исследовательская работаШкольная форманосить или нет



План

I.Введение

II.Основная часть

1.Понятие «школьная форма за рубежом».

2.Школьная форма в Великобритании.

3. История возникновения формы в России.

4. Результаты опроса школьников, учителей, родителей.

III. Заключительная часть.

Одной из тем, которые мы проходили на уроках английского языка в этом году, была тема «Школа». Мы говорили о школьниках разных стран,школах за рубежом, и в России, свободном времени подростков, и, конечно же, обсуждали вопрос школьной формы учащихся. Мне показалось интересным исследовать вопрос об униформе британских школьников и истории её происхождения, почему у них во многих школах существует единая форма, и почему в России её отменили, а теперь снова хотят вернуть, и узнать хотят ли наши ученики иметь единую форму. Таким образом, я решила более подробно изучить проблему отношения к форме в зарубежных странах, в школах России и конкретно в моей школе.

Чтобы чётко увидеть картину, я проанализировала историю происхождения английской школьной формы, её современный вид, выяснила, какие формы носят в разных зарубежных странах, а так же историю школьной формы вРоссии. Мне было важно узнать мнения учеников и учителей моей школы по вопросу: «Есть ли необходимость снова вводить школьную форму?»

Тема моей работы «Школьная форма: носить или нет?»

Цель работы: прояснить вопрос о необходимости введения школьной формы в школах России и выяснить мнения учеников и учителей нашей школы.



Методы исследования: анкетирование учащихся и учителей, беседы с родителями. Характер работы – теоретическое исследование.

Таким образом, предметом исследования является школьная форма и традиции Западной Европы, Востока и России, а также проблемы школьной формы в нашей стране.

Этот вопрос, как оказалось, самый непростой. В Великобритании из-за школьной формы разгорелся скандал. Руководство одного из учебных заведений отправило домой 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу… Министерство образования предложило исключать из школы детей, внешний вид которых не соответствует установленным правилам.

Не только в Великобритании, но и во многих других странах вопросу форменной одежды придают большое значение. В Японии, например, школьник младших классов может ходить в чем угодно, но обязательное требование – особый рюкзачок за плечами, одинаковый для всех. В средних и старших классах школьная сумка может быть любой, но обязательной -единая школьная форма. Так что напоминанием о разнице в социальном положении родителей может быть разве что обувь… И то – очень слабым. Зато ничто не отвлекает молодых людей от учебы.

Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности.

По результатам социологического исследования, «за» школьный костюм выступили 33% родителей, а скорее «за» – 31%. И только 10% высказались против формы в школах. Руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова, заметила, что чаще всего не видят преимуществ в форме молодые родители.

Итак, «нужна ли школьная форма ученикам и что она дает?»Сначала познакомимся с фасонами одежды учеников в других странах, в частности Великобритании и обратимся к истории школьной формы нашей страны.Выясним,существует ли понятие «школьная форма» за рубежом?

Школьная форма есть: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная и необычная. Вот несколько примеров:



Япония известна строгостью правил и верностью традициям. Поэтому здесь стиль школьной формы сильно не меняется уже более века. Для мальчиков это – комплект из брюк или шортов и пиджака, для девочек – темная юбка до колена и темная или светлая блузка с галстуком, напоминающим форму моряков. Школьная форма в Японии –это признак определенной возрастной группы, поэтому её нередко надевают не только направляясь в школу.

Как таковой школьной формы в Северной Америке в целом нет, но в частных школы, а также колледжах она существует. Кроме того, школьная форма обязательна в некоторых штатах, при этом она отличается большим разнообразием, нежели в Англии. Считается, что формой могут быть даже джинсы и одинаковые футболки с названием учебного заведения.

На Кубе форму обязаны носить все школьники и учащиеся высших учебных заведений. По стилю она отдаленно напоминает советскую, но рассчитанную на более жаркий климат.

В Австралии свободное отношение к школьной форме, но в большинстве учебных заведений она имеется.

