из опыта работы классного руководителя Воробьёвой ЛВ 2012-2013 учебный год_27384



Из опыта работы классного руководителя

Воробьёвой Ларисы Владимировны

2012-2013 учебный год

Я пришла работать в свою родную школу после окончания педагогического училища. Здесь я окончила десять  классов, здесь прошли мои детские годы, и здесь же я сделала первые шаги в профессию. Проработала в МБОУ СОШ № 19 с. Побегайловка 24 года. За спиной 6 выпусков. Я  благодарна всем своим выпускникам  за их внимательность, уважение, доброжелательность. (слайд 2)

Не зря нас, классных руководителей, называют «вторыми мамами», а школу — «вторым домом». За каждые четыре года к ребятам прикипаешь душой. И смеёшься вместе с ними, и плачешь с ними, и играешь, и многому учишься с ними. Иногда пожуришь их, иногда пожалеешь, как родных. Мы вместе живём эти 4 года нашей общей жизнью и так тяжело их отпускать….

Наша задача и цель не только научить, но и воспитать их настоящими людьми, за которых потом не будет стыдно! А это и есть самое сложное. Но если вкладываешь всего себя в это непростое дело, то в детских душах, ранимых и открытых, обязательно останется след одного из первых важных людей в их жизни – классного руководителя. Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно — настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый — гуманности, беспринципный — принципиальности. А в душе появляется такое душевное тепло и гордость, (слайд 3)когда видишь улыбки, благодарные глаза и теплые слова родителей. И все мы ждём самого важного признания от детей:

» Вы самый классный «классный»!!!» (слайд 4)

Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека. Я считаю важным и придерживаюсь таких принципов: (слайд 5)

-правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

— быть примером и образцом для подражания;

— вызывать в ребенке благородные чувства, делать людям добро;

— вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

-приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу разносторонне. Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Системную работу с учащимися строю через проведение классных и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы.

Для организации системы отношений (слайд 6) использую разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса: праздники, заседания семейного клуба, соревнования, викторины, презентации, олимпиады, конкурсы, игры, классные и занимательные часы, экскурсии, обмен мнениями.

Включаю учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей и воспитанию чувств и качеств личности: проектную, исследовательскую, творческую, трудовую.(слайд 7)

Все проведённые мероприятия оказывают положительное влияние на учащихся. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствовали формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, здорового образа жизни, развитию мотивов учебной деятельности.

  Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, были организованы «День летних именинников», игры «Расскажи о себе», «Пожелания», коллективные поделки. Активность проявляли родители учащихся, что стало положительным примером для самих детей.(слайд 8) Ключевыми мероприятиями первой четверти первого класса стали «Посвящение в первоклассники», «Весёлые старты». Всё это послужило положительным моментом для формирования чувства ответственности за себя и за классный коллектив. Работу по организации детского самоуправления в классе считаю трудной, но необходимой. Мы провели выборы актива класса. (слайд 9)

Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:

Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание гражданственности и патриотизма, правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание);

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (духовно-нравственное воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни (трудовое воспитание);

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (спортивное, оздоровительное воспитание)

Взаимодействие с родителями.

Хотелось бы более подробно рассказать о работе по каждому направлению.(слайд 10)

В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте — это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду.

Для того, чтобы внеклассная работа в этом направлении была интересной и не утомляла детей, всегда предусматриваю смену видов деятельности: (слайд 11) познавательная (классные часы: «Как мы бережем и охраняем природу», «Как чудесен этот мир, посмотри!», «Красная книга Ставропольского края», конкурс «Экологический марафон» и т.д.), (слайд 12)игровая (подготовка кроссвордов, загадок на тему экологии, викторина «В мире интересного», инсценировка сказки «Жили-были…») , (слайд 13) творческая (конкурс рисунков  «Охрана природы» по группам , изготовление коллективных поделок из природного материала, участие в общешкольном конкурсе «Золотая Осень»), (слайд 14) трудовая (сбор корма, изготовление кормушек, сбор природного материала для уроков труда), исследовательская («Экологическая катастрофа- причина нарушения экологического равновесия») . Внеклассная работа в этом направлении дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.

При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию», «Что изменилось?» и т.д.

Дети моего класса не равнодушны к работе, проводимой по профилактике пожарной безопасности. (слайд 15) Они ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок «Осторожно, огонь!»

Экскурсии и прогулки (слайд 16) имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. 

Таким образом правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и птицами. Если ребенок мучает животных  и взрослые его не  останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим.

Так шаг за шагом стремлюсь прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

(слайд 17) Воспитание первых чувств гражданственности у детей — это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному краю; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Ребенок 6-9-летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. (слайд 18)Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны строю на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показываю логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. (слайд 19) Например, знакомя детей с историей страны, прошу их составить с помощью родителей свою родословную, нарисовать герб своей семьи. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома. (слайд 20) Детям запомнилась акция к дню пожилых людей «День бабушек и дедушек». Подготовка к акции – это рассказ о бабушке или дедушке или (слайд 21) рисунок с изображением дедушки или бабушки, а в школе дети старались выполнить поделку для них. Никто из участников акции не остался равнодушным.

