исследовательская работа по русскому языку Паспорт слова язык



Научно-практическая конференция младших школьников«Я познаю мир»

Паспорт слова «язык»

Секция «Языкознание»

Автор:

Белая Елизавета

3А класс БОУСОШ № 3

Динского района, ст.Динской

Научный руководитель:

Прядко Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

БОУООШ №7 МО Динской район

ст.Динская 2013

Аннотация

Исследовательская работа представляет собой лингвостилистический анализ не нового слова, а всем известного, что является актуальным. Так как слова, часто употребляемые, теряют свою ценность, самобытность для носителей языка.

Поэтому автор в своей работе ставит следующую цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через словари и справочники, художественную, публицистическую и разговорную речь.

Поставленная цель определила следующие задачи:

проанализировать слово с точки зрения лексики, фразеологии, этимологии;

определить закономерности использования слова в соответствии с его значением.

В ходе работы использованы описательный метод, метод анализа различных типов словарей, приём количественного подсчёта, социологическое исследование, проведенное в целях выявления значения слова «язык» в русской повседневной речи.

В ходе исследования автор работы пришёл к выводу, что каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Содержание.

I. Введение…………………………………………………………………3-4

Обоснование выбора темы

Цель и задачи исследования

II.Свойства слова ………………………………………………………….

2.1 Лексическое значение………………………………………………………..

2.2 Грамматическое значение, морфологическая характеристика…………..

2.3 Фонетический анализ…………………………………………………….……

2.4 Словообразование…………………….…………….…………………………

2.5 Родственные слова……………………………………………………………

III. История слова………………………………………………………….

IV. Употребление во фразеологизмах и фольклоре…………………….

V. Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………………

Введение

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

Ю. Тувим

В детской энциклопедии я прочитала о древнегреческом баснописце Эзопе. Он сочинял замечательные басни. В них под видом животных высмеивал тупость, жадность и другие пороки людей. Однажды по просьбе хозяина Эзоп готовил кушанья. Но и для самого лучшего блюда, и для самого худшего он выбрал язык. На вопросы хозяина он отвечал, что при помощи языка можно изучать науки, но также можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.

Этот рассказ заинтересовал меня. Я захотела узнать о слове «язык» подробнее. Ведь каждое слово уникально. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности.

Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, а слово всем известное. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.

Объектом моего исследования является слово «язык», а предметом – его характеристика в различных словарях и использование в текстах разных жанров.

Цель исследования: составить паспорт слова «язык», то есть произвести его полный анализ.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

Проанализировать свойства данного слова;

Определить происхождение слова «язык»;

Выявить слова, родственные слову «язык»;

Проверить, как часто употребляется слово во фразеологизмах, а также в пословицах, поговорках, загадках;

Рассмотреть, есть ли такое слово в других языках.

Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Паспорт — основной документ для каждого человека. В нём много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться. Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано? Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это — слова заимствованные). Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова — пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова — малолетки (их называют неологизмами). В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы). Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова). Если суммировать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.

Свойства слова

Важнейшая функция языка заключается в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет решающую роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации.

Для начала мы попытаемся определить значение понятия «язык», обратившись к толковым словарям и выяснив значение этого слова.

Лексическое значение

Собирая информацию о лексическом значении слова «язык» я обратилась к толковым словарям. Из них я узнала, что это слово имеет несколько значений.

В словаре Ушакова Д.Н.[1] «ЯЗЫК — 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Розовый длинный язык собаки. Шершавый кошачий язык. Облизать губы языком. Обжечь язык. Положить таблетку под язык. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам. 2. Способность говорить, выражать словесно свои мысли Говорить на разных языках с кем-либо.

В «Современном толковом словаре»[2] написано: «Язык – 1) важнейшее средство человеческого общения. Зачем драться, у вас что, языка нет?2) Любая знаковая система. Язык животных. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Информационные языки.

В толковом словаре В.И.Даля [3] читаем: «Язык — мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков».

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [4] узнаём новые значения слова: «Язык – 1) пленный, захваченный для получения нужных сведений Взять языка. Допросить языка; 2) металлический стержень, производящий звон ударами о стенки колокола К языкам привязаны верёвки. Ударить языком о стенку».

Грамматическое значение, морфологическая характеристика

Слово «язык» — имя существительное.

Во-первых, обозначает предмет.

Во-вторых, является неодушевлённым, так как отвечает на вопрос ЧТО?

В-третьих, относится к мужскому роду (язык – он, мой).

В-четвёртых, может изменятся по числам (язык – языки) и падежам (Р.п. языка, Д.п. языку, П.п. о языке).

В-пятых, чаще всего в предложении выступает в роли подлежащего. Но может выполнять функции и других членов предложения, например дополнения.

1.Язык возник одновременно с возникновением общества. 2. Я владею английским языком.

Фонетический анализ

ЯЗЫК , я-зык – 2 слога

[iазык]

Я [i]-согласный, звонкий, мягкий

[а]-гласный, безударный

З [з]-согласный, звонкий, твёрдый

Ы [ы]-гласный, ударный

К [к]-согласный, глухой, твёрдый

4 буквы, 5 звуков

Словообразование [22]

Язык – язычок – язычковый

— язычишко

— язычище

— языкастый – языкастость

— языковой

— языковый

— безъязыкий

— межъязыковой

— надъязычный

— подъязычный

— языковедение – языковед – языковедческий

— языкознание

— двуязычный

— многоязычный

— трёхъязычный

Родственные слова [19]

Однокоренные слова: язычок, язычник, безъязыкий, языковед, языкознание, языковОй, языкОвый, языкатый, языкастый, косноязычный, язычество, русскоязычный, иноязычный, языковедение

Слова-синонимы: говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ, речь, нация.

История слова

Исследуя историю слова, можно встретить разные точки зрения о его корнях. В «Этимологическом словаре русского языка» Семёнова А.В. [14] я узнала, что слово древнерусское слово – языкъ (речь, орган вкуса). Общеславянское – jezyкъ (речь, то, что связывает людей, соединяет их в народ, народ, племя). Время появления в древнерусском языке – начало IX века. Это слово получило широкое распространение лишь в Х веке, при этом значение «орган вкуса» было для него основным изначально. Примерно с XI века засвидетельствовано значение «речь». Общеславянское слово jezyкъ восходит к индоевропейской основе. По мнению исследователей, исходя из наиболее исходного значения «речь», можно предположить, что корень в этом слове имеет отношение к общеславянскому vezati с начальным V, вероятно, под влиянием viti.

В «Этимологическом словаре» Фасмера[5] отмечена праславянская основа — *jezy-, родственная древнепрусскому insuwis «язык».Автор выделяет новгородский, белозерский диалектизм лязык. И прослеживает родство с литовским lieјu°vis (где l- от lie~јti «лизать»). А П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре» [6] указывает версию родства слов язык и узы, ведь именно язык связывает, объединяет народ.

Заглядывая дальше вглубь веков, лингвисты прослеживают связь языка, например, с латинским linguа (под влиянием lingЎ «лижу»), с греческим glоssa, с названием области Лангедок (Languedoc) в Южной Франции.

Какое значение этого слова старше, что появилось раньше? Язык — орган, которым говорят и лижут, или язык — речь, словесность? Учёные выдвигали разные гипотезы.Одни — проводили аналогии с лизать. А значение язык — переводчик, лазутчик было ещё в древнерусском! И широко известно по воспоминаниям, книгам и фильмам о войне.

В сети Internet [7] можно встретить и такое объяснение: «Разлагая сие славенское слово, находим, что оно составлено из местоимения я и имени зык, так что заключает в себе выражение: я (есмь) зык, то есть звук, звон, голос, гул. Славенское не по ветвенному только или условному значению (как в других языках), но само собою, т.е. заключающимся в нем разумом, показывает описываемую им вещь. Итак, я есть орудие голоса…»

У многих народов слово «язык» имеет общее звучание с русским словом.

По-украински язик

по-чешски jazyk;

по-сербскохорватски и по-словенски jezik

По-польски ендзик

По-испански lengua

по-латыни lingua;

по-французски langue или langage;

по-итальянски lingua или linguaggio,

по-английски рядом с language также tongue;

по-немецки рядом со Sprache также Zunge (например, deutsche Zunge)

Наблюдая над написанием слова «язык» могу сделать вывод, что первоначальное его значение всё же «орган, которым говорят и лижут». Так как корень данного слова во многих языках «ling»- лизать или «зик/зык/zik»-голос.

