из опыта подготовки учащихся к ГИА по математике



Из опыта подготовки учащихся к ГИА по математике .

Горяева Зоя Эрднигоряевна.

учитель математики МКОУ «Камышовская ООШ»

с Камышово Лиманского района, Астраханской области.

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике? Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА.

При подготовке к экзаменам учащиеся должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны оперировать своими знаниями и уметь применять их чаще всего в нестандартной для них ситуации. Вот здесь для меня и встает вопрос – «Как научить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников ?» При этом многие действия учащихся при решении задач должны быть доведены до автоматизма.

В чем заключается подготовка к тестированию и как эффективнее ее провести? Экзамен по алгебре — это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

В 5 классе учащиеся должны овладеть вычислительными навыками с натуральными числами и десятичными дробями, В 6 классе хорошо усвоить темы с положительными и отрицательными числами и действия с обыкновенными дробями, в 7 классе хорошо изучить формулы сокращенного умножения, в 8 классе -решение квадратных уравнений. Это глобальные темы, которые нельзя запускать.

Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика. Моя цель, как учителя, помочь ребёнку в подготовке к ГИА, разобраться в самых значимых моментах в подготовительной работе, знать существующую документацию по проведению экзамена.

Хотелось бы поделиться опытом своей работы при подготовке выпускников к ГИА по математике.

Каждым учащимся ведется тетрадь-справочник. В ней записываются: теоретический материал (краткий), алгоритм определённого умения (например метода интервалов), правило, формулу или алгоритм решения(например, дробного уравнения) . Таким справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ГИА. Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.

Уже с 7 класса при изучении различных тем прорешиваем аналогичные задания из ГИА. При работе не оставляю без внимания и рассмотрение задач геометрического характера. Начиная изучать геометрию в 7 классе, дети, зачастую, сталкиваются с рядом трудностей и непонимания требований к ним. Привожу примеры того, что часть заданий геометрического характера также есть в тестах. Поэтому и на уроках геометрии стараюсь выделить задания, наиболее часто встречаемые на экзаменах. Подбираю тесты по разным темам. Например, по теме: «Вертикальные и смежные углы». В 8 классе, несомненно, тема решения квадратных уравнений является основополагающей и очень важной. Поэтому я постаралась подвести восьмиклассников к её изучению так, чтобы у них не возникал вопрос «Почему это надо учить?» . Эта тема так важна! Учащимся 8 класса я также предложила ознакомиться с вариантами ГИА . Для повышения интереса к теме стараюсь предложить ученикам по желанию подготовить презентации по трудным темам (например, Эрднигоряева Марина по теме «Графики линейных функций с модулями»), которые помогают хорошо закрепить темы.



3) В конце 8-го класса учащихся я не просто знакомлю со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, но и даю задания из этого сборника. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для этого надо учить ученика работать по инструкции:

1) смотрим сколько заданий в тесте.

2) мы знаем, что достаточно выполнить половину. Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.

3) считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.

4)определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.

5)решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.

По желанию школьников работу по устранению пробелов я провожу и во внеурочное время на специально организованных дополнительных занятиях. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям.

Делаем вывод:

для того чтобы достичь хороших результатов, нужно при изучении каждой новой темы показывать задания из сборника, чтобы дети осознали необходимость её изучения:

включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным;

в содержание текущего контроля включать задачи из сборника;

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

В 9 классе для контроля у меня заводится тетрадь, в которую записываю № задания теста, в котором ученик делает ошибку и объясняю как решать и указываю баллы после каждой работы.

Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, задания сайта Александра Ларина. Конечно же, данная система контроля требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, проверку работ и проведение дополнительных занятий. Но это того стоит, если педагог заинтересован в улучшении результатов своего труда, ему необходимо совершенствовать систему контроля уровня знаний и умений учащихся. Широко использую в своей работе Интернет – порталы ГИА , где тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ГИА, с последующим оцениванием их ответов. Они даются по темам и отдельно 9 вариантов. Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из открытого банка заданий ГИА по математике (http://mathege.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимости для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.

Так же для подготовки к ГИА важную роль играют факультативы в 8 классе и индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах ГИА .

Особое внимание на уроках стараюсь уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. При повторении и изучении нового материала учитываю рекомендации психологов: материал хорошо запоминается, если его повторять на 3, 7 и 11 уроках после объяснения. Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

Есть и свои трудности по подготовке учеников:

1) это недостаточное количество часов по предмету наряду с повышением требований к уровню обученности выпускников;

2) низкая мотивация учащихся к сдаче ГИА;

3) низкий уровень вычислительных навыков у учащихся.

Это ежедневные проблемы, над которыми нам ещё предстоит долго работать.

Литература.

1. ГИА-9 . Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-9, 2013. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Издательство «Легион».Ростов-на-Дону.

2. ГИА. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. Под редакцией Е.А Семенко

3. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 63, [ 1 ] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания») ISBN 978-5-377-05478-8








sitemap
sitemap