исследовательская работа Синтаксис разговорной речи учащихся



«Синтаксис разговорной речи учащихся»

Рылова Полина

НРМОБУ «Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

4 класс

Аннотация

Одним из интересных разделов грамматики является синтаксис. По мнению В.А.Белошапковой, синтаксис – это «…раздел грамматики, который изучает связывание слов и форм слов, т.е. правила построения речи». (В.А.Белшапкова:1997, с.5).

Если наша письменная речь точна, стройна, организованна, лаконична, то устная речь несколько стихийна, менее организованна и стройна, часто эмоциональна. Если наша письменная речь достаточно исследована, то правила и законы построения устной речи исследованы меньше, а вопросу разговорной речи учащихся внимания не уделяется совсем. Проблема чистоты речи школьников является очень важной, особенно в наше время. Поэтому явно ощутима актуальность данного исследования и его новизна. Новизной работы является и то, что для анализа были взяты наблюдения над синтаксисом устной речи учащихся 3 и 4 классов НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» в количестве 30 человек.

Материалом для изучения стала устная речь учащихся 3 – 4 классов НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» в количестве 30 человек, а также картотека, отражающая особенности разговорного синтаксиса школьников в количестве 75 единиц разного уровня.

Цель работы: описать синтаксические особенности разговорной речи школьников с точки зрения структуры и полноты предложений; выявить синтаксические ошибки и причины их появления в разговорной речи младших школьников



«Синтаксис разговорной речи учащихся»

Рылова Полина

НРМОБУ «Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

4 класс

План исследования

В связи с поставленной целью в исследовании предполагается решить ряд задач:

Изучить лингвистическую литературу по разговорному синтаксису;

В течение месяца вести наблюдения над разговорной речью учащихся во внеурочное время и делать записи примеров предложений разговорного характера;

Составить классификацию всех типов неполных простых предложений, употребляемых в разговорной речи школьников;

Описать каждый тип перечисленных предложений;

Провести количественный подсчёт предложений каждого типа;

Выявить некоторые причины появления ошибок в разговорной речи учащихся.

Обращение к разговорной речи в непринужденной обстановке младших школьников не случайно. В последние годы отмечается быстрое взросление подростков. Обилие вседозволенных фильмов, выхода в интернет, делает их свободнее и еще взрослее. Дети совершенно не следят за своей речью вне школьных занятий и в общении со старшими. Общаясь друг с другом в непринужденной обстановке, они используют особую лексику, особые словообразовательные модели, по-своему строят предложения. Исследование последнего, на наш взгляд, представляет особый интерес.

Ещё в античные времена людей волновали проблемы красивой, связной, грамотной и лаконичной устной речи. Уже тогда учёные видели залог красивой речи в правильной грамматической организации слов.

Однако разговорный язык долгое время оставался неисследованным, так как фиксирование его на письме вызывало определённые трудности. Хотя все учёные признают, что изучение разговорной речи – серьёзная и актуальная задача.

Таким образом, предметом нашего исследования явился синтаксис разговорной речи школьников 9 – 10 лет во внеурочное время. Объектом исследования стал сам язык детей в непринужденной обстановке.

Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении темы, особой концентрации внимания на наиболее частом употреблении в речи учащихся простых неполных предложений.

Практическая значимость работы заключается в следующем: материалы исследования могут быть использованы при разработке занятий по русскому языку (как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету).

В ходе работы в качестве основной нами была использована следующая научная литература:

Белошапкова В.А. Разговорный синтаксис.-М.:Наука, 1997. -228с.

Ахманова О.С. В мире слов. – М.: Просвещение, 1963.- 84с.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М.: Просвещение, 1983. -80с.

Справочная литература:

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н.Ярцева – М., 1990. -682с./

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. – 2009. 816с.

Синтаксис разговорной речи учащихся»

Рылова Полина

НРМОБУ «Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

4 класс

Научная статья

I Синтаксис как учение о правилах построения связной речи

Понятия «разговорный синтаксис» в учебниках и справочных пособиях нет. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова под словом разговорный понимается «…свойственный устной речи, обиходным разговорам» (Ожегов: 1983, с.573).

Мы же рассмотрим вопросы синтаксиса в целом, а также особенности разговорной речи людей, мнения учёных по проблемам разговорного синтаксиса.

Многие исследователи занимались изучением живой разговорной речи: Е.А.Земская в своей книге «Русская разговорная речь», О.Б.Сиротинина в работе «Порядок слов живой разговорной речи», И.Н.Кручинина «Синтаксис разговорной речи».

