карта инновационного педагогического опыта Нравственно-эстетическое воспитание обучающи



КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Общие сведения

Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Кошелева Марина Арисовна

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района

«Центр детский (подростковый) п. Луговской»,

628532 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ханты-Мансийский район, посёлок Луговской, улица Ленина, д. 45 МКОУ ДОД ХМР

«ЦД (п) п. Луговской»

Педагог дополнительного образования, предмет — хореография

10 лет

Тема инновационного педагогического опыта

«Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования детей

средствами танцевального искусства»

                                   

 

Содержание инновационного педагогического опыта

Актуальность педагогического опыта

     Формирование нравственно-эстетической культуры личности, на сегодняшний день, является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в воспитании подрастающего поколения. Занятия хореографией очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Актуализация вопросов воспитания детей обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящают в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Творческое, живое приобщение к истокам, к нравственным ценностям является единым способом воспитания «нового», современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, гармонически развитого, интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой, высоким нравственным потенциалом.

 Особая роль в развитии личности принадлежит хореографическому искусству. В условиях, когда с помощью средств массовой информации оно вошло в каждый дом и приобрело всепроникающий характер, возросла его значимость в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон эмоционального воздействия на ребенка. В этой связи можно констатировать, что нравственно — эстетическое воспитание средствами танцевального искусства стало объективно значимым для современного образования.

Содержательная форма представления педагогического опыта

Педагогический опыт представлен в форме инновационного педагогического проекта.

Наряду с задачами укрепления здоровья подрастающего поколения, решением образовательных задач, стоят проблемы нравственно-эстетического воспитания. На решение их и направлены поиски педагогических условий нравственно-эстетического воспитания в процессе занятий хореографией.

Цель проекта — изучение особенностей нравственно – эстетического воспитания средствами танцевального искусства.

Объект — процесс нравственно-эстетического воспитания.

Предмет — средства танцевального искусства, повышающие эффективность нравственно-эстетического воспитания.

Гипотезой является предположение о том, что нравственно-эстетическое воспитание средствами танцевального искусства будет эффективным, если:

— сущность нравственно-эстетического воспитания, осуществляемого средствами танцевального искусства, будет понята и реализована как гармоничное развитие духовных и творческих способностей ребенка, способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное, творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности;

— в педагогический процесс обучения хореографии будут введены содержание и методы, способствующие нравственному и эстетическому развитию воспитанников, введение их в мир нравственных ценностей, оказание педагогической помощи и поддержки в решении проблем воспитания, общения, творчества, предоставление возможности нравственного выбора;

— будут разработаны и реализованы критерии эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства.

Реализуя проект в образовательном процессе, работу провожу по нескольким направлениям:

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

Организационные формы по направлениям

Разные виды занятий (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ)

Открытые занятия для педагогов

Открытые занятия для родителей

Репетиции

Мастер-классы для педагогов и родителей

Беседы-консультации с родителями

Беседы

Семинары-практикумы

Родительские собрания

Игровые занятия

Распространение опыта среди коллег

Анкетирование

Праздники, развлечения

Взаимодействие с педагогами других объединений

Участие в конкурсах

Выступления детей на концертах, родительских собраниях

Постановочная деятельность

Проектная, исследовательская деятельность

Выпускные работы

Изготовление сценических костюмов

Индивидуальная и самостоятельная деятельность

Инновационная направленность педагогического опыта

Проект представляет собой теоретически обоснованный, структурированный, обобщенный опыт воспитательной работы педагога — хореографа. Новизна: в работе обобщены и систематизированы подходы к нравственно-эстетическому воспитанию. Приоритетным является эмоциональное благополучие ребенка на занятиях, сотворчество детей и педагога, импровизация. Занятие танцами  воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Помимо общего оздоровительного эффекта, умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

  Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с танцевальным коллективом.

  К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее нравственно — эстетическое развитие занимающихся.

  Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

— современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;

— педагогические аспекты творческой деятельности;

— этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию;

-методы развития межличностного общения в коллективе;

— интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;

— методы создания художественной среды средствами хореографии.

Практическая значимость педагогического опыта:

1. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов работы   создает  условия  раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой мотивации достижения высоких нравственных идеалов и эстетического вкуса.

2. Разработанные приёмы и методы могут быть мультиплицированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения уровня нравственно-эстетического развития личности ребенка.

Методологическая база педагогического опыта

 Методологической основой проекта являются философские и психолого-педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в обществе; культурологический, гуманистический, этнопедагогический, деятельностный, личностно-ориентированный, подходы к проблеме гармоничного развития личности, о взаимодействии искусства и воспитания, о роли искусства в развитии личности.

При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогического опыта, а также программ и методической литераторы по воспитанию детей, анкетирование, интервьюирование, наблюдение за детьми, устные и письменные опросы, беседы, творческие работы воспитанников, создание ситуаций успеха.

        Нравственно-эстетическая культура личности, по утверждению И.И. Бецкова, А.А. Брянцева, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.И. Шацкого — это процесс формирования определенного сознания, которое включает в себя осознанное детьми отношение к действительности, целенаправленное развитие в человеке эстетических и духовно-нравственных начал.