В Индии школьная форма обязательна, но не едина для всех школ. Наиболее распространенный вариант мужской школьной формы – светлая рубашка и темные брюки, для девушек – сари, платье или юбка с блузкой.

В Турции школьная форма обязательна, школы имеют возможность выбирать лишь цветовую гамму. Школьники посещают занятия в классических костюмах, школьницы – в тройке, состоящей из юбки, джемпера и блузы. Дополняется наряд галстуком «в цветах» школы. За счет единого стиля подчеркивается равенство всех учащихся.

Школьная форма также принята во многих арабских и африканских странах Иране, Кении, Гамбии, Гане и т.д.

Во Франции школьная форма существовала в период с 1927 по 1968 год, в Польше до 1988 года. В Германии думают о её введении.

Чтобы ответить на вопрос «Почему в Британии до сих пор существует школьная форма?», я обратилась к истории.

Оказалось, что Великобритания родоначальница школьной формы. Форма там впервые появилась во времена правления короля Генриха VIII (1509 – 1547). Она была синяя, так как считалось, что ношение подобной расцветки должна было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой.

В понятие школьной формы включали верхнюю одежду, обувь и даже носки. В Англии форма приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип.

Очень долго форму для мальчиков составляли: пиджак-блейзер, серая фланелевая рубашка (белая летом или по праздникам), темно-серые брюки или шорты, серые гольфы, темно-синий плащ, черные ботинки. В холодную погоду одевали пуловер с треугольным вырезом, кепка с логотипом школы и фирменный галстук.

В Британии существует ряд школ “Bluecоаtschools”, название которых произошло от названия причудливого костюма. Форма была похожа на рясу: синее длинное пальто, бриджи до колен и желтые чулки.

Школьная форма была введена для 40 бедных мальчиков в благотворительной школе при католической церкви Christ’sHospitalSchool в 16 веке, а много других образовательных учреждений повторили этот стиль одежды, поэтому получили такое название “bluecoatschools”. Как я уже отмечала, в эпоху правления Тюдоров и Стюартов синий был самый дешевый краситель для одежды. Сине-окрашенные изделия были экономичны и подразумевали скромный покорный статус ученика .

Сейчас в Англии существуют частные школы, где сохраняются традиции в отношении школьной формы. Например, Итон– высоко-привилегированная частная школа для мальчиков, где обучаются дети только из самых богатых семей Великобритании или принцы из королевской семьи, так как плата за обучение очень высокая. Этот колледж находится под патронажем британского королевского дома, в свое время здесь учились и принц Уильям, и принц Гарри. Костюм учащегося школы таков: широкий белый накрахмаленный воротник, жилетка и короткая черная куртка, что было обычной одеждой во многих платных школах первой половины 20го века. В конце 60х годов форма была отменена, но сегодня эта школьная форма носится в специализированных хоровых школах для мальчиков. Вы видите как ученики Итонского колледжа, чтобы лучше видеть Елизавету II во время ее визита в колледж в 1990г., забрались на изгородь.

Можете взглянуть на школьные формы современных англичан:

1. Так выглядит школьная форма для учеников младших классов одной из школ в Пойнтоне, графство Чешир.

2. Это форма учеников 7 класса школы БурлингтонДейнс, Уайт Сити

3. В лондонской школе Элизабет Гарретт Андерсен ученикам предлагается самим принимать участие в разработке собственной школьной формы. Такой подход позволяет лучше учитывать пожелания детей, и сделать школьную форму действительно удобной и нарядной.

4. Ученицы младших классов школы Мере Брау в Тарлетоне, графство Ланкашир.

5. Первый день нового учебного года в школе НоттингэмАкедеми.

Итак, можно сказать, что в большинстве стран как таковой общепринятой формы для школьников, как это было у нас во времена СССР, нет, за исключением некоторых английских школ. Но наиболее престижные учебные заведения обязательно принимают единую для всех учащихся форму, в остальных же, как правило, существует достаточно строгийдресс-код.