В настоящее время по проблемам разговорной речи публикуются статьи в журналах «Вопросы языкознания», «Русская речь».

Все учёные считают, что изучение разговорной речи – серьёзная и актуальная задача.

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (ЛЭС) под ред. В.Ярцевой под разговорной речью понимаем «… разновидность устной литературной речи, которая обслуживает повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющее функции общения и воздействия» ( ЛЭС: 1990. с.407).

Назовём основные признаки разговорной речи.

Неофициальность общения. Именно в неофициальном общении полно проявляются возможности непосредственного общения.

Неподготовленность, спонтанность разговорной речи. В полной мере спонтанность проявляется лишь в разговорной речи, где из-за неофициальности общения отсутствует забота о средствах выражения. Спонтанность приводит к частым перестройкам фразы на ходу, добавлениям каких-либо элементов к готовой фразе, построением речи не путем логического развертывания мысли, а постоянным нанизыванием мыслей.

Непосредственность общения. Она заключается в общении двух или нескольких лиц, не разделенных ни временем, ни пространством, ни «трибуной», т.е. это именно общение в полном смысле слова, в отличие от переписки, в которой временной разрыв вопроса и ответа превращает общение в ряд чередующихся и часто не связанных друг с другом сообщений и вопросов.

Непринужденность разговорной речи. Она создаётся отсутствием официальных отношений между говорящими, отсутствием установки на сообщение, имеющее официальный характер, и отсутствием условий, нарушающих неофициальность обстановки.

Персональность разговорной речи. Разговорная речь в большинстве своем целенаправленна, т.е. адресована слушателю персонально. Чем меньше слушателей, тем речь менее персональна. Велика роль при этом эмоций, жестов, тона, высоты голоса и интонации.

II Синтаксические особенности разговорной речи учащихся

Разговорная речь каждого человека состоит из предложений. В науке существует много определений предложения. Остановимся лишь на некоторых.

По мнению Ф.П.Филина, предложение – это особая синтаксическая конструкция, имеющая в основе своего построения грамматический образец и специально предназначенная для того, чтобы быть сообщением (Филин: 1982, с.395).

В словаре лингвистических терминов под редакцией О.С.Ахмановой под предложением понимаем грамматически организованно и интонационно оформленную по законам данного языка единицу речи, являющуюся главным средством формирования, выражения и отношения к ней говорящего (Ахманова: 1963,с.347).

Предложения могут быть простыми и сложными. История изучения простых и сложных предложений начиналась с М.В.Ломоносова. Сами предложения он называл «идеями». По количеству идей он выделял «одночленные», «двучленные», «трехчленные» и т.д. С этого момента началось последовательное изучение синтаксиса как раздела грамматики.

Мы уделили особое внимание предложению, т.к. оно является центральной единицей синтаксиса. Предложения в виде высказываний организуют нашу связную речь. Они являются её базой, её кирпичиками. Грамотная, правильная, красивая, синтаксически организованная речь – показатель образованности, грамотности, внутренней культуры каждого.

Специальных работ, посвященных анализу особенностей разговорной речи учащихся, недостаточно. В связи с этим в современном русском языке нет единой точки зрения на то, каковы ее особенности. В настоящей главе на основе анализа 75 единиц различных предложений разговорного характера, самостоятельно собранных методом сплошного отбора попытаемся описать синтаксис разговорной речи учащихся 9 – 10 лет.

Разговорная речь младших школьников имеет ряд особенностей, которые совпадают в основном с синтаксическими особенностями разговорной речи людей разного возраста, а также имеют свои отличительные черты. Назовем некоторые из них.

Разговорная речь школьников, как и взрослых людей, имеет стремление к экономии речевых усилий. Это отражается прежде всего на синтаксической организации речи. В речи школьников большинство предложений имеют слабую синтаксическую оформленность. Так образуются односоставные предложения по структуре и неполные по оформлению мысли.

Следующей особенностью разговорной речи учащихся можно считать отказ от употребления сложных предложений. Ребенок сознательно делит сложные предложения на ряд простых. Из сложных предложений в речи учащихся можно чаще встретить лишь сложное бессоюзное предложение. Тем самым в речи учащихся отмечаем стремление к опущению союзов и подаче мысли в форме простых предложений.

Особенностью разговорной речи школьников можно считать особый, своеобразный порядок слов в простых предложениях, при котором наиболее значимые слова выносятся в конец, и они выделяются голосом.

Значимая роль в разговорном синтаксисе школьников отводится мимике, жестикуляции, благодаря чему синтаксиса разговорной речи школьников приобретает образность.