         По мнению Ткаченко Т.С., культура танца – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Танец  всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением.

    Было пройдено обучение на курсах повышения квалификации по темам: «Новые подходы в преподавании хореографии», «Методика преподавания хореографических дисциплин», «Игровые технологии», «Информационные технологии в деятельности педагога дополнительного образования».

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Для изучения особенностей нравственно-эстетического воспитания необходимо выявить наиболее значимые педагогические условия, которые повышают эффективность средств танцевального искусства в учебно-воспитательном процессе.

Танцевальное искусство всегда являлось мощным средством нравственно – эстетического воспитания. Формы и методы этого воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются. Через танцевальную деятельность воспитанник приобретает нравственно – эстетический опыт, связанный с чувственным постижением окружающего мира.

Специфика воспитательной работы в танцевальном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в танцевальном коллективе — это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания — это формирование ребенка как личности, развития в нем нравственно-эстетических качеств.

Для достижения цели педагогического проекта ставится ряд задач:

— определить роль танцевального искусства в воспитании культуры детей;

— рассмотреть танцевального искусство как средство нравственно — эстетического воспитания детей;

— определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

— изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей танцевальному искусству.

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива:

Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка. Им интересна информация о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

Организует просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

Способствует воспитанию традиций, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

Воспитывает дисциплину прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине.

Организует совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

Проводит анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

Способствует проведение мероприятий, как тематического, так и развлекательного характера с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

Организует полную занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

Танцевальный коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Педагог должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Занятия детей в танцевальном коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их нравственно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Развивают в детях особо ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Определяют педагогические и организаторские способности детей.

Психологическая целесообразность педагогического опыта

           Воспитание и развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дополнительного образования, воспитанники объединения и их родители (законные представители). Предлагаемое нами взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного и воспитательного процесса в нравственно-эстетическое развитие. При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Основой воспитательного процесса является сохранение психологического здоровья ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей, осуществление диагностики в воспитательной работе совместно со всеми участниками педагогического процесса. Разработаны педагогические наблюдения детей, соответствующие  возрасту.  Это позволяет отследить результат приобретенных умений и навыков  в начальном  этапе  и в конце реализации проекта.  

Социальная направленность педагогического опыта

   В процессе совместной деятельности и педагога, и воспитанника возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и воспитания. Данный педагогический опыт  помогает ребенку самореализоваться в жизни. Занятия танцами гармонично развивают духовные и творческие способности ребенка, развивают эстетические способности: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, позволяют осуществлять воспитание на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры, являются эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, сохранения и развития его духовного и физического здоровья. Занятия в танцевальном объединении имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, улучшается координация движений. начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес. В ходе реализации педагогического опыта обращено внимание здоровьесберегающим методикам.

Реализация  данного опыта доступна многим педагогам, желающим участвовать в нем и повышать свою педагогическую квалификацию. Это беспроигрышная возможность  профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта.

Воспроизводимость  педагогического опыта другими педагогами возможна без проблем на любом уровне. Добавочных экономических затрат этот опыт не требует. Достаточно  изучить используемые средства, методики,  приспособить к своему мастерству, определить свою линию воспитания.

С  изложением отдельных аспектов проблемы и результатами работы  выступала на заседаниях методических объединениях, педагогических семинарах. Педагогический опыт был обобщен и представлен на конкурсах профессионального мастерства районного и окружного уровня.

Делюсь опытом с педагогами и родителями  на персональном сайте http://nsportal.ru/kosheleva-marina-arisovna.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта   минимально.

      Данный педагогический опыт завязан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего педагогическими и воспитательными методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать и увлечь за собой детей. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством нравственно-эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему, привить высокие нравственные ценности.

 Материально – техническое оснащение:

Просторный, хорошо освещенный зал, оборудованный зеркалами, станками, сценой;

Мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно – коммуникационных технологий;

 CD – DVD  — диски с записями музыкального материала;

Музыкальный центр;

Дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;

Программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: образовательная программа «Радуга», программа воспитания объединения «Танцевальный рай»;

Репетиционные и сценические костюмы.

Информационные ресурсы: использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет – сайтов.

Результаты инновационного педагогического опыта 

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

        Результативность инновационного педагогического опыта заключается в решение проблем нравственно-эстетического воспитания. В результате участия детей в танцевальных композициях, концертах происходит приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, обогащение их духовного мира. Отмечается направленность опыта на использование  репродуктивных методов работы, которые включают совместную деятельность педагога и воспитанников в создании и показе танцевальных композиций.

Дают возможность:

—  участвовать в коллективных творческих мероприятиях;

— развивать танцевальные, артистические способности, восприимчивость к художественным образам, эмоциональное развитие личности, ассоциативное мышление; стимуляцию познавательных интересов;

— способствовать формированию интереса детей к танцам мировой культуры, к танцам своей национальности;

— способствовать накоплению художественного опыта и органичного включения личности в культурную среду;

— формировать чувства ответственности за порученное дело, активность и объективность в оценке себя и других, коммуникабельность, умение работать в коллективе, не теряя своей творческой индивидуальности.