Рассказы в доступной форме о героических подвигах во время Великой Отечественной войны являются одним из самых эффективных средств. (слайд 22) На классном часе «Жители села – участники Великой Отечественной войны» ребята узнали об односельчанке – узнице лагерей – Глаголевой Марии Григорьевне. О её жизни и тяжелых испытаниях, выпавших на её молодые плечи, дети узнали из сочинения, которое написал ученик, закончивший нашу школу с золотой медалью Неткачев Сергей. Дети пришли к единому мнению приготовить Марии Григорьевне подарок своими руками к ее дню рождения в марте.

Дети в классе очень любят петь песни на военные темы, но больше всех им понравилась песня, которую они исполняют с великим удовольствием « Прадедушка». Детям я предложила принести фотографии прадедушек, воевавших на войне и немного о них рассказать. Это задание было сразу же выполнено большей частью детей.

Беседа  метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. С моими учениками я провела ряд бесед по этому направлению: «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна», «Народы России», «Традиции русского народа», «Щит и меч». Материал для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (слайд 23)Были проведены классные часы: «День космонавтики», «Из истории земли Минераловодской», «Государственная символика России», «Права и обязанности школьников», «Свечи Беслана», конкурс рисунков «Уголок родной природы».

В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. (слайд 24)Экскурсии расширяют кругозор детей, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Дети побывали на экскурсии в зале боевой славы МБОУ СОШ № 19, познакомились с государственными символами Ставропольского края, рассмотрели призы и награды, завоеванные в соревнованиях нашими школьниками.

(слайд 25)Традиционно ребята принимают участие в конкурсе чтецов «А память нам покоя не дает…», где занимают призовые места.

Также, обучающиеся моего класса совместно с родителями (слайд 26)принимают активное участие в общешкольных акциях, таких как “Посылка солдату”, “Ветеран живет рядом. Девочки класса приготовили и провели праздничное мероприятие, на котором поздравили мальчиков — будущих защитников нашей Родины с праздником.

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому я очень часто во внеурочное время использую игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания. (слайд 27)

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт русского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Русские народные игры синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому моя задача сверхсложная: я должна раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

  (слайд 28)Моя цель это гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. (слайд 29)Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Мною разработан и реализован цикл нравственных классных часов «Режим дня», «Не будь черствым», «Дружбой дорожить умейте», «День вежливости». Так, например, на классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.

Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы(«Непослушание», (щелчок)«Нет вредным привычкам», «Кто такой тактичный человек», «Благородные поступки») Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

(слайд 30) Проектная деятельность занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.

Обогащению нравственного мира школьников, развитию их эстетического вкуса, познавательного интереса к истории своего края способствуют экскурсии, что оставляет неизгладимое впечатление и бурю эмоций у детей. (слайд 31) Осенью часть детей побывала на страусинном подворье г. Кисловодска, в дельфинарии, на горе Кольцо. Экскурсовод рассказала о КМВ, природе быте и обычаях людей, проживающих на территории.

    В процессе общения с детьми я пришла к выводу, что тема нравственности более близка и понятна детям, чем тема духовности. Поэтому сочла необходимым по мере возможности время от времени раскрывать перед детьми удивительный мир духовной жизни.

На одном из уроков по ИЗО я предложила детям изобразить храм, но предварительно с ними была проведена беседа о том, что такое храм, для чего туда ходят люди, зачем его надо посещать, на слайдах показала, как выглядят и называются храмы, расположенные в разных уголках страны. Выяснилось, что 4 человека из класса вообще никогда не были  в храме и не имеют о нем ни малейшего представления. Детское рисование сопровождалось тихим звучанием духовной музыки, которая вдохновляла их работать задумчиво, сосредоточенно. После работы дети отвечали на вопросы, где они могли слышать такую музыку, нравится ли она им, какие чувства она вызывает и т.д.

В прошлом учебном году в классе был объявлен конкурс «Пасхальное яйцо». (слайд 32) Дети приняли активное участие в этом конкурсе, но этому предшествовала очередная беседа о том, что символизирует яйцо, историю праздника Пасхи, что сопровождалось презентацией. 

Хочется отметить, что несмотря на слабую информированность детей в вопросах православия и духовной культуры, они с большим  интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах со мной, задают много вопросов по данной теме. Мне как классному руководителю очень приятно и отрадно видеть заинтересованные  лица детей.

Это значит, что еще не все потеряно, еще можно из них вырастить духовно богатых и нравственно воспитанных личностей, стоит лишь приложить усилия. От себя лишь добавлю, что не только классный руководитель должен «зажигать духовный свет в ученике», но и все общество, которое его окружает. И только тогда мы сможем увидеть в нем то, к чему неустанно стремимся.