Эти особенности разговорного синтаксиса учащихся начальных классов – одни из многих, которые удалось нам выявить в процессе сбора, обработки и анализа языкового материала.

III Синтаксические ошибки в разговорной речи младших школьников и причины их появления

Речь – одна из важных функций психики человека. Она оказывает решающее влияние на такие процессы, как воображение, мышление, эмоции.

Одним из важных критериев оценки уровня развития младшего школьника является то, насколько синтаксически грамотна его речь. Устная речь человека в целом отличается от письменной прежде всего тем, что она оформляется в непланируемой, непринужденной обстановке, а значит отличается стихийностью, внезапностью рождения предложений с речевыми ошибками. В разговорной речи во внеурочное время ученики менее всего используют словосочетания, составленные по способу согласования и управления, особенно с предложно-падежными формами.

Анализ синтаксической речи учащихся 3-4 классов показал наличие большого числа ошибок в согласовании слов, предложно-падежном управлении.

В процессе работы нами была составлена картотека, включающая 45 единиц, отражающих нарушение синтаксических норм русского языка.

Экспериментально нами установлено, что больше половины ошибок падает на нарушение связи слов в предложении и сочетании. Нами было выявлено 38 предложений с нарушением сочетаемости слов друг с другом.

Мы поделили ошибки такого рода на две большие группы.

1 группа. Ошибки, связанные с нарушением норм согласования (18 единиц)

2 группа. Ошибки, связанные с нарушением норм управления слов (20 единиц).

1 группа. Ошибки, связанные с нарушением норм согласования

Ошибки данной группы нами поделены на две подгруппы:

Первая подгруппа ошибочно построенных синтаксических конструкций связана с нарушением норм согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом в роде.

Отец лежит в военный госпитале

Мышь спрятался в норке.

На реке большой прорубь, там рыбу ловят.

Основной причиной нарушения норм согласования являются затруднения, которые испытывают дети в определении рода имен существительных.

Наиболее часто, на наш взгляд, возникают ошибки в том случае, если подлежащее выражено:

а) именем существительным среднего рода (море, небо, знамя, пламя, солнце, пальто);

б) именем существительным мужского и среднего рода с основой на согласный (картофель, прорубь, степь);

в) именем существительным с отвлеченным значением (жизнь, служба, борьба, треск).

Вторая подгруппа синтаксических ошибок связана с нарушением норм согласования между сказуемым и подлежащим в числе.

Сюда относятся:

а) ошибочное употребление сказуемого во множественном числе при подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением: Деревья пожелтели, и листва с них спадают.

Группа ребят пошли кататься на другую горку.

б) ошибочное употребление сказуемого в единственном числе при однородных подлежащих, стоящих перед сказуемым:

Ваня и Митя быстро забрался в машину.

Я и мальчик быстро пошел дальше.

Причина подобных ошибок кроется в особенности детского мышления, очень конкретного, образного. Дети считают, что стая уток – это много уток, поэтому они полетели. Листва – это много листьев. Поэтому они «опадают».

Различий между явлением собирательности и множественности учащиеся не замечают и поэтому допускают ошибки в согласовании.

2 группа. Ошибки, связанные с нарушением норм управления слов.

Ошибки данной группы нами поделены на две подгруппы:

Первая подгруппа ошибок связана с нарушением норм слов в сочетаниях с беспредложным управлением:

а) ошибочное употребление родительного падежа:

Я не выдал Саши (вместо Сашу).

Мальчик смотрел вслед проехавшего грузовика (вместо проехавшему грузовику).

б) ошибочное употребление дательного падежа:

Маму известили, что я в школе (вместо маме).

Я был удивлен его словами (вместо словам).

в) ошибочное употребление винительного падежа:

Мы собирали последний урожай морковку, свеклу (вместо морковки, свеклы).

г) ошибочное употребление творительного падежа:

Ваня кормил кроликов кусочками хлебом и листьями капустой (вместо хлеба и листьями капусты).

д) ошибочное образование словосочетаний с предложным управлением вместо беспредложного:

Матч кончился с нашей победой.

В зоопарке мы долго любовались на обезьян.

Я описал о зиме.

Вторая подгруппа содержит ошибки в словосочетаниях с предложным управлением:

а) ошибочное употребление родительного падежа:

Маша обидела Настю из-за недоверия (вместо кого? чем?)

Саша отказал от такой дружбы (вместо отказал в чем?)

б) ошибочное употребление дательного падежа:

Касаться рукой к проводам (вместо проводов).

Я к зову не откликнулась (вместо не откликнуться на зов).

в) ошибочное употребление винительного падежа:

Автомобиль застрял в лужу (вместо в луже).

г) ошибочное употребление творительного падежа:

Вдумайся над тем, что я тебе говорю (вместо вдумайся в то).

д) ошибочное употребление предложного падежа:

Он встает на стороне бедных (вместо встает на сторону).

Она будет заведовать в школе (вместо заведовать школой).

е) неверное употребление предлога:

Сосна и ель переплелись корнями друг за друга (вместо друг с другом).

Мы переехали на новую квартиру(вместо в новую квартиру).

Пойду до Маши (вместо к Маше).

ж) образование словосочетаний с беспредложным управлением вместо предложного:

Кошка силой сделала прыжок.

Причины появления синтаксических ошибок в речи детей

В результате анализа ошибок в построении предложений, а также бесед с учениками, нами было установлено, что большая часть неверно образованных словосочетаний по способу управления является результатом ложных аналогий, которые возникают под влиянием лексико-семантических и морфологических особенностей управляющих слов. Это является главной причиной ошибок в построении словосочетаний и предложений.

Дети часто подменяют нужное управляющее слово словом-синонимом, знакомым и понятным им. Например, в предложении Героя осудили к смерти происходит подмена глагола осудили глаголом приговорили. Ученики знают норму управления глагола приговорить, знают, что этот глагол требует предлога к, не чувствуя различий в значении глаголов осудить и приговорить, относят предлог к также и к первому глаголу.

Такое же явление подмены наблюдается в предложении Сосна и ель переплелись корнями друг за друга. Не различая значения глаголов переплелись и цеплялись, ученики ошибаются в употреблении зависимых слов и неверно образуют словосочетание переплелись друг за друга вместо цеплялись друг за друга.

В предложении Птицы собираются к отлету ученики смешивают значение глаголов собираются и готовятся, норму управления глагола готовятся переносят на глагол собираются.

В предложении Мы любовались на обезьян значение глагола любоваться смешивается со значением глагола смотреть; в предложении Автомобиль застрял в лужу возникает аналогия под влиянием попал в лужу и т.д.

В речи учащихся можно выделить группу ошибочно образованных сочетаний, в которых происходит смешение значения употребленного управляющего глагола с однокоренными. Это часто происходит оттого, что учащиеся в однокоренных словах не могут уловить оттенок значения, которое вносится в глагол приставкой. Например, в предложении Мать вслушивалась к звукам происходит смешение значений приставок при, вс (вместо прислушивалась к …). По этой же причине мы выявили и образование других сочетаний слов: сочетание написать из словарей слова образовано под влиянием глагола выписать, учить к труду – под влиянием приучить к труду.

Большое влияние на формирование устной речи учащихся оказывает среда, семья, воспитание, а также неряшливая книжная и газетная речь.

Анализ простых предложений устной речи учащихся 3-4 классов «Сентябрьской СОШ» показывает, что в основном учащиеся употребляют двусоставные простые предложения с одним подлежащим и одним сказуемым… предложение состоит из 5 – 8 слов. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или личным местоимением (особенно в высказываниях на свободную тему). Реже встречается подлежащее, выраженное сочетанием имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже.

IV Заключение.

В настоящей работе рассмотрены вопросы разговорного синтаксиса учащихся. Мы проанализировали материал, собранный методом сплошной выборки в течение месяца в процессе наблюдения над разговорной речью школьников во внеурочное время.

Таким образом, предметом нашего исследования явился синтаксис разговорной речи учащихся.

В ходе исследования мы определили, что основными признаками разговорной речи являются непринуждённость, непосредственность, спонтанность, протекание в устной форме. Это позволяет сделать вывод о правоте взглядов исследователей (Белошапкова В.А., Ахманова О.С., Сиротинина О.Б.), которые воспринимают разговорную речь как особую языковую систему, отличную от литературного языка.

Нами было выявлено 45 предложений с нарушением сочетаемости слов друг с другом.

Проанализировав синтаксические ошибки в разговорной речи, причины их появления, можно наметить пути устранения на учебных занятиях и во внеурочное время. Следовательно, у данной работы есть возможность продолжения.

Синтаксис разговорной речи учащихся»

Рылова Полина

НРМОБУ «Сентябрьская средняя общеобразовательная школа»

4 класс

Литература:

Белошапкова В.А. Разговорный синтаксис.-М.:Наука, 1997. -228с.

Ахманова О.С. В мире слов. – М.: Просвещение, 1963.- 84с.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М.: Просвещение, 1983. -80с.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь, Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. – М., 1981. 277с.

