изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности у



ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА МО

ПО ТЕМЕ:

«Изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся».

Воспитатель: АЛМАЕВА Е.Н.

Ноябрь 2012 г.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.

Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой педагог, должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. И к своим услугам я обнаружила множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.

Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача – научить этой же самостоятельности и наших учащихся.

Так как 21 век называют веком информационной цивилизации, то любой педагог, должен формировать информационную компетентность, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. И к своим услугам я обнаружила множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. В нашей школьной медиатеке можно активно использовать Интернет для подготовки сообщений, докладов, рефератов.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в школе способно преобразить формат обучения и воспитания, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Определяется несколько видов педагогической деятельности:

проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.

конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога успешно используются электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.

коммуникативная деятельность – характеризует отношения между педагогом и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.

организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности.

Для этого современный педагог должен быть не только знаком теоретически с передовыми педагогическими технологиями обучения, но и сам быть исследователем – одним из субъектов инновационной среды, в которой его профессиональное становление как учителя будет проходить более успешно. Задачи школьного педагога при такой деятельности сводятся к следующему:

— создать условия для самостоятельной исследовательской работы учащихся;

— вооружить учащихся методами и приемами творческой и исследовательской работы;

— предоставить учащимся время для осуществления всех фаз исследования (подготовка идеи; созревание идеи; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Любая исследовательская деятельность всегда предполагает получение нового продукта – нового знания, а значит напрямую связана с творческой активностью воспитанников, которая может стимулироваться следующим образом:

— создание благоприятной атмосферы;

— доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания и критики в адрес учащихся способствуют проявлению многоаспектного мышления;

— поощрение высказывания оригинальных идей;

— обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;

— использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, является одной из важнейших задач школьного образования.

Достижение поставленных целей невозможно без применения новых информационных технологий(НИТ) в образовании.

Новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.

НИТ — это не только новые технические средства, формы и методы преподавания и воспитания, но и новый подход к процессу обучения и воспитания. Задачей преподавания и воспитания становится создание условий практического овладения информацией обучающимся, выбираются методы обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою самостоятельность, творчество, помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения детей.

Нужно отметить, что основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения: презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры, системы виртуального эксперимента, программные системы контроля знаний, электронные учебники и учебные курсы, обучающие игры и развивающие программы.

Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет: средства обучения on-line; средства обучения off-line.

Поскольку использование компьютера в индивидуальном режиме невозможно из-за отсутствия навыков работы на компьютере и недостаточность материального обеспечения.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на подготовке к мероприятию, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Из компьютерных средств используются в основном презентации. При составлении презентаций большее внимание уделяется иллюстративному материалу.

Применением компьютерных систем делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Использование учащимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей.

При внедрении информационных технологий в учебно-воспитательный процесс предпочтительными в наших условиях оказались внеклассные мероприятия, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте.

В октябре месяце было проведено внеклассное мероприятие «Осенние посиделки и забавы». В ходе мероприятия применялась мультимедийная система, были показаны слайды о приметах осени, об осенней погоде и кинозарисовки. Это помогло детям окунуться в удивительный мир природы.

В нашей школе ведется кружок «Художественная фотография и компьютерная грамотность». Эти занятия способствуют реабилитации физических недостатков – развитие мелкой моторики, коррекция представлений об окружающем мире через фотографию. Способствует расширению духовного мира, развитию творческого потенциала, художественного и эстетического вкуса. Данная программа однопрофильная. Однако связь ее с другими науками (геометрией, физикой, химией) и изобразительным искусством характеризует ее в то же время как интегративную. Дети обрабатывают фотографии в программе «Пикассо», что способствует формированию у них потребностей в непрерывном самосовершенствовании и создании условий для реализации их творческих возможностей.

В нашем классе ведется кружок «Добрый повар». В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Основные цели кружка: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение знаний учащихся в кулинарии, формирование культуры общения и экологических убеждений, развитие творческих способностей учащихся. Дети с большим желанием самостоятельно находят, в интернете на различных сайтах, несложные рецепты и предлагают приготовить понравившееся им блюдо. При демонстрации приготовления различных блюд мы фотографируем все этапы приготовления и создаём отдельные папки по занятиям. А затем записываем рецепты приготовления. Дети занимаются с большим желанием.

В будущем планирую продолжить работу по теме «Изучение и внедрение новых технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся». Одним из направлений будет: индивидуализация учебной работы. Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого отдельногоучащегося.Принцип индивидуального подхода предполагает учет таких особенностейучащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависятрезультаты учения. Это могут быть различные физические и психические качестваи состояния личности, особенности всех познавательных процессов и памяти,свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности,одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всегоорганизма.

Список литературы.

1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.

2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.:

Педагогика, 1990.

3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.

4. Горбунова А. И. «Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся»;

5. Аристова Л.П. Активность учения школьника.- М., 1986.

6. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М.: Просвещение, 1986.

7. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения., ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с.41-44.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. — М.:Просвещение, 1985.

9. Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д Семенов. –Свердловск, 1985.



sitemap
sitemap