Использование разнообразных форм работы с детьми, с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками  педагогов, создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах нравственно-эстетического воспитании. Дети начали воспринимать родителей по новому — как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления, стараются понять чувства ребенка, его точку зрения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

 Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы, о достигнутых результатах и внести необходимые коррективы в работу.  За период работы по проекту были использованы лишь некоторые методы нравственно-эстетического воспитания. И все они тесно связаны, взаимно обусловлены и взаимно проникают друг в друга. Воспитание творческой личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и нравственно-эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, нравственному восприятию мира, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. 

Данный педагогический опыт направлен на формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками трудового фронта, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов.

Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную  творческую деятельность воспитанника и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней.

Умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, переживать, создавать музыкально-двигательный образ — всё это развивает творческую активность и воображение.

     Разработка и внедрение данного педагогического проекта эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники являются участниками мероприятий, концертов муниципального уровня, ежегодными призерами школьных конкурсов «Стартинейджер», «Радуга звезд» (ежегодно I и II места с 2006 года – группы «Перезвон», «Карусель», «Луговушки»), призерами районных конкурсов детского творчества (2011 год районный конкурс детского творчества «Остров детства» — II место в номинации «Народный танец. Ансамбли от 13 до 17 лет» – группа «Карусель», III место в номинации «Эстрадный танец. Ансамбли от 13 до 17 лет» – группа «Перезвон»), участниками городских фестивалей творчества (диплом в направлении «Хореография» номинация «Великолепный дебют» — группа «Перезвон»), победителями и лауреатами всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное достояние России» (2009 год – звание «лауреат» — Конева Юлия, исследовательская работа «Русский народный костюм»), «Шаг в будущее» (2010 год – диплом III степени — Добрякова Виктория, исследовательская работа «Оленьими тропами»).   

 Инновационный педагогический опыт был представлен в  конкурсе на премию главы Ханты-Мансийского района в сфере образования и стал победителем в номинации «Лучшие педагоги Ханты-Мансийского района» в 2010 году, в конкурсе на получение премии Губернатора ХМАО-Югры, результат – победитель в номинации «Лучший педагог (преподаватель) учреждения дополнительного образования детей» в 2011 году. Также был представлен на конкурс «Сердце отдаю детям Ханты-Мансийского района – 2009», результат — диплом 2 степени в номинации «Педагог-лидер», на VIII конкурс «Сердце отдаю детям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2011», результат – диплом лауреата конкурса.

Распространение педагогического опыта

Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

     С целью распространения педагогического опыта   проводятся открытые мероприятия, концерты, участие в научно-практических конференциях педагогов, окружных семинарах, участие в конкурсах на районном и окружном уровнях. Педагогический опыт был обобщен и представлен в  конкурсе на премию главы Ханты-Мансийского района в сфере образования и стал победителем в номинации «Лучшие педагоги Ханты-Мансийского района» в 2010 году, в конкурсе на получение премии Губернатора ХМАО-Югры, результат – победитель в номинации «Лучший педагог (преподаватель) учреждения дополнительного образования детей» в 2011 году. Также был представлен на конкурс «Сердце отдаю детям Ханты-Мансийского района – 2009», результат — диплом 2 степени в номинации «Педагог-лидер», на VIII конкурс «Сердце отдаю детям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2011», результат – диплом лауреата конкурса.

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

Реализация данного инновационного педагогического опыта направлена на достижение цели программы «Радуга»: — на духовное и физическое развитие индивидуальных особенностей личности ребенка посредством танцевального искусства.

Освоение данной программы позволяет:

— формировать у детей музыкально-ритмических навыки;

— формировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;

— развивать интерес и желание показать со сцены свои достижения, умения и навыки;

— воспитать культуру концертной деятельности;

— воспитать нравственно-эстетическую личность, способную адаптироваться в современном обществе.

Результаты обучения можно проследить, учитывая показатели теоретической подготовки, практической подготовки, общеучебных умений и навыков, предметных достижений.

Это те требования, которые предъявляются к воспитанникам в процессе освоения данной программы. Показателями служат признаки, на основании которых дается оценка и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений и навыков тем требованиям, которые заданы программой.

Видна динамика развития воспитанников, освоивших образовательную программу:

танц.гр. «Капельки»

танц.гр. «Ладушки»

танц.гр. «Луговушки»

танц.гр. «Карусель»

танц.гр. «Перезвон»

2008-2009гг.

70%

75%

50%

68%

2009-2010гг.

72%

77%

69%

73%

2010-2011гг.

56%

82%

85%

70%

86%

2011-2012гг.

67%

82%

91%

93%

100%

2012-2013

1 полугодие

84%

93%

98%

95%

100%

Высокий уровень требований к коммуникативным способностям, нравственно-этическим нормам межличностных взаимоотношений, навыкам поведения и работы в танцевальном коллективе позволяет прослеживать достижения планируемых результатов освоения образовательной программы «Радуга» у воспитанников имеющих устойчивую, положительную динамику:

2008-2009гг.

90%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap