исследовательская работа Почему рыбы не тонут



Окружная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»

Направление окружающий мир

Почему рыбы не тонут

Исследовательская работа.

Выполнили ученики 2-б класса

МБОУ «Устьянская средняя

общеобразовательная школа»:

Порошина Марина

Счастливая Екатерина

Ашрафова Айсел

Кононова Мария

Яковлева Александра

Шишелова Дарья

Тарасова Дарья

Кононов Кирилл

Фалёв Алексей

Мякшин Алексей

Научный руководитель – учитель

начальных классов МБОУ

«Устьянская средняя

общеобразовательная школа»

Буда Людмила Геннадьевна

Шангалы

2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Особенности строения рыб……………………………..………………………………4

1.1.Внешнее строение рыбы…………….. ………………………………………………..4

1.2.Внутреннее строение рыбы…………………………………………………………..6

Глава II. Эксперимент………………………………………………………………………………7

2.1. Наблюдение, практическая работа………………………….……………..……..….7

2.2. Проведение эксперимента……………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………………..…………8

Список литературы………………………………………………………………………..….….9

Приложения………………………………………………………………………………..……10

Введение

На факультативе «Я — исследователь» мы вели речь о рыбах, и у нас возникло много вопросов. Один из них: «Почему рыбы не тонут?»

Цель нашей работы: выяснить, почему рыбы могут плавать в толще воды.

Задачи:

Познакомиться с особенностями строения рыб.

Выяснить, что может быть причиной того, что рыбы могут подниматься к поверхности воды и опускаться на дно.

Создать модель рыбы на основании полученных данных.

Соотнести результаты эксперимента с литературными данными.

Гипотеза: Подниматься на поверхность воды и опускаться к самому дну рыбам помогает плавательный пузырь.

Методы:

Сбор и анализ информации;

Наблюдение;

Моделирование;

Эксперимент.

Объект исследования: рыба.

Предмет исследования: проблема передвижения рыбы в толще воды.

В ходе исследования мы многое узнали о рыбах. Смогли ответить на интересующие нас вопросы: «Почему кит не рыба?», «Почему у рыб разная форма тела?», «Могут ли рыбы летать?» и на самый главный вопрос- «Почему рыбы не тонут?». Познакомились с особенностями строения рыбы. Провели практическую работу, где знания теории подтвердили на практике. Провели увлекательный эксперимент с макетом рыбки. В ходе эксперимента наше предположение нашло подтверждение. Благодаря проделанной работе мы очень многое узнали, но еще остается много вопросов на которые в будущем постараемся найти ответы.

Глава I. Особенности строения рыб

Внешнее строение рыбы

Рыбы – животные, живущие только в воде. Они появились более 400 млн.лет назад в пресных водах. Насчитывается свыше 20 тысяч видов, распространенных в Мировом океане (морские рыбы) и пресных водах (пресноводные рыбы). Изучением рыб занимается ихтиология — наука о рыбах (по-гречески «ихтис» — рыба, а «логос» — слово, разум).

Тело рыб покрыто чешуёй, они дышат жабрами и имеют конечности в виде плавников.

Рассмотрим строение рыбы более подробно. Рыбы и рыбообразные имеют тело, разделяемое на три отдела: голову, туловище и хвост.

ГОЛОВА

ТУЛОВИЩЕ

ХВОСТ

Голова заканчивается у рыб на уровне заднего края жаберной крышки. На голове у рыбы есть глаза, ноздри. Глаза рыбы не защищены веками, поэтому она спит с открытыми глазами.

Туловище (обычно его называют телом) у всех рыб заканчивается на уровне анального отверстия.

Хвост состоит из хвостового стебля и хвостового плавника.

Боковая линия

В зависимости от скорости и маневренности плавания все разнообразие форм хвостового плавника можно объединить в 7 типов.

Скорость плавания снижается от первого типа к последним, но маневренность плавания при низкой скорости возрастает в обратном направлении.

Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни из них проталкивают тело вперед, а другие удерживают его в равновесии и помогают изменять направление движения. Вдоль средней линии тела расположены непарные плавники (спинной, хвостовой и анальный), а по бокам тела — парные (грудной и брюшной). Хвостовой плавник выполняет роль руля, а грудные и брюшные плавники, словно весла. Спинной плавник служит для равновесия, не даёт рыбе опрокинуться на бок.

На боках у большинства рыб легко заметить продольную полоску чешуек. Они отличаются от других по форме, размеру, окраске. Это боковая линия. Её называют «шестое чувство». Этим рыба отличается от других животных. Линия состоит из маленьких отверстий. С помощью их рыба улавливает малейшие движения и колебания воды. Поэтому и в темноте рыбы могут охотиться, замечать врагов и обходить препятствия. Направление течения воды рыба также определяет боковой линией.

Экспериментально доказано, что слепые рыбы не наталкиваются на преграду, а обходят ее, так как чувствуют колебания воды, отраженные от преграды, и, реагируя на предмет не позже, чем находясь на расстоянии 1—2 см, поворачивают в сторону. Движущийся объект рыбе обнаружить легче. Например, ослепленная щука способна охотиться при помощи боковой линии, но когда ее боковая линия повреждена, то охотиться ей уже не удается.

Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород. Большинство рыб получают его из воды с помощью органов дыхания — жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Жабры находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу плотно его закрывает. Вода проходит через жабры. Содержащийся в ней кислород попадает в кровь. А вода, взяв углекислый газ, выходит сквозь жаберные щели. Действие жабр в значительной мере сходно с работой лёгких. Иногда вместе с водой в рот попадают мелкие организмы. Когда они забивают жаберные отверстия, рыба задыхается.

Форма тела у рыб связана с условиями обитания.

Рыбы, живущие в толще воды (лосось), имеют, как правило, торпедовидную или стреловидную форму. Донные рыбы чаще всего имеют уплощенную или даже совсем плоскую форму тела, например, камбала. Виды, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют сильно сжатое с боков тело, как у леща или змеевидное, как у угря, тело, что обеспечивает им лучшую маневренность. (Приложение 1)

Внутреннее строение рыбы

У рыбы есть жабры, при помощи них она дышит.

В полости тела рыб лежат органы пищеварения: пищевод, желудок, кишечник и печень, а также сердце, плавательный пузырь и др.

Плавательный пузырь.

Плавательный пузырь, наполненный газом, служит рыбам «спасательным кругом», не даёт рыбе утонуть. Наполняя пузырь кислородом, или сдувая его, рыба может изменять глубину своего погружения. Когда плавательный пузырь растягивается, рыбка всплывает, а когда сжимается, то рыбка опускается в глубину. Но такой пузырь есть не у всех рыб. Например, у акулы его нет, поэтому она всю жизнь вынуждена провести в движении. Если акула заболеет или окажется раненой и не сможет двигаться, то сразу пойдет ко дну.

Глава II. Эксперимент

2.1. Наблюдение, практическая работа

Мы наблюдали за аквариумными рыбками, которые живут у Фалёва Алёши в аквариуме. Он вместе с мамой провел видеосъемку. Там хорошо видно как рыбки дышат, как работают плавники. И когда рыбка опускается ко дну – становится тоньше, а когда поднимается вверх – толще. Это работа плавательного пузыря.

Так же мы рассмотрели настоящую рыбу плотву (сорогу) и речного окуня, пойманных на озере Лача Каргопольского района. Определили части тела, рассмотрели внешнее и внутреннее строение. По форме тела обе рыбы – торпедовидные. По типу хвоста плотва подходит к № 2, а окунь к № 3. Вывод: значит, эти рыбы быстро плавают, но маневренность невысока. Нашли парные и непарные плавники, боковую линию. Под жаберной крышкой рассмотрели жабры.

Вскрыли плотву, нашли плавательный пузырь. По форме он напоминает воздушный шарик. (Приложение 2)

2.2. Проведение эксперимента



Мы придумали макет рыбы. Подобрали материал. Тело рыбки сделали из пластилина, плавники из клеенки, вместо чешуек использовали декоративные чешуйки. Плавательный пузырь заменили воздушным шариком с соломинкой. Этот шарик поместили внутрь рыбки.

Настал момент испытаний. В стеклянный сосуд налили воды. Опустили в ёмкость с водой рыбку, она утонула. Когда через соломинку стали надувать шарик, который находится внутри рыбки, то она всплыла. Почему?

Когда плавательный пузырь (шарик) растягивается, рыбка всплывает, а когда плавательный пузырь сжимается, то она опускается на дно.

В ходе эксперимента мы нашли подтверждение литературных данных о работе плавательного пузыря. (Приложение 3)

Заключение

На основе анализа литературы, наблюдений, практической работ и проведенного эксперимента можно сказать, что видвинутая нами гипотеза подтвердилась: подниматься на поверхность воды и опускаться к самому дну рыбам помогает плавательный пузырь. В ходе проделанной нами работы мы узнали многое о жизни рыб. Узнали внешнее и внутреннее строение, узнали о том, с помощью чего рыбы передвигаются в толще воды. Что им помогает опускаться на дно и подниматься к поверхности воды. Как рыбы дышат. А кроме этого узнали, что существуют «рыбы – инструменты», рыбы, которые умеют летать и почему киты не рыбы. (Приложение 4) Учились наблюдать и делать выводы. Эта работа нам очень понравилась. В ходе исследования у нас возникло много вопросов, чтоб на них ответить, нужны знания. Со временем мы постараемся найти ответы на все возникшие вопросы.

Список литературы

Большая детская иллюстрированная энциклопедия. / Пер. с итал. Л.В. Золоевой, Н.Ю.Лебедевой, Э.И.Мотылевой. — М.: Астрель: АСТ, 2010. – 260с.:ил.

Универсальная энциклопедия для детей Живая природа / ред. Группа: А.Элиович, А.Ратина, Н.Заиченко. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008. – 495с.:ил.

Живая природа/ Пер. с англ. В.Чуткова; Оформл. Серии И.Сальниковой; Ил. С.Аддарио, Ф.Куччарини, А.Рабатти, К.Сарацени, Т.Трожер. – М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.-40с.: ил.

Энциклопедия для детей. Биология./Гл.ред. С.Исмаилова. — М.: Аванта+, 1995.- 686с.:ил.

Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.:Просвещение, 2011. – 157с.

http://pochemu4ka.ru/publ

http://summer-fishing.narod.ru/about.htm#7

http://fishermenfrompinsk.narod.ru/Index2-2








sitemap
sitemap