Эстетическое воспитание детей в младшем школьном возрасте осуществляется в разных формах.

(слайд 32)Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств способствовали участия в общешкольных мероприятиях, посещение планетария, новогоднего представления в школе, выездного циркового шоу, участие в конкурсах рисунков, поделок. Вместе с этим ребята учились вести себя в общественном месте, развивали навыки культурного поведения.

Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. (слайд 33)Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой.  Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально.

Мои воспитанники принимают активное участие в школьных праздниках, (слайд 34) как все, так и отдельные ученики, в соответствии с их возможностями и желанием. Каждый делает то, что ему больше по душе. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, разыгрываем сценки, украшаем класс, наряжаемся, слушаем музыку -всё это ещё и элементы эстетического воспитания.

При подготовке к праздникам большое внимание уделяю оформлению помещения, подготавливаю иллюстрационный материал.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является – спортивно-оздоровительное, направленное на укрепление здоровья ребенка. У младших школьников особенно чувствительной является нервная система. Именно поэтому проблема здоровьесбережения остаётся наиболее актуальной на начальной ступени обучения. (слайд 35) Особую роль я отвожу специально составленному для начальной школы расписанию, учитывающему возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами. Образовательный процесс  протекает с учётом психофизиологических особенностей внимания и динамики работоспособности детей.

Ребята принимают активное участие в школьных спортивных соревнованиях и конкурсах. (слайд 36) В теплую погоду динамические минутки провожу на свежем воздухе, что положительно сказывается на сохранении здоровья учащихся.

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Мы организуем устраиваем спортивные праздники, конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни». (слайд 37)Параллельно ведется работа с детьми через классные часы, через беседы «Как вырасти здоровым», на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни. Например: «Умывание и купание», «Забота о глазах», «Уход за ушами», Забота о зубах», (слайд 38) « Как следует питаться», « Как сделать сон полезным», « Вредные привычки», «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте», « Правила обращения с огнем», «Нехорошие слова». «Недобрые шутки».

  Работа в этом направлении принесла значительные результаты. (слайд 39)Все учащиеся в классе получают двухразовое питание. Ребята получали совершенно новые знания о рациональном питании, пользе и вреде некоторых продуктов, совместимости витаминов и минералов, культуре приёма пищи.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, — это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства.  Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. (слайд 40)

 Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. В труде раскрывается богатство человеческих отношений. (слайд 41) Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. 

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, я воспитываю привычку трудиться, а вместе с ней — привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. 

(слайд 42) Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Я как классный руководитель должна прививать уважение к будничным трудовым делам, воспитывать привычку к труду, формировать культуру любого труда. (слайд 43) Все мои ученики очень любят дежурить по классу, принимают участие в озеленении кабинета и трудовых десантах. Стало традицией изготовление и развешивание кормушек для птиц. На детей положительно воздействует совместная работа, любой коллективный труд.

Провожу классные часы по трудовому воспитанию «Труд красит человека», «Талант и труд», «Без труда не проживешь», «Все работы хороши -выбирай на вкус».

(слайд 44) Новый образовательный стандарт, по которому я работаю второй год, обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Поэтому неудивительно, что семье, ее взаимодействию с учителями отводится в нем особая роль. Очень важно сделать родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую огоньки, утренники, на которые приглашаю родителей. (слайд 45) Использую и такие формы: собрания, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток.

(слайд 46) Использую при этом такие формы работы, как посещение семьи, индивидуальные беседы с родителями, тематические консультации с родителями, оказываю посильную помощь в жизнедеятельности таких семей. Особого внимания требуют семьи, которые испытывают сложности в воспитании детей, находятся в трудной жизненной ситуации. Совместно с психологом школы Краснокутской Н.Д. провожу работу с неблагополучными семьями.

Чтобы правильно организовать работу с учениками и их родителями, нужно как можно больше знать о них. (слайд 47) Именно поэтому большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Считаю, что диагностические исследования необходимы в изучении особенностей детского коллектива. Провожу анкетирование детей и родителей, тестирование, наблюдения, сочинения, беседы с учениками и родителями.

(слайд 48) Школа должна тесно сотрудничать с родителями. Сама себе я всегда говорю: «Мне очень повезло с родителями. Они настоящие мои помощники и единомышленники». И мои слова обретают силу. Благодаря такой установке мы сможем решить многие проблемы, вовлечь каждого ребёнка в школьную жизнь и дать ему шанс проявить себя.

(слайд 49) Главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, остается связать первое со вторым и создать условия для развития и творчества ребёнка.

И в завершении хочу добавить, что классный руководитель — это человек творческий, и ему необходимы такие качества, как артистичность, активность, оптимизм, трудолюбие, веселый нрав. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими школьниками и не обладающими такими качествами.



sitemap
sitemap