исследовательская работа_2865



Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа



Научно – практическая конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Сравнительный анализ русской матрёшки и

японской кокеси.

Автор: Базарова Яна, ученица 1 «а» класса

Сужинской СОШ Иволгинского района

Домашний адрес: с. Нурселение,14 а

Телефон: 89503825382

Руководитель: Тугутова Туяна Леонидовна

Телефон:89140526432

с. Сужа

2013 г

Введение.

В по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Таким образом, мне стало интересно, есть ли аналоги у знаменитой «исконно русской» матрешки в других странах?

Цель работы — найти родственника матрешки, впоследствии сделать сравнительный анализ.

Задачи:



• Изучить историю матрешки;

• Найти родственника матрешки;

• Сделать сравнительный анализ русской матрешки и японской куклы кокэси;

Теоретическую основу работы составили труды зарубежных и отечественных

авторов.

Основные методы исследования: анализ, сравнение, систематизация полученных данных.

1. Русская матрешка.

1.1 Понятие матрешки.

Матрешка — полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке.

1.2 История русской матрешки.

С самых первых попыток найти внятные ответы о происхождении матрешки оказалось невозможным — сведения оказались довольно запутанными. Так, например, в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки. Для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к многочисленным различным источникам. По книге Н.Н. Алексахина «Матрешка» и другим материалам я узнала, что в конце 19 века в семью Мамонтовых — известных русских промышленников и меценатов -то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с «сюрпризом», — она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Но документального подтверждения о том, явилась ли японская фигурка прообразом матрешки, нет. Матрешка

— от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская «Детское воспитание» А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев-Посад

— крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица». Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.

С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева-Посада в Загорск, стиль росписи матрешек стал

именоваться «загорским». Помимо загорского, выделяют семеновские и мериновские, полхов-майданские, вятские, тверские виды матрешек.

2. Сравнительный анализ матрешки и кокэси.



Мне было удивительно, что родная наша матрешка — имеет японского родственника, который, возможно, стал её предшественником. Более детально изучив и проанализировав источники, пришла к выводу, что можно найти некоторые параллели и аналогии японской матрешки и японской кокэси (см. Приложение №2).

Кокэси — японская деревянная кукла, покрытая росписью. Состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Фукуруджи, своего рода, является куклой кокэси. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног, что сходно по отношению к матрешке.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев, наша матрешка тоже изготавливается из дерева. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы; в матрешке так же преобладают сходные с кокэси классификация орнаментов. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов; русские матрешки часто расписывают такими же цветами. Традиционные матрешки и кокэси почти всегда изображают только девочек. Фигурки кокэси часто одеты в узорчатый фартук, русская матрешка также изображается в фартуке.

Высота традиционной кокэси, около 24 см., что также относится и к матрешке. По конструкции различают два типа кокэси: цукурицукэ (неразъемная) и наруко (разъемная). Разъемные куколки, одна другой меньше, вставляются друг в друга, что подтверждает её сходство и родство с матрешкой.

Ну и завершая поиск аналогий для матрешки и кокэси, вспомним, что хотя сейчас матрешка и кокэси считаются просто сувениром, тем не менее, их символическое значение сохранилось. И матрешка, и кокэси остаются символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Таким образом, даже символика у этих кукол одинакова.

3. Заключение.

Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?», «Чему она научила?».

Во-первых, узнала много нового, интересного и полезного. В результате работы над этой темой, я получила ответы на вопросы, которые меня интересовали. Для этого мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с ними. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации.

Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая его со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Итак, о русской Матрешке и японской Кокэси я узнала очень много. Я открыла для себя не только широкое поле для познавательно-развивающей деятельности, но и истоки народного творчества. В будущем я хочу использовать полученные знания о матрешке и кокэси в новых проектах и исследованиях.

4. Литература.

1. Первушина О.М. СтолбоваВ.Г. Природа и творчество.

2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.

3. Русская игрушка: Советская Россия 1987.

4. Народные художественные промыслы, общ. ред. М.А. Некрасовой и др.

5. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла: сост. С. Таразян 4-е издание, 1993.








sitemap
sitemap