- Не надо бояться говорить это слово, ведь когда мы просим прощения, мы становимся чище душой.III. Подведение итога занятия.Учитель:- Так почему же слова «Здравствуйте», «Прощайте», «Спасибо», «Пожалуйста» — святые слова? (Ответы детей)(Учитель показывает рисунок, где изображены колокольчики и мальчик с колокольчиком в руке. Читает слова из рассказа Б. Ганаго «А тебе снятся колокольчики?»).«В поле море цветов тянутся к нам, приветствуют. Колокольчики, кивая головками, словно звенят. О чем? Они радуются жизни и звенят, чтобы пробудить наши души». То есть наполнить наши сердца любовью. Ведь очень часто мы с вами капризничаем, раним улыбки близких, огорчаем, обижаем, не слушаем их. «Когда-то дети перед сном подходили к родителям и шептали: — Прости, мамочка… — Прости, папочка… А потом сладко засыпали. И им снились колокольчики. Море цветов».

Мир в доме, если будет жить в нем Святое слово. Ведь не зря говорят: «Святое слово мир спасет».



Приложение



Инсценировка рассказа В.Осеевой «Волшебные слова»Павлик: ПодвиньтесьСтарик: C тобой что-то случилось? Павлик: Ну и ладно, а вам-то что.Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился c кем-то.Павлик: Еще бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дому.Старик: Убежишь?Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, a y самой сколько!Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит.Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой… (засопел от обиды)Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, a меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, сам в лодку залезу».Старик: Что же, не берет тебя брат?Павлик: A почему вы всё спрашиваете?Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.Помни, Тихим голосом, глядя прямо в глаза.Павлик: А какое слово?Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Но не забудь, как надо его говорить.Павлик: Я попробую. Я сейчас же попробую (бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все краски).Павлик: Лена, дай мне одну краску… пожалуйста.Лена (снимая руку c красок): Какую тебе?Павлик: Мне зелёную, пожалуйста.(Павлик подержал краску и отдал её сестре. Идет к бабушке) Павлик: Бабушка, дай мне кусочек пирожка … пожалуйста. Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой.(Дает самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости)Обед. Вся семья за столом.Павлик (кладет руку брату на плечо и говорит): Возьми меня, пожалуйста.Лена: Возьми, что тебе стоит.Павлик: Пожалуйста.Бабушка: Ну, отчего же не взять? Конечно, возьми. Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!Павлик (выскочил из-за стола и побежал на улицу): Помогло! Опять помогло!Но в сквере старика уже не было.

 



классный час
Берегите слово в своей душе








sitemap
sitemap