Справочная литература:

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н.Ярцева – М., 1990. -682с./

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. – 2009. 816с.

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию предлагается исследовательская работа «Синтаксис разговорной речи учащихся».

Одним из самых интересных разделов в современном русском литературном языке, на наш взгляд, является синтаксис.

По мнению Веры Арсеньевны Белошапковой, синтаксис – это «…раздел грамматики, который изучает связывание слов и форм слов, т.е. правила построения речи». (В.А.Белшапкова:1997, с.5).

Следуя «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова, под словом разговорный понимается «…свойственный устной речи, обиходным разговорам».

Если наша письменная речь достаточно исследована, то правила и законы построения устной речи исследованы меньше, а вопросу разговорной речи учащихся внимания не уделяется совсем.

Обращение к разговорной речи в непринужденной обстановке младших школьников не случайно. В последние годы отмечается быстрое взросление подростков. Обилие вседозволенных фильмов, выхода в интернет, делает их свободнее и еще взрослее. Дети совершенно не следят за своей речью вне школьных занятий и в общении со старшими. Общаясь друг с другом в непринужденной обстановке, они используют особую лексику, особые словообразовательные модели, по-своему строят предложения. Исследование последнего, на наш взгляд, представляет особый интерес. Следовательно, так очевидна актуальность данного исследования.

Новизной работы является и то, что для анализа были взяты наблюдения над синтаксисом устной речи учащихся 3 и 4 классов Сентябрьской средней школы.

Таким образом, предметом нашего исследования явился синтаксис разговорной речи школьников 9 – 10 лет во внеурочное время. Объектом исследования стал сам язык детей в непринужденной обстановке.

Цель работы: описать синтаксические особенности разговорной речи школьников с точки зрения структуры и полноты предложений; выявить синтаксические ошибки и причины их появления в разговорной речи младших школьников.

В связи с этим нами был поставлен ряд задач:

Изучить лингвистическую литературу по разговорному синтаксису;

В течение месяца вести наблюдения над разговорной речью учащихся во внеурочное время и делать записи примеров предложений разговорного характера;

Составить классификацию всех типов неполных простых предложений, употребляемых в разговорной речи школьников;

Описать каждый тип перечисленных предложений;

Провести количественный подсчёт предложений каждого типа;

Выявить некоторые причины появления ошибок в разговорной речи учащихся.

Материалом для изучения стала устная речь учащихся 3 – 4 классов НРМОБУ «Сентябрьская СОШ» в количестве 30 человек, а также картотека, отражающая особенности разговорного синтаксиса школьников:

Всего изучено 75 синтаксических единиц

отражающих нарушение синтаксических норм русского языка – 45

классифицирующих типы предложений разговорного характера — 30

с нарушением норм согласования-18

с нарушением норм управления слов -20

с диалектными особенностями — 7

В первой части научной статьи мы постарались раскрыть значение синтаксиса как науки о правилах построения связной речи, провели анализ разных определений, указали признаки разговорной речи и ее синтаксические особенности. В основу данного исследования были положены работы ученых в области синтаксиса, начиная с трудов Михаила Васильевича Ломоносова.

Глава «Синтаксические особенности разговорной речи учащихся младших классов» представляет практический анализ разговорной речи учащихся 3-4 классов Сентябрьской средней школы. В процессе анализа, основанного на личных наблюдениях, нами были сделаны следующие выводы: разговорная речь младших школьников имеет ряд особенностей, назовем основные:

— стремление к экономии речевых усилий;

— употребление особого порядка слов в простых предложениях, при котором главные слова выносятся в конец и выделяются голосом (например, Завтра вечером я принесу тебе что-то.);

— усиление роли мимики, жестикуляции;

— в повседневной разговорной речи названной группы учащихся, по нашим наблюдениям, 70% предложений из всех употребляемых – предложения неполные (их классификация по типу в зависимости от условий их употребления нами будет проведена в дальнейшем).

В главе «Синтаксические ошибки в разговорной речи младших школьников и причины их появления» мы экспериментально установили, что больше половины ошибок падает на нарушение связи слов в предложении и сочетании.

В результате анализа ошибок в построении словосочетаний и предложений нами были установлены некоторые причины их появления.

Таким образом, теоретическая значимость работы заключается в осмыслении темы, особой концентрации внимания на наиболее частом употреблении в речи учащихся простых неполных предложений.

Практическая значимость работы заключается в следующем: материалы исследования могут быть использованы при разработке занятий по русскому языку (как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету).

Благодарю за внимание и постараюсь ответить на Ваши вопросы.








sitemap
sitemap