Теперь обратимся к школьной форме России, которая тоже имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. В 1918 году с приходом новой власти декретом «О единой школе…» форму для учащихся отменили, так как признали наследием царско-полицейского режима. Лишь после Великой Отечественной войны, в 1949 году, в СССР была введена единая школьная форма.

Предлагаю, рассмотрим всё более детально. Первая причина введения форменной одежды в учебных заведениях царской России в том, что эти учреждения были государственными. А в те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки, поэтому было естественным введение для учащихся форменных костюмов.

Интересный факт: форма гимназисток в царской России была утверждена на 60 лет позже мальчиковой – в 1886 году. Уставом предусматривалось три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения»: коричневое шерстяное платье и шерстяной фартук чёрного цвета. Парадная- это же платье, белый фартук и нарядный кружевной воротничок. В ней они посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения.

Однако вскоре после революции был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.

Работая с литературой, я натолкнулась на воспоминания выпускницы 1909 г. гимназии № 36 Валентины Савицкой:

«Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка — «гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители». Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. На самом же деле у страны тогда не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.



Период «бесформенности» длился до 1949 года. Потом мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезнымикарманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком.

Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

Девочки оделись в коричневые шерстяные платья с черным передником. В общем,школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички и манжеты — со временем несколько менялся лишь фасон. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником — белые.

В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но военного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски — под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.Для девочек опять ничего не поменялось, и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 80-х, была введена форма для старшеклассников (её начинали носить с восьмого класса). У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

С тех пор прошло много времени, уже более десяти лет школьники России обходятся без школьной формы, ходят в том, в чём им нравится. В нашей школе в течение нескольких лет пытаются соблюдать строгий дресс –код, но не всегда это удаётся.Моей задачей было выяснить отношение к форме моих одноклассников. Как я выяснила в ходе работы над темой, из 30 опрошенных учащихся,23 учащихся не хотят возвращения формы. 5 человек хотят носить форму . 2 сомневаются, нужна она или нет. 4 человека ответили, что форма влияет на поведение учащихся, значит всё же она дисциплинирует учеников и 4 хотят иметь логотип школы , 2 не знают, нужен он или нет.Учители ответили, что школьная форма необходима, что индивидуальность можно разглядеть и в школьной форме. Мне показалось, что мои одноклассники считают, что форма — это тёмные или серые, невзрачные одежды. Мо- моему, им легче сказать нет, нежели подумать и найти оптимальный вариант, или как в Англии поучаствовать в разработке фасонов школьной формы.На уроке мы слушали текст на английском языке из журнала”Kid’snews”,где ребята предлагали самые необычные цвета школьной формы( синий, коричневый, серый, даже розовый).Возможно, и наши ребята не будут отказываться от единой формы, а придумают такую модель, которую с удовольствием будут носить все учащиеся. Или ввести форму по возрастам или по стилю или просто одеть логотип школы. Я думаю, что предпочтительней конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода и выглядит элегантно. А может быть не стоит обращать внимание на внешность, главное, чтобы мы учились хорошо и не нарушали дисциплину? Что важней, время покажет.

Итак, в своей работе я попыталась показать исторический материал двух стран Великобритании и России по отношению к школьной форме, отразить политический, социальный и психологический аспекты этой проблемы и выяснить: актуален ли вопрос о форме в наше время.

Cписок литературы

1 . Великобритания. Ю.Б.Голицынский. Санкт-Петербург, 2005.

2. «Карьера»// №4, апрель 2001.

3. «Лицеист»// г.Аксу, Казахстан

4. О Британии вкратце. Книга для чтении на английском языке в старших классах./

В.В.Ощепкова, И.И.Шустилова, м. Просвещение – 1993.

5. Читаем и говорим о Британии и Британцах. Книга для чтения на английском языке./

В.Ф.Сатинова. Минск, 1997.

6.http://fanday.ru/wpcontent/uploads/2011/05/12.jpg

7.http://www.svk-klassiki.ru/pages/4.htm








sitemap
sitemap