Для того чтобы выяснить, как живёт это слово в современном мире, было решено провести исследование с целью определения значения слова «язык» в русском языке. В анкетировании приняли участие 34 человека разного возраста, которым было предложено продолжить фразу «Язык – это…». В результате были выявлены следующие значения данного слова в современном русском языке:

— Язык – это наша речь. (5 человек)

— Язык – это умение (способность) разговаривать. (8 человек)

— Язык – это орган человека, с помощью которого говорят. ( 12 человек)

— Язык – это способ (средство) общения между людьми. (3 человека)

— Язык – это рыба.(1 человек)

— Язык – это то, без чего мы не можем говорить, выражать свои мысли, делиться эмоциями.(5 человек)

— Язык – это знаковая система. (3 человека)

Вывод: в современном обществе язык имеет, в первую очередь, значение органа человека, с помощью которого можно говорить.

Употребление в фольклоре и фразеологизмах.

Фразеологизмы

Язык на плече у кого-то (о большой усталости от дел, движения) [8]Язык прилип (о потере способности говорить.) [8]

Язык хорошо подвешен (о красноречивом, складно говорящем человеке) [15, 20]

Держать язык за зубами (умалчивать, не говорить о чём-л.) [8]

Ломать язык. (говорить неправильно, искажая слова, звуки.) [8]

Придержать язык (удержаться от высказывания) [8]

Прикусить язык (спохватившись, внезапно замолчать) [8]

Язык проглотишь (о чём-то вкусном)[15, 20]

Язык проглотить ( замолчать)[15, 20]

Эзоповский (эзопов) язык (иносказательный язык с умолчаниями и намёками) [17]

Чесать язык (говорить зря, пустословить)[18]

Чесать языки (сплетничать, злословить) [18]

Язык заплетается [20]

Язык не поворачивается [20]

Пословицы и поговорки

Язык телу якорь. [9]

Язык к знанию ключ. [9]

Без языка и колокол нем. [9]

Не спеши языком – торопись делом. [9]

Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. [9]

Не ножа бойся, а языка. [9]

Язык и хлебом кормит, и дело портит. [9]

Язык мой – враг мой. [16]

Язык до Киева доведёт.[16]

Язык без костей. [16, 20]

Язык болтает, а голова не знает.[21]

Язык мягок – что хочет, то и лопочет. [21]

Языком масла не собьёшь.[21]

Языком мели, а руками не разводи. [21]

Загадки [9]

Мокренький телёнок под лавкой лежит.

Если б не было его, не сказал бы ничего.

Лежит брус во всю Русь, и не гниет, и не тропнет.

За стеной костяной Соловейко спой!

Красная лисица из своей норки не выходит.

Костяной порог, за ним красный говорок.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Заключение

Суммировав всю информацию о слове «язык» мы получили его паспорт.

Во-первых, определили значение слова. ЯЗЫК – слово общеупотребительное.

Во-вторых, указали происхождение слова. Оно имеет праславянские корни.

В-третьих, указали круг родственных слов: однокоренных и близких по значению.

Наконец, привели примеры употребления слова в фольклоре и фразеологизмах.

В дальнейшем планируется продолжить работу над созданием паспорта слова, анализируя его использование в текстах различных стилей: художественного, публицистического, научного, разговорного.

Потому что язык это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли, любые мысли. Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности. Именно язык хранит и бережет все людское познание с древнейших времен до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.

Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника — издавна именуются одним и тем же словом.

По-русски и то и другое называется «язык».

Список литературы

Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» http://slovorus.ru

Ефремова Т.Ф. «Современный толковый словарь» http://slovorus.ru

Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо; Форум, 2007

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010

Фасмер Макс «Этимологический словарь» http://etymolog.ruslang.ru/

Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь» http://etymolog.ruslang.ru/

www.scarb.ru

Фразеологизмы

Ушакова О.Д. «Пословицы, стихи и загадки о русском языке»/Издательский дом «Литера», 2006

Крылов Г.А. «Словарь ошибок русского языка». СПб, ООО «Виктория плюс», 2009

Загадки и считалки для дошкольников/Авт-сост. Н.В.Белов.-Минск: Харвест, 2008

http://www.chitaikin.ru

http://lib.ru/PROZA/USPENSKIJ_L/slovo.txt

Семёнов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2003 г.

Быстрова Е.А. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: Олма Медиа Групп, 2009

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: Олма Медиа Групп, 2009

Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. Минск – Росса, 2010

Шильнова Н.И. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2010



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap