исследовательская работа по сквернословию



СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. Актуальность темы ……………………………………………………………………2 2. Основная часть…………………………………………………………………………………….2

2.1 История возникновения сквернословия………………………………………………………..2 2.2 Влияние сквернословия на здоровье человека…………………………………………………32.3 Пути искоренения сквернословия ……………………………………………………………………………….. 42. 4 Результаты исследований………………………………………………………………………5 3. Заключение………………………………………………………………………………………..6 4. Литература…………………………………………………………………………………………………….8 5. Приложение………………………………………………………………………………………..9

Введение. Актуальность темы.

В одной из мудрых русских сказок говорится о трудолюбивой падчерице и злобной, грубой неряхе и лентяйке дочери, которых однажды по заслугам вознаграждает фея. Когда начинает говорить падчерица, из ее уст вылетают благоухающие цветы, драгоценные камни — символ прекрасных мыслей и добрых поступков и слов. Когда открывает рот дочь — из него выскакивают лягушки, выползают змеи, тараканы, ящерицы, бегут мыши и крысы. Так воплощаются дурные мысли и слова. Поучительна эта сказка для поклонников брани и мата! Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Целью моей работы было: — выяснить отношение к сквернословию учащихся нашей школы и взрослых; — проследить, какие пути искоренения сквернословия они видят.

Для этого я сама изучила имеющийся материал по сквернословию в библиотеке и Интернете, провела беседы об отношении к сквернословию среди старшеклассников, после этого запустила анкетирование учащихся и взрослых, в котором приняли участие все желающие учащиеся с 5 по 11 класс, родители, учителя и жители села. На основании анкетных данных я провела сравнительный анализ ответов. В данной работе я привожу свои выводы по отношение к сквернословию учащихся нашей школы и взрослых, и прослеживаю предложенные пути искоренения сквернословия участниками анкетирования. 2. Основная часть.

2.1 История возникновения сквернословия.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Корни этого явления уходят далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Существует народное поверье, что доброе слово приводит к добру, и, наоборот, слова проклятия, злые пожелания, бранные слова влекут за собой болезни, неудачи. Известны случаи смерти цветущих здоровьем людей от слова проклятия, сказанного вслед…Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». В старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,…!» Забыл атаман, что казаку нельзя чёрными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась щель — враг человеческий туда и уязвил!»

Матерщина — не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счёте она направлена не против людей, а против Бога, за что получила именование «чёрной ругани». Материться — значит «ругаться по-чёрному». С дохристианских времён мат носит чисто магический, сакральный характер. Он — элемент служения сатане, проникший в светскую жизнь. Каждое матерное слово — это хуление Бога и прославление сатаны. Поэтому не случайно, что нецензурные слова у матерщинника заменяют молитвы. В сложные минуты, в тяжёлом труде он не ищет помощи в обращении к Богу, а матерится. Всплеск энергии в матерном слове — и дело движется, хотя толкает его зло, которому тем самым отдаёт себя человек. Работа со злостью может быть эффективной. В результате воспитывается условный рефлекс: плохо тебе — матерись. Так человека отучают от Бога. Поэтому следует сказать чётко и ясно, что матерщина — это служение сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.

И как тут не вспомнить слова Иоанна Златоуста: «Поучимся побеждать злого беса. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст… Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: смерть и жизнь во власти языка (Притч., 18: 21). И Христос выражает то же самое, когда говорит: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф., 12: 37). Язык находится в середине между тем и другим употреблением, а ты — господин его. Так и меч находится на такой же середине; если ты употребляешь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесёшь удар самому себе, то причиною поражения бывает не свойство железа, а твоё беззаконие.

2.2 Влияние сквернословия на здоровье человека.

Один мудрец сказал: «Не может врач придумать лучшей панацеи, нежели доброжелательство. Примочка добра будет прекрасным средством». Хочется надеяться, что когда-то люди поймут, что путь к лучшей жизни лежит через полное исключение из своей жизни бескультурья, грубости и бранных слов. Мысль и слово несут в своей сущности созидание или разрушение, здоровье или болезнь. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество браных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь. Доктор биологии Иван Белявский17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой (аурой), но и каждое его слово несет энергетический заряд – положительный или отрицательный. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.Проводился эксперимент с водой.Воде перед заморозкой говорили разные слова. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Священник читал целительную молитву, стоя лицом к озеру. Кристалл, полученный до молитвы, походил на изувеченное лицо. Кристалл же, полученный после, напоминал яркую звезду! Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Слова, произносимые человеком, изменяют структуру воды, выстраивая молекулы ее в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности. При упорном, плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и сокращает тем самым срок жизни. И, наоборот, при воздействии хороших слов, улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком. Психолог В.Болховитинов пишет, что хорошенькие девушки, из уст которых вылетает нецензурщина, обречены на скорое изменение черт лица. Исчезнет нежность и миловидность, на смену им придет отталкивающее искривление губ, деформация щёк; приятная полнота лица превратится в жабью разновидность, а острые личики примут крысиный вид. Таково влияние мата!По прогнозам ученых, россияне, как нация, к 2050 году могут исчезнуть навсегда!И, казалось бы, из-за такого “безобидного” порока, как сквернословие.Наша судьба в наших собственных руках! Задумаемся над этим. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

2.3 Пути искоренения сквернословия.

Очень часто от подростков можно услышать фразу «Я матом не ругаюсь, я на нем разговариваю!» Не является ли это жутким падением не только культуры, но и интеллекта? Особенно острой проблемой становится сквернословие в подростковом возрасте. Ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ «взрослости». Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников и речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам или политикам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — это оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и якобы защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Сквернословие корыстно и направлено, прежде всего, на унижение человеческого достоинства, используется как инструмент оскорбления. А тот, кто полагает, что с помощью нецензурных слов избавляется от стресса, нервного напряжения, глубоко заблуждается. Не на разрядку рассчитывайте, а скорее — на зарядку агрессивности.

К сквернословам нужно относиться как к хулиганам, лицам, унижающим честь и достоинство других лиц в неприличной форме. Так трактует действующий закон.

Откроем статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Читаем: «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до 15-ти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток».К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово. Но один из самых сильнейших законов — общественное мнение. Неприятие сквернословия должно пронизывать все поры нашего бытия.Я считаю, что Государственная Дума должна принять законы о языке, его нормах, и тогда станет невозможным «публичное воспроизведение» особо опасных слов. Многое зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье. И если семья поощряет употребление бранных слов, а ребенок, как губка их впитывает, что можем мы изменить. Я считаю, что нужно в первую очередь через средства СМИ, общественность изменить отношения к сквернословию, а начинать нужно каждому человеку с себя.Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Каждый волен выбирать свой путь, по которому придется идти долго, а пройдя его, нельзя что-то исправить, дополнить, вычеркнуть. Но попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов, вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, везение и, в конечном итоге, счастье.

В школе я и мои одноклассники провели акцию, по борьбе сосквернословием. Нами подготовлены памятки «Как избавиться от сквернословия?»

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

1.Выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

2.Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

3.Читать русскую классическую литературу;

4.Запоминать стихотворения, афоризмы.

Мы также придумали лозунги – антирекламу мату, которые расклеили на стенды в школе.

-Кто использует мат, тот умишком небогат!

-Мат — помоев ушат!

-Мат — дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат — это ядов концентрат!

-В школе мы найдём управу на словесную отраву!

-В школе учимся, друзья, сквернословить нам нельзя!

-Матом не выражаться — значит вежливым остаться!

-Кто сквернословит, тот уважения не стоит!

Кто сквернословит, тот уважения не стоит!

2.4 Результаты исследований

Мы провели исследование по отношению к бранным словам взрослого населения и учащихся школы. Сравнение проводилось по следующим направлениям (частота использования, отношение к бранным словам, действия по искоренению сквернословия)

1. Частота использования бранных слов. — Часто; -Редко; — Никогда.

Исходя из диаграммы, можно сделать вывод, что большая часть взрослого и детского населения используют в своей речи бранные слова. К сожалению, никогда не используют бранных слов в своей речи всего 2% детей и 3% взрослых

2. Отношения к бранным словам. — Положительное — Отрицательное -Безразличное.

Из диаграммы видно, что большинство детей считаю использование бранных слов в своей речи нормальным явлением, а большинство взрослых к использованию бранных слов относятся отрицательно. К сожалению, довольно высок процент безразличного отношения взрослых к сквернословию, наверно, поэтому молодежь так свободно и безнаказанно сквернословит.

3. Действия по искоренению сквернословия. — Наказывать -Воспитывать -Ничего. Из диаграммы видно, большинство взрослых и детей считают, что для искоренения сквернословия необходимо применять жёсткие меры.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного исследования мы видим, что отношения к бранным словам у опрошенных очень разное. Но, проанализировав и сравнив все ответы, можно прийти к выводу, что в большинстве современное общество видит будущее без бранных слов. Но что же делать, чтобы не было слышно скверны в нашем обществе. Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Один из директоров запретил материться на рабочем месте своим рабочим, уволились сразу три человека. Причина заключалась в том, что вынести этот запрет, они были не в силах. Из – за своей привычки люди потеряли работу, они не захотели измениться. Найдут ли они другую? Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («так сказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от сквернословия. Но если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матершинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Можно ли достучаться до такого человека. Нам известны целые государственные институты, где мат в наше время используется как второй язык: армия, места лишения свободы, милиция – в этих случаях мат используется как средство устрашения и подавления. Здесь чаще всего мат срывается с уст человека, не контролирующего себя по тем или иным причинам, реже насыщенная бранью лексика – намеренна. Можно ли эту махину перестроить? Мы сейчас часто слышим матерные слова по телевидению. Но то, что показывают по телевизору, всегда было нормой, примером для подражания, особенно для молодежи. Откуда же им набираться ума разума, если родителям наплевать на своего ребенка. Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай. Родители должны объяснять детям, почему материться нехорошо, а не просто говорить «нельзя». Да, это верно. Но это лишь часть правды. Добавлю. Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическими. Они не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку, что то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка. И в итоге ребенок идет на улицу, где возможно из-за обиды на родителей или чего-то подобного и начинает набираться «плохого»..

Итак, в моей работе возникло больше вопросов, чем ответов. Искоренение сквернословия это процесс длительный и болезненный, и он должен решаться в первую очередь на правительственном уровне, так как без действенных механизмов наказания за маты в нашей стране сквернословие не искоренить. Ведь не даром большинство опрошенных на первое место ставят довольно жесткие меры по искоренению сквернословия. Но кого тогда наказывать в первую очередь, из статистики видно, что взрослые употребляют маты не на много меньше детей. Почему тогда мы постоянно слышим, что молодежь у нас распущенная и невоспитанная, а у кого она учится, с кого берет пример, что слышит с экранов телевизоров? Не пора ли задуматься над этими вопросами? Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова, поэтому я считаю, что подрастающее поколение нужно воспитывать, прививать у них основы толерантного, терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, господа взрослые, на собственном примере, ведь вы для нас образец поведения. В китайской пословице сказано «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

4. Литература

1. ЭмотоМасару. Любовь и вода. – М.: София, 2008 2. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru 3. Сквернословие. //Centre Magik. http://www.magik/ru/s68.asp 4.http://www.liventernet.ru 5. http://oriflamma-zp.narod.ru

5. Приложение. Результаты анкетирования.

Как ты думаешь, почему человек в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) Чтобы казаться «крутым», значимым

1

б) Для связки слов, как «слова-паразиты»

1

в) Чтобы оскорбить окружающих

5

г) Чтобы выпустить злобу, свои эмоции

9

д) Свой вариант (привычка, без них никак)

1

2.Как часто ты используешь в своей речи бранные слова?

а) постоянно

0

б) часто

4

в) иногда

11

г) редко

4

д) никогда

0

3.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) Выражаю свои эмоции

2

б) Случайно «выскакивают», не замечаю этого

4

в) Хочу оскорбить собеседника

11

г) Это придает мне значимости

0

д) Не использую

0

4.Как ты думаешь, как влияют на твое здоровье бранные слова?

а) никак не влияют

1

б) плохо

10

в) хорошо

4

г) не знаю

5

5.Если бы ты знал, что бранные слова плохо влияют на твое здоровье, ты бы перестал употреблять их в своей речи?

а) Нет, не перестал бы

б) Если бы мне привели доказательства, то, наверно, перестал бы

13

в) конечно перестал бы

7

6. Как ты себя чувствуешь, когда в твоем присутствии или по отношению к тебе употребляют бранные слова?

а) неприятно

10

б) плохо

2

в) хорошо

0

г) обижаюсь

3

д) все равно

5

7.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова?

а) Да

0

б) Нет

20

8.Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

а) Нужно самому сдерживать свои эмоции

5

б) Запретить их или ввести штраф

2

в) Отрезать язык

3

г) Расширять словарный запас: читать, смотреть хорошие фильмы и т. д.

4

д) Ничего не делать, пусть каждый решает сама, как разговаривать

1

е) Не знаю

6



sitemap